Принятие решения о признании кредитной организации банкротом, открытие конкурсного производства и утверждение конкурсного управляющего

В силу пункта 2 статьи 18913 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при банкротстве кредитной организации такие процедуры как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются. Поэтому в силу пункта 5 статьи 18967 и пункта 1 статьи 18973 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при признании требований заявителя, обратившегося с заявлением о признании банка несостоятельным, суд сразу выносит решение о признании кредитной организации банкротом, открытии конкурсного производства и утверждении конкурсного управляющего. 

Согласно пункту 2 статьи 18973 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство вводится сроком на один год; срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев. 

Последствия открытия конкурсного производства в отношении кредитной организации указаны в статье 18976 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: 1) продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в том числе в случае вступления после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным приказа ЦБ РФ об отзыве этой лицензии; 2) сведения о финансовом состоянии кредитной организации не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну; 3) совершение сделок, исполнение судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, которые связаны с отчуждением имущества кредитной организации или влекут за собой передачу её имущества третьим лицам во владение и в пользование, допускаются исключительно в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 4) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования к кредитной организации, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требований по текущим обязательствам, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве; 5) прекращается исполнение исполнительных документов об обращении взыскания на имущество кредитной организации, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации, исполнительные документы, подлежат передаче конкурсному управляющему; 6) снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации, наложение новых арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения её имуществом не допускается; 7) исполнение обязательств кредитной организации, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 8) судебные акты, акты иных органов, должностных лиц об обращении взыскания на денежные средства, находившиеся на банковских счетах, во вкладах клиентов кредитной организации, о наложении ареста и (или) иных ограничений распоряжения указанными средствами исполняются в порядке, установленном статьей 18996 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 9) прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных её органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации. 

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, согласно пункту 2 статьи 18968 и пункту 1 статьи 18977 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является АСВ. 

Если же кредитная организация не имела такой лицензии, то конкурсный управляющий утверждается согласно порядку, установленному пунктом 1 статьи 18968 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Особенность этого порядка заключается в том, что кандидатура конкурсного управляющего представляется ЦБ РФ, причём даже в тех случаях, когда заявление о признании банка банкротом подано не ЦБ РФ. Порядок выбора самим ЦБ РФ кандидатуры управляющего определён Указаниями ЦБ РФ от 02.11.2017 года №4596-У – выбор осуществляется из списка специально аккредитованных при ЦБ РФ лиц, которые проходят аккредитацию в порядке, определённом Положением, утверждённым ЦБ РФ 22.02.2017 года №578-П. Кандидаты, претендующие на получение аккредитации, должны успешно пройти обучение по специальной программе согласно Указаниям ЦБ РФ от 13.03.2017 года №4313-У. 

Следует отметить, что в пункте 3 статьи 18968 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержится поистине иезуитская норма – при непредставлении ЦБ РФ кандидатуры управляющего-физического лица (которую он как бы обязан представить) ЦБ РФ представляет для утверждения в качестве конкурсного управляющего кандидатуру АСВ. Кроме того, если ранее назначенный конкурсный управляющий-физическое лицо будет освобождён или отстранён от исполнения своих обязанностей, то полномочия конкурсного управляющего переходят к АСВ. 

Полномочия конкурсного управляющего перечислены в статье 18978 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 

Согласно пункту 13 статьи 18977 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АСВ осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности. Требования к кандидатуре представителя конкурсного управляющего, его полномочия, а также порядок его назначения определены Положением о представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией, утверждённым решением правления АСВ от 27.02.2012 года, протокол №106 (далее – Положение АСВ от 27.02.2012 №106). В силу пункта 14 статьи 18977 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АСВ обязано утвердить представителя конкурсного управляющего и направить соответствующую информацию в ЦБ РФ и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в течение 5 дней с момента принятия решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. 

В соответствии с пунктом 4.1. Положения АСВ от 27.02.2012 №106 для обеспечения деятельности представителя конкурсного управляющего формируется группа сопровождения, которая состоит из необходимого количества сотрудников различных структурных подразделений АСВ. О формировании группы издаётся соответствующее распоряжение. 

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 18977 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АСВ не получает вознаграждения за осуществление функций конкурсного управляющего кредитной организации. Однако согласно подпункту 6 пункта 4 статьи 18978 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АСВ как конкурсный управляющий может привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов, оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счёт имущества кредитной организации. Делается это в двух формах: 1) путём заключения договоров с организациями, отобранными по конкурсу; 2) путём заключения договоров с отдельными физическими лицами. 

Если говорить про первую форму, то она регламентирована Положением о проведении отбора специализированных организаций на право оказания услуг при ликвидации кредитных организаций, утверждённым решением правления АСВ от 06.06.2013 года, протокол №34 (далее – Положение АСВ от 06.06.2013 года №34). 

Организации, желающие работать на АСВ в рамках дел о несостоятельности кредитных организаций, прежде всего должны получить аккредитацию при самом АСВ. Аккредитация предоставляется по конкретной номинации, из перечня, содержащегося в пункте 2.1. Положения АСВ от 06.06.2013 года №34. Аккредитацию может получить только организация (юридическое лицо), которая соответствует требованиям, указанным в Положении АСВ от 06.06.2013 года №34 применительно к конкретной номинации. С организацией, которая получила аккредитацию, заключается договор о взаимодействии. Аккредитация выдаётся на 2 года и может быть продлена. Перечень аккредитованных при АСВ организаций публикуется на сайте АСВ – отдельно по каждой номинации. 

При возникновении необходимости привлечения специализированной организации для обеспечения деятельности конкурсного управляющего в отношении конкретного должника-банкрота АСВ проводит конкурсный отбор среди аккредитованных организаций по конкретной номинации. С победителем конкурса заключается договор возмездного оказания услуг. 

Вторая форма предполагает заключение представителем конкурсного управляющего договора возмездного оказания услуг с отдельно взятым специалистом-физическим лицом. Также представитель конкурсного управляющего, действуя как руководитель должника-банкрота, может принимать работников в штат признанной банкротом кредитной организации на основании срочных трудовых договоров. 

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего кредитной организации в соответствии со статьёй 18979 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляется ЦБ РФ, который при выявлении нарушений со стороны управляющего может направить ему обязательное для исполнения предписание. Неисполнение предписания управляющим-физическим лицом может служить основанием для лишения его аккредитации при ЦБ РФ и последующего отстранения от исполнения обязанностей управляющего на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 18981 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Неисполнение предписания управляющим-АСВ может служить основанием для обращения ЦБ РФ в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве с соответствующей жалобой. 

Само АСВ не может быть отстранено от исполнения полномочий конкурсного управляющего. Однако согласно пункту 4 статьи 18981 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» может быть отстранён представитель конкурсного управляющего на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение представителем АСВ обязанностей представителя конкурсного управляющего при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы или повлекло за собой убытки для кредитной организации либо её кредиторов. 

Прекращение производства по делу о банкротстве кредитной организации

Пункт 1 статьи 18970 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для прекращения арбитражным судом производства по делу о банкротстве кредитной организации: 1) признание в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными; 2) удовлетворение всех требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, в порядке предусмотренном пунктом 14 статьи 18993 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 3) завершение конкурсного производства. 

Как видно, основания прекращения производства по делу о банкротстве кредитной организации несколько отличаются от оснований прекращения производства по делу о банкротстве обычного юридического лица. 

Так, например, статья 57 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не относит завершение конкурсного производства к основаниям прекращения производства по делу о банкротстве. При этом если сравнивать между собой нормы статьи 149 и 189100 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то особой разницы между процедурами завершения конкурсного производства кредитной и обычной организаций не усматривается. В обоих случаях после рассмотрения отчёта конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, являющееся основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности организации, с той лишь разницей, что в случае с кредитной организацией копия определения направляется также в ЦБ РФ. 

Вообще прекращение производства по делу о банкротстве предполагает прекращение действия всех ограничений, связанных с признанием должника банкротом, и восстановлением его нормальной деятельности. В случае завершения конкурсного производства этого очевидно не возникает. Поэтому логика законодателя, определившего, что завершение конкурсного производства в отношении кредитной организации является основанием для прекращения производства по делу о его банкротстве, представляется несколько странной. 

В случае, когда производство по делу о банкротстве прекращается в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, арбитражный суд согласно пункту 1 статьи 189100 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выносит определение о прекращении производства по делу. Согласно пункту 3 этой же статьи в этом случае решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. 

Если говорить про саму процедуру удовлетворения требований в порядке, предусмотренном статьёй 18993 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то она начинается с того, что заявитель (им могут быть как участники должника, так и третьи лица) направляет в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, конкурсному управляющему и в ЦБ РФ заявление о намерении предоставить денежные средства для исполнения обязательств кредитной организации. К заявлению прикладываются доказательства внесения не депозитный счёт суда 10 миллионов рублей. В заявлении указывается расчётный счёт заявителя и прочие реквизиты. 

Конкурсный управляющий в течение 3 дней публикует в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) сообщение о поступлении указанного заявления. Также конкурсный управляющий открывает специальный счёт, предназначенный только для удовлетворения требований кредиторов. 

С момента публикации в ЕФРСБ приостанавливается реализация имущества должника, прекращаются расчёты с кредиторами, приостанавливается рассмотрение заявлений о признании недействительными сделок должника и заявлений о привлечении к ответственности контролировавших должника лиц. Также приостанавливается рассмотрение требований кредиторов, заявленных после даты закрытия реестра. 

В течение 15 дней с момента публикации в ЕФРСБ конкурсный управляющий направляет заявителю и в арбитражный суд справку, в которой указывается: 1) размер текущих требований; 2) размер требований, включённых в реестр; 3) размер заявленных, но не рассмотренных требований. Если на момент публикации в ЕФРСБ реестр ещё не закрыт, то справка направляется в течение 15 дней с момента окончания рассмотрения требований всех кредиторов, заявленных до даты закрытия реестра, но не позднее 2 месяцев с даты закрытия реестра. В справке указываются реквизиты специального счёта, открытого конкурсным управляющим. 

Заявитель должен внести на специальный счёт, открытый конкурсным управляющим денежные средства, достаточные для удовлетворения текущих требований и требований, включённых в реестр, указанных в справке. 5% от требуемой суммы он должен внести в течение 7 дней с момента получения справки, а в течение 3 месяцев – все 100%. Если деньги поступят не вовремя и/или не в полном объёме, то конкурсный управляющий возвращает заявителю денежные средства со счёта и публикует в ЕФРСБ сообщение о признании исполнения обязательств должника несостоявшимся. В этом случае на основании соответствующего определения суда деньги, внесённые заявителем на депозитный счёт суда, перечисляются в пользу должника в качестве штрафа. Кроме того, с заявителя могут быть взысканы суммы убытков, понесённые должником и его кредиторами в связи с приостановлением реализации имущества должника, расчётов с кредиторами, рассмотрением заявлений о включении требований в реестр, заявлений о признании недействительными сделок должника, заявлений о привлечении к ответственности контролировавших должника лиц. 

В случае поступления денег в полном объёме в установленный срок конкурсный управляющий за счёт них в течение 14 дней производит удовлетворение текущих требований и требований, включённых в реестр, соблюдая при этом установленную законом очерёдность их удовлетворения. Удовлетворив все требования, конкурсный управляющий публикует соответствующее сообщение об этом в ЕФРСБ. 

В течение 14 дней после удовлетворения требований конкурсный управляющий направляет в арбитражный суд, ЦБ РФ, а также в адрес заявителя отчёт об исполнении всех обязательств кредитной организации. 

ЦБ РФ по ходатайству заявителя в течение 1 месяца с момента получения отчёта конкурсного управляющего вправе принять решение о выдаче должнику новой лицензии на осуществление банковских операций. Однако для принятия такого решения должны одновременно соблюдаться следующие условия: 1) исполнение обязательств кредитной организации осуществлено не позднее 6 месяцев со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций; 2) арбитражным судом подтверждено погашение всех обязательств кредитной организации, возникших на день отзыва лицензии; 3) отсутствуют предъявленные требования кредиторов после включения в ЕФРСБ сообщения о получении заявления о намерении исполнить обязательства должника; 4) имеется справка уполномоченного органа об отсутствии у кредитной организации задолженности по уплате обязательных платежей; 5) на момент рассмотрения ходатайства кредитная организация удовлетворяет всем требованиям для выдачи лицензии на осуществление банковских операций. О принятом решении ЦБ РФ уведомляет конкурсного управляющего и арбитражный суд. 

Если ЦБ РФ решил выдать новую лицензию, то арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве на основании ходатайства ЦБ РФ. Денежные средства, перечисленные заявителем на депозит суда, возвращаются ему обратно. Денежные средства, перечисленные заявителем на специальный счёт, открытый конкурсным управляющим, считаются предоставленными кредитной организации в качестве беспроцентного займа, срок возврата которого определён моментом востребования, но не ранее прекращения производства по делу о банкротстве кредитной организации. 

Если ЦБ РФ решил не выдавать новую лицензию, то конкурсный управляющий делает об этом соответствующую публикацию в ЕФРСБ, в которой разъясняет участникам (акционерам) должника их преимущественное право выкупа имущества должника. Участники (акционеры) могут в течение 30 дней с даты публикации перечислить заявителю всю сумму, которую он заплатил в счёт исполнения обязательств должника, о чём они должны уведомить конкурсного управляющего. 

Если участники (акционеры) не заплатят заявителю, то по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. В этом случае конкурсный управляющий в течение 30 дней передаёт всё имущество должника заявителю, а должник исключается из ЕГРЮЛ. Если участники (акционеры) перечислят деньги заявителю, то по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. В этом случае конкурсный управляющий в течение 30 дней передаёт всё имущество должника его участникам (акционерам), а должник исключается из ЕГРЮЛ. После вступления в силу определения суда о завершении конкурсного производства деньги, внесённые заявителем на депозит суда, возвращаются заявителю. 

Все споры, возникающие в связи с исполнением обязательств кредитной организации в порядке, предусмотренном статьёй 18993 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», рассматриваются в рамках дела о банкротстве кредитной организации. 

Такое основание прекращения производства по делу о банкротстве кредитной организации как признание в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными, в случае, когда заявителем является ЦБ РФ, на практике не применяется. В ходе конкурсного производства признание необоснованными требований ЦБ РФ, на основании которых банк был признан несостоятельным, возможно только путём пересмотра решения суда о признании кредитной организации банкротом. 

В силу пункта 2 статьи 18970 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при прекращении производства по делу о банкротстве кредитной организации прекращают действие все ограничения, являющиеся последствиями открытия конкурсного производства; прекращение производства по делу о банкротстве не влечёт за собой прекращения действия последствий отзыва лицензии на осуществление банковских операций. 

Согласно пункту 3 статьи 18970 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прекращение производства по делу о банкротстве кредитной организации является основанием для обращения ЦБ РФ в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации кредитной организации. Исключением из этого правила являются случаи, когда приказ об отзыве лицензии был признан недействительным решением суда, вступившим в законную силу, либо когда ЦБ РФ решил выдать банку новую лицензию. 

Продолжение — часть 4

Автор публикации

Адвокат Калинин Михаил Сергеевич
Новосибирск, Россия
Адвокат по банкротству, арбитражным спорам, делам об административных правонарушениях в сфере экономической деятельности, конституционному судопроизводству.

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Особенности дел о банкротстве кредитных организаций. Часть 3» 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.

Похожие публикации