Недостаточность имущества кредитной организации имеет место в случае, когда стоимость её активов меньше размера её обязательств. 

Основным активом кредитной организации являются ссудные (кредитные) операции, далее идут инвестиции в ценные бумаги и прочие финансовые инструменты, кассовые активы; доля основных средств в структуре активов, как правило, невелика. К пассивам кредитной организации относятся собственные средства (уставный капитал, резервный фонд, нераспределённая прибыль), депозиты (вклады), средства клиентов на расчётных счетах, эмитированные банком облигации и другое. Конкретная структура активов и пассивов кредитной организации зависит от множества факторов. 

Согласно пункту 1 статьи 18964 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стоимость активов и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами ЦБ РФ. Подобных нормативных актов имеется огромное количество, и для их адекватного понимания требуется наличие специальных познаний в сфере финансов. 

Таким образом, если неплатёжеспособность кредитной организации подлежит определению на основании чётких критериев, установленных непосредственно Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то недостаточность имущества кредитной организации фактически определяется на основании подзаконных актов, принимаемых ЦБ РФ, то есть лицом, которое в подавляющем большинстве случаев и является инициатором банкротства банков. Разумеется, подобное положение вещей предоставляет ЦБ РФ довольно широкие возможности при рассмотрении арбитражным судом обоснованности его заявления о признании кредитной организации несостоятельной, которыми сотрудники ЦБ РФ невозбранно пользуются. А отсутствие реальной состязательности на этой стадии рассмотрения дела ввиду того, что интересы должника представляет назначенная ЦБ РФ и состоящая из его служащих временная администрация, делает шансы на то, что суд не поверит доводам заявителя о наличии у должника признаков недостаточности имущества, совсем, уж, призрачными. 

Наиболее часто используемым приёмом, позволяющим манипулировать соотношением активов и пассивов кредитной организации, является формирование дополнительных резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности (не путать с обязательными резервами, депонируемыми в соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 02.12.1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»). 

Правовое регулирование отношений, связанных с формированием указанных резервов, осуществляется Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, утверждённой ЦБ РФ 28.06.2017 года №590-П (далее – Положение от 28.06.2017 года №590-П). 

Пункт 1.1. Положения от 28.06.2017 года №590-П обязывает кредитные организации формировать резервы на возможные потери по ссудам. В силу пункта 1.5. Положения от 28.06.2017 года №590-П резервы формируются по каждой ссуде или по портфелю однородных ссуд. Пункт 1.3. Положения от 28.06.2017 года №590-П устанавливает, что резерв формируется при обесценении ссуды, то есть потери ссудой стоимости вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения заёмщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией либо при существовании угрозы такого неисполнения или ненадлежащего исполнения (кредитный риск). 

Таким образом, вышеприведённые нормы означают, что резервы на возможные потери по ссудам фактически должны формироваться по каждому выданному банком кредиту, поскольку кредитный риск, выражающийся в возможности неисполнения или ненадлежащего исполнения заёмщиком своих обязательств, присутствует всегда. Кроме того, как следует из преамбулы Положения от 28.06.2017 года №590-П, указанные резервы формируются не только по денежным требованиям банка, вытекающим из собственно кредитных сделок, но и по другим денежным требованиям и требованиям, вытекающим из сделок с финансовыми инструментами, приравненным к ссудам, перечень которых приведён в Приложении №1 к Положению от 28.06.2017 года №590-П (векселя, банковские гарантии, факторинг, уступка требования, закладные, поставка финансовых активов, аккредитивы, лизинг и др.). 

Иными словами, банк должен формировать резервы в отношении практически всех своих активов, относящихся к ссудным операциям и вложениям в ценные бумаги и прочие финансовые инструменты, совокупная доля которых в балансе кредитной организации составляет, как правило, 70-80%. Правило об обязательности формирования резервов не распространяется лишь на отдельные категории денежных требований и финансовых инструментов, в частности на требования к самому ЦБ РФ. От формирования резервов также освобождены кредитные организации, осуществляющие функции центрального контрагента, но только по операциям, связанным с осуществлением клиринговой деятельности и исполнением функций центрального контрагента. 

Исходя из уровня кредитных рисков ссуды классифицируются по 5 категориям качества: I категория – маловероятный кредитный риск, II категория – умеренный кредитный риск, III категория – значительный кредитный риск, IV категория – высокий кредитный риск, V категория – возврат ссуды маловероятен. 

