Одним из важных моментов в регулировании отношений, связанных с несостоятельