Включение требований кредиторов кредитной организации в реестр требований кредиторов должника

Кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования для их включения в реестр требований кредиторов должника: 1) в период деятельности временной администрации; 2) в период конкурсного производства. 

В соответствии с пунктом 11 статьи 18932 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временная администрация после своего назначения публикует в газете «Коммерсантъ» и в журнале «Вестник Банка России» сообщение о своём назначении. В этом сообщении указывается порядок предъявления кредиторами требований к кредитной организации. 

Согласно пункту 12 статьи 18932 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы могут предъявить свои требования в любой момент в период деятельности временной администрации. В соответствии с пунктом 14 этой же статьи требования предъявляются непосредственно временной администрации с приложением документов, подтверждающих обоснованность этого требования, в подлинниках либо в форме надлежащим образом заверенных копий. 

Согласно пункту 15 статьи 18932 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временная администрация рассматривает поступившее требование в течение 30 рабочих дней, по истечении которых либо включает требование в реестр (полностью или частично), либо отказывает во включении в реестр. В тот же срок временная администрация направляет заявителю письменное уведомление о принятом решении. 

Пункт 16 статьи 18932 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» позволяет временной администрации на основании имеющихся в кредитной организации сведений включать в реестр самостоятельно (то есть без заявления кредитора) требования, вытекающие из договоров банковского вклада и банковского счёта в размере остатка денежных средств на соответствующих счетах. При этом пункт 17 той же статьи устанавливает, что если вклад был застрахован в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», то требование включается в реестр в размере остатка денежных средств на счёте в размере, превышающем сумму причитающегося кредитору в соответствии с указанным федеральным законом страхового возмещения. 

В силу пункта 20 статьи 18932 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования в иностранной валюте и требования по договорам банковского вклада/счёта в драгоценных металлах пересчитываются в рублях по курсу/учётной цене, установленному(ой) ЦБ РФ на день отзыва лицензии у кредитной организации. 

Реестр требований кредиторов ведётся по форме, определённой Положением о временной администрации по управлению кредитной организации, утверждённым ЦБ РФ от 09.11.2005 года №279-П. После открытия конкурсного производства реестр передаётся конкурсному управляющему вместе со всей документацией, печатями, штампами и материальными ценностями в порядке, определённом пунктом 2 статьи 18943 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По отдельной описи передаются требования кредиторов, которые были предъявлены в период деятельности временной администрации, но не были ею рассмотрены на момент истечения её полномочий. 

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18985 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе конкурсного производства кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования в любое время, однако конкурсный управляющий устанавливает срок, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым. Этот срок не может быть менее 60 дней (для участия в первом собрании кредиторов – 30 дней) с даты опубликования в газете «Коммерсантъ» сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования, заявленные после указанной даты, учитываются как «зареестровые». Нерассмотренные временной администрацией требования, переданные конкурсному управляющему по отдельной описи, считаются предъявленными в день опубликования в газете «Коммерсантъ» сообщения о признании кредитной организации банкротом. 

Требования направляются непосредственно в адрес конкурсного управляющего по адресу, указанному в сообщении в газете «Коммерсантъ». АСВ как конкурсный управляющий рассматривает поступившие требования в соответствии с Порядком установления требований кредиторов и ведения реестра требований кредиторов кредитной организации в ходе конкурсного производства (принудительной ликвидации), утверждённым решением правления АСВ от 27.04.2006 года, протокол №23 (далее – Порядок АСВ от 27.04.2006 года №23), и Методикой установления требований кредиторов и ведения реестра требований кредиторов ликвидируемой кредитной организации, утверждённой решением правления АСВ 07.09.2006 года, протокол №54 (далее – Методика АСВ от 07.09.2006 года №54), в течение 30 рабочих дней, по истечении которых либо включает требование в реестр (полностью или частично), либо отказывает во включении в реестр. В тот же срок конкурсный управляющий направляет заявителю письменное уведомление о принятом решении. 

Нельзя пройти мимо такой темы, как обжалование кредитором отказа во включении требования в реестр временной администрацией или конкурсным управляющим кредитной организации. 

В случае, когда такой отказ исходит от конкурсного управляющего, всё довольно просто. Согласно пункту 5 статьи 18985 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредитор вправе подать в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим его требования. Возражения могут быть поданы в течение 15 дней с момента получения соответствующего письменного уведомления от конкурсного управляющего. В том же порядке кредитор обращается в суд при уклонении конкурсного управляющего от принятия решения по заявленному кредитором требованию. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 18985 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд в рамках дела о банкротстве рассматривает поступившие от кредитора возражения в порядке, установленном статьёй 60 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и по результатам рассмотрения выносит определение, которым либо включает в реестр требование кредитора, либо отказывает в этом. В силу пункта 8 статьи 18985 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан внести соответствующие записи в реестр требований кредиторов не позднее дня, следующего за получением копии определения суда о включении требования в реестр, а затем в течение 3 дней направить соответствующее письменное уведомление в адрес кредитора. 

В случае отказа во включении требования в реестр, исходящего от временной администрации, всё гораздо сложнее. Выше уже отмечалось, что отдельные решения действия (бездействие) временной администрации не могут быть обжалованы в рамках дела о банкротстве. Это в полной мере касается и решений временной администрации об отказе во включении требований в реестр, поскольку Федеральный закон от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает какого-либо особого порядка.

Так, Приказом ЦБ РФ от 24.11.2015 года №ОД-3292 была отозвана лицензия у ПАО «НОТА-Банк». ООО «Управляющая компания «Транс-Ойл» направило в адрес временной администрации ПАО «НОТА-Банк» требование о включении в реестр требований кредиторов должника. Временная администрация, рассмотрев требование ООО «Управляющая компания «Транс-Ойл», направило в адрес этой организации уведомление, датированное 18.01.2016 года, об отказе во включении требования в реестр.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2016 года (резолютивная часть тоже 19.01.2016 года) по делу №А40-232020/2015 ПАО «НОТА-Банк» признано банкротом, конкурсным управляющим утверждено АСВ.

25.04.2017 года ООО «Управляющая компания «Транс-Ойл» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании недействительными действий временной администрации ПАО «НОТА-Банк», выразившихся в отказе в установлении в реестре требований кредиторов ПАО «НОТА-Банк» требования заявителя уведомлением от 18.01.2016 года.

Данное заявление было принято к производству и рассмотрено в рамках дела №А40-195409/2017. Дело рассматривалось судьёй 20-го (банкротного) судебного состава Арбитражного суда города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2017 года по делу №А40-195409/2017, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 года №09АП-3154/2018, в удовлетворении заявления ООО «Управляющая компания «Транс-Ойл» было отказано. Суд, рассмотрев дело по существу, установил пропуск 3-месячного срока обращения в суд, установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ.

Одновременно с этим суд указал следующее: «требования кредитора были рассмотрены временной администрацией должника, в связи с чем не подлежали передаче конкурсному управляющему по описи в порядке пункта 22 статьи 18932 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» … заявителю надлежало обратиться к конкурсному управляющему ПАО «НОТА-Банк» с новым требованием о включении в реестр требований кредиторов, и после получения уведомления об отказе во включении его требования в реестр требований кредиторов он был вправе заявить возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим его требования».

Таким образом, отказ временной администрации кредитной организации подлежит оспариванию путём подачи заявления в порядке главы 24 АПК РФ. При этом даже прекращение полномочий временной администрации не является препятствием для подачи такого заявления и рассмотрения его по существу судом. 

Однако практического смысла в подаче такого заявления не имеется, поскольку признание судом в рамках дела, рассмотренного по правилам главы 24 АПК РФ, недействительным отказа временной администрации во включении требования заявителя в реестр требований кредиторов кредитной организации не является основанием для включения такого требования в реестр в обход порядка, регламентированного Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Правовым последствием вынесения такого судебного решения будет как бы отсутствие со стороны временной администрации принятого решения по результатам рассмотрения требования кредитора, что означает, что это требование подлежит рассмотрению уже конкурсным управляющим, поскольку полномочия временной администрации прекратились в связи с признанием кредитной организации банкротом. 

При этом Федеральный закон от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не препятствует повторному предъявлению кредитором своего требования, ранее отклонённого временной администрацией, уже на стадии конкурсного производства, и в случае отказа во включении этого требования уже со стороны конкурсного управляющего кредитор вправе подать возражения на этот отказ, которые подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве кредитной организации. 

Кстати говоря, для конкурсного управляющего кредитной организации не является обязательным не только решение временной администрации об отказе во включении требования кредитора в реестр, но и её же решение о включении требования в реестр – в силу пункта 10 статьи 18985 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» он вправе в течение 60 дней с момента публикации в газете «Коммерсантъ» сообщения о признании банка несостоятельным и открытии в отношении него конкурсного производства направить кредитору уведомление о полном или частичном исключении его требования из реестра. Кредитор в таком случае вправе подать возражения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в течение 15 дней с момента получения подобного уведомления. 

Очерёдность удовлетворения требований кредиторов кредитной организации

Согласно пункту 1 статьи 18992 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» исполнение обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в соответствии с общими положениями, устанавливающими очерёдность удовлетворения требований кредиторов должника (статьи 134-137 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), но с учётом некоторых особенностей, установленных непосредственно статьёй 18992 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 

Текущие обязательства кредитной организации исполняются вне очереди. При этом очерёдность исполнения текущих обязательств определяется в соответствии с положениями ст. 855 ГК РФ

Первая очередь состоит из: 1) требований физических лиц, перед которыми кредитная организация несёт ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, рассчитанных путём капитализации соответствующих повременных платежей; 2) требований физических лиц по договорам банковского вклада и/или счёта (в том числе в драгоценных металлах), по договорам номинального счёта и/или счёта эскроу; 3) требований физических лиц по договорам банковского вклада, внесение денежных средств по которым удостоверено сберегательным сертификатом; 4) требований АСВ по договорам банковского вклада и/или счёта, перешедших к нему в соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 23.12.2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в целях недопущения конфликта интересов, связанного с осуществлением АСВ полномочий конкурсного управляющего кредитной организации, соответствующие требования в деле о банкротстве представляет Федеральная налоговая служба; 5) требований АСВ, возникших в результате исполнения АСВ за банк компенсации приобретателю стоимости имущества, возвращаемого в порядке обратной передачи в соответствии со статьей 18955 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 6) требований ЦБ РФ, возникших в результате осуществления выплат ЦБ РФ по вкладам физических лиц в банках, признанных банкротами и не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. 

Вторая очередь состоит из: 1) требований физических лиц по выплате выходных пособий и/или по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; 2) требований физических лиц по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3) требований уполномоченного органа в отношении удержанных кредитной организацией как налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, но не перечисленных в бюджет (пункт 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года); 4) требований уполномоченного органа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (пункт 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года); 5) требований в отношении удержанных кредитной организацией при выплате заработной платы своим работникам, но не перечисленных сумм профсоюзных взносов (пункт 411 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года №60). 

Третья очередь состоит из всех остальных требований кредиторов. В третью очередь включаются, в том числе требования физических лиц, вытекающие из договоров банковского вклада и/или счёта, о возмещении убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций, требования физических лиц, являющихся работниками (бывшими работниками) кредитной организации, о выплате выходных пособий, компенсаций и иных выплат, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, а также требования уполномоченного органа по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование (абзац третий ответа на вопрос №2 Обзора судебной практики №3, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017 года) и иные требования. 

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счёт стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди. Требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом прав по договору банковского счёта, удовлетворяются путём списания конкурсным управляющим денежных средств с залогового счёта должника и выдачи их кредитору по обязательству, обеспеченному залогом прав по договору банковского счёта, или зачисления их на счёт, указанный таким кредитором, за вычетом денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди. После удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди, а также требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом прав по договору банковского счёта, залоговый счёт подлежит закрытию в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 18988 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 

Собрание кредиторов кредитной организации

Согласно пункту 2 статьи 18986 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к кредитной организации в течение 30 календарных дней со дня опубликования в газете «Коммерсантъ» сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в период действия временной администрации. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 18982 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий вправе созвать первое собрание кредиторов кредитной организации после установления всех требований, предъявленных в указанные сроки, но не позднее чем в течение 90 дней с момента опубликования в газете «Коммерсантъ» сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. 

Согласно пункту 2 статьи 18979 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчёт о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии кредитной организации и её имуществе на день открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию. Также в силу пункта 6 статьи 18984 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет первому собранию кредиторов для утверждения смету текущих расходов. 

Как правило, в повестку первого собрания кредиторов включается вопрос об избрании комитета кредиторов. В случае его избрания именно он впоследствии будет утверждать сметы текущих расходов, отчёты об исполнении этих смет, принимать отчёты конкурсного управляющего и решать иные вопросы, отнесённые к его компетенции. 

Также на первом собрании определяется периодичность представления конкурсным управляющим отчётов о его деятельности. Если такое решение не принимается собранием кредиторов, то конкурсный управляющий обязан представлять отчёт ежемесячно. 

Продолжение — часть 5

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Особенности дел о банкротстве кредитных организаций. Часть 4» 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.

Похожие публикации