Расчётный размер резерва определяется по таблице №2 пункта 3.11. Положения от 28.06.2017 года №590-П: I категория – 0%, II категория – от 1% до 20%, III категория – от 21% до 50%, IV категория – от 51% до 100%, V категория – 100%. 

Если ссуда имеет обеспечение, то расчётный размер резерва подлежит пересчёту по формуле, приведённой в пункте 6.7. Положения от 28.06.2017 года №590-П. Однако в этой формуле учитывается лишь обеспечение I или II категории качества, перечень которого приведён, соответственно, в пунктах 6.2. и 6.3. Положения от 28.06.2017 года №590-П. 

Чтобы понять правовую природу резервов на возможные потери по ссудам, необходимо обратиться к пункту 12.11. Части I Характеристики Плана счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций, утверждённого Положением от 27.02.2017 года №579-П, согласно которому «активы принимаются к бухгалтерскому учёту по их первоначальной стоимости; в дальнейшем … активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) … путём создания резервов на возможные потери.». 

Таким образом, резервы на возможные потери на самом деле никакими резервами не являются; это не «живые» деньги, не кубышка на «чёрный день». По сути, резервы на возможные потери представляют собой инструмент для переоценки балансовой стоимости активов кредитной организации, их формирование означает уменьшение размера стоимости соответствующего актива в бухгалтерском балансе банка. 

[Пример. АО «Газмяс-Банк» выдало кредит гражданину Пупкину в размере 1 миллиона рублей. Этот кредит, являющийся для банка активом, был принят к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости – 1 миллион рублей. Выданный Пупкину кредит был классифицирован по II категории с установлением резерва на возможные потери в размере 20%. С учётом этого резерва кредит был переоценён и был отражён в бухгалтерской отчётности АО «Газмяс-Банк» по балансовой стоимости, составляющей 800 тысяч рублей.]

Сами резервы на возможные потери учитываются в бухгалтерском учёте кредитной организации на специальных счетах, коих насчитывается несколько десятков (по межбанковским расчётам, по различным кредитам, по прочим размещённым средствам, по векселям, по акциям и т.д.). В соответствии с абзацем восьмым пункта 15. Части I Характеристики Плана счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций, утверждённого Положением от 27.02.2017 года №579-П, на этих пассивных счетах производится учёт движения (формирования (доначисления), восстановления (уменьшения)) резервов на возможные потери. Формирование (доначисление) резервов отражается по кредиту этих счетов в корреспонденции со счётом по учёту расходов. Восстановление (уменьшение) резервов отражается по дебету этих счетов в корреспонденции со счётом по учету доходов. Кроме того, по дебету этих счетов отражается списание (частичное или полное) балансовой стоимости нереальных к взысканию активов. 

Таким образом, резервы на возможные потери формируются (доначисляются) при: 1) первоначальной классификации актива; 2) при реклассификации актива в сторону ухудшения категории; 3) при утрате ранее предоставленного обеспечения I или II категории качества; 4) при увеличении номинального размера задолженности. Восстановление на доходы (уменьшение) резервов происходит при: 1) реклассификации актива в сторону улучшения категории; 2) при предоставлении обеспечения I или II категории качества; 3) при уменьшении номинального размера задолженности (гашение задолженности); 4) при списании задолженности как безнадёжной; 5) при выбытии (отчуждении) актива. 

Роль резервов на возможные потери в регулировании банковской деятельности состоит в том, что эти резервы не позволяют кредитным организациям «раздуть» в балансе значения строк своих активов за счёт кредитов, по которым есть высокие риски невозврата. Это позволяет как профессиональным участникам рынка, так и простым вкладчикам получать более объективное представление о реальном состоянии дел конкретного банка. Именно по этой причине ЦБ РФ уделяет огромное внимание правильности формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, проводя камеральные и выездные проверки и – в случае установления нарушений – направляя обязательные для исполнения предписания о доначислении резервов. 

Однако, как это часто бывает, данный инструмент может быть использован не только во благо, но и во зло. Когда ЦБ РФ требует от банка доначислить резервы на возможные потери, банк имеет возможность не исполнять соответствующее предписание сразу, а оспорить его в арбитражном суде, обратившись с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, одновременно заявив ходатайство о приостановлении действия этого предписания до разрешения спора. Но при назначении временной администрации по управлению кредитной организации и приостановлении полномочий её исполнительных органов, что, как уже отмечалось выше, всегда происходит при отзыве лицензии, эти полномочия переходят к временной администрации, состоящей преимущественно из служащих ЦБ РФ. Временная администрация, заполучив полномочия исполнительных органов кредитной организации, имеет возможность формировать и доначислять резервы на возможные потери, как ей вздумается. 

Зачастую при рассмотрении арбитражным судом обоснованности заявления ЦБ РФ о признании кредитной организации банкротом складывается ситуация, когда назначенная после отзыва лицензии временная администрация, «представляя интересы должника», приобщает в материалы дела составленный ею на дату отзыва лицензии бухгалтерский баланс, в котором есть две колонки: «данные на отчётную дату» и «данные на отчётную дату по результатам обследования, проведённого временной администрацией». При этом балансовая стоимость активов кредитной организации во второй колонке в подавляющем большинстве случаев меньше значения в первой. Более того – как правило, недостаточность имущества в виде превышения размера обязательств над стоимостью активов банка прослеживается у кредитной организации только во второй колонке. 

Надо сказать, что временные администрации банков никогда и не скрывают причины подобных расхождений – они честно указывают, что балансовая стоимость активов кредитной организации уменьшилась по результатам обследования вследствие того, что временная администрация, доначислила резервы на возможные потери. Суды, в свою очередь, как правило, благосклонно принимают подобные объяснения и устанавливают в своих решениях наличие признака недостаточности имущества именно на основании «скорректированных» временными администрациями бухгалтерских балансов. 

Парадокс ситуации заключается в том, что те же самые суды после признания кредитной организации банкротом, требуют от её конкурсного управляющего восстановить на доходы имеющиеся у кредитной организации резервы на возможные потери в полном объёме (то есть полностью их обнулить, включая и те, что были сформированы ещё до отзыва лицензии на осуществление банковских операций и назначения временной администрации).

Так, например, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2016 года по делу №А40-125304/2015 прямо указано, что «с момента отзыва лицензии кредитная организация не только не вправе относить на расходы, учитываемые в целях налогообложения, резервы на возможные потери, но и формировать указанные резервы», а в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций, которые были оставлены без изменения указанным постановлением, отмечено, что «за период, в котором у банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций, вся сумма ранее сформированного резерва на возможные потери должна быть восстановлена на доход, то есть резерв на возможные потери должен быть равен нулю». Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2016 года по делу №А55-2047/2015 и ряде других судебных актов.

Указанные судебные акты были приняты в рамках споров по оспариванию решений налоговых органов о привлечении признанных банкротами кредитных организаций к налоговой ответственности (дело в том, что в силу пункта 2 ст. 292 НК РФ суммы резервов на возможные потери включаются в состав внереализационных расходов, что уменьшает объект налогообложения по налогу на прибыль организаций, в то время как согласно подпункту 20 пункта 2 ст. 290 НК РФ сумма восстановленных на доход резервов на возможные потери считается доходом, который, соответственно, увеличивает объект налогообложения по налогу на прибыль организаций).

Однако есть практика установления обязанности конкурсного управляющего кредитной организации по восстановлению на доходы резервов на возможные потери судебными актами, принятыми в рамках дела о банкротстве. Так, например, в определении Арбитражного суда Оренбургской области от 03.01.2018 года по делу №А47-13410/2014, принятом в рамках обособленного спора по жалобе конкурсного кредитора на действия (бездействие) конкурсного управляющего (АСВ) кредитной организации, указано, что «с момента отзыва лицензии банк утрачивает специальную правоспособность … сумма резерва, созданного и не использованного банком до отзыва лицензии, подлежит восстановлению в составе доходов; после отзыва лицензии банк не имеет право создавать (переносить) резерв на возможные потери по ссудам … представитель конкурсного управляющего является лицом, обязанным восстановить на доходы резервы на возможные потери, числившиеся по бухгалтерскому учёту должника на момент открытия конкурсного производства». Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 года и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2018 года указанное определение, обжалованное конкурсным управляющим в части выводов суда об обязанности управляющего восстанавливать на доходы резервы на возможные потери, оставлено без изменения.

[Здесь автор статьи должен отметить, что указанная выше судебная практика формировалась до принятия Федерального закона от 23.04.2018 года №105-ФЗ, которым ст. 292 НК РФ была дополнена пунктом 4, устанавливающим, что резервы на возможные потери, сформированные и не полностью использованные банком до отзыва лицензии, не подлежат восстановлению на доходы после отзыва этой лицензии. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 23.04.2018 года №105-ФЗ введённый этим законом пункт 4 ст. 292 НК РФ применяется при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды начиная с 1 января 2017 года. 

Данная законодательная новелла вызывает ряд вопросов. Например, почему нельзя восстановить (полностью или частично) на доходы резерв, сформированный в отношении конкретного кредита, который был погашен (полностью или частично) заёмщиком после отзыва у банка лицензии? Или почему нельзя сделать то же самое в случае, когда актив кредитной организации, в отношении которого был сформирован резерв, был реализован путём продажи с торгов и выбыл из владения банка? Что делать в случае списания с баланса кредитной организации задолженности конкретного заёмщика как безнадёжной ко взысканию? 

Вероятно, на эти вопросы должен ответить Центральный Банк Российской Федерации, потому что абзац второй пункта 4 ст. 292 НК РФ именно на него возлагает определение порядка использования резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, сформированной до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. 

Представляется вполне очевидным, что рассматриваемая законодательная новелла увеличивает дискретные полномочия Центрального Банка Российской Федерации, которыми он будет пользоваться, разумеется, в собственных интересах и интересах АСВ, а отнюдь не в интересах иных лиц, участвующих в делах о банкротстве кредитных организаций. 

В то же время следует отметить, что пункт 4 ст. 292 НК РФ не устанавливает запрета на восстановление на доходы резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, сформированных после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, то есть досозданных уже в период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией. Следовательно, в отношении сумм резервов, досозданных временной администрацией, вполне возможно использовать те правовые позиции, которые были сформулированы арбитражными судами в период до принятия Федерального закона от 23.04.2018 года №105-ФЗ.] 

Стоит отметить, что на практике возможны случаи, когда временная администрация по управлению кредитной организации, назначенная после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, не просто доначисляет резервы на возможные потери по ссудам, но делает это «с особым цинизмом» – путём массовой реклассификации кредитов и финансовых инструментов в сторону ухудшения их категории при отсутствии для этого реальных фактических оснований и в нарушение норм Положения от 28.06.2017 года №590-П. 

[Здесь автор хотел бы заявить о том, что было бы неплохо получить от Пленума Верховного Суда Российской Федерации официальные разъяснения относительно возможности квалификации действий руководителя, заместителя руководителя и членов временной администрации по управлению кредитной организацией, направленных на искусственное создание признаков недостаточности имущества кредитной организации путём уменьшения балансовой стоимости её активов за счёт доначисления резервов на возможные потери по ссудам, осуществляемого при реклассификации этих ссуд, при заведомом отсутствии оснований для такой реклассификации и преследующих целью признание кредитной организации несостоятельной (банкротом), как наказуемых в соответствии с УК РФ и/или КоАП РФ.] 

Сложность пресечения подобных действий временной администрации заключается не только в отсутствии действенного ведомственного контроля (ЦБ РФ не будет проверять и, тем более, наказывать членов временной администрации, являющихся его же собственными служащими), и в отсутствии реальной состязательности на стадии рассмотрения обоснованности заявления ЦБ РФ о признании банка несостоятельным (о чём уже неоднократно упоминалось), но и в том, что арбитражный суд, рассматривающий обоснованность такого заявления, формально не обязан проверять правильность реклассификации кредитов и прочих ссуд, осуществлённой временной администрацией. 

В силу пункта 1 статьи 18964 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стоимость активов и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами ЦБ РФ. И если временная администрация, назначенная ЦБ РФ, говорит, что её данные о превышении размера обязательств кредитной организации над стоимостью активов основаны на таких методиках, а представитель ЦБ РФ, поддерживающий заявление в судебном заседании, с этим соглашается, то у суда должны быть очень весомые причины, чтобы усомниться в этом. Тем более, что как разбиралось выше, отдельные действия временной администрации подлежат обжалованию не в рамках дела о банкротстве, а в отдельном деле, рассматриваемом в порядке главы 24 АПК РФ, и, соответственно, если те или иные действия временной администрации не были обжалованы в указанном порядке, то суд, рассматривающий дело о банкротстве, исходит из презумпции их законности. 

Продолжение — часть 3

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Особенности дел о банкротстве кредитных организаций. Часть 2-3» 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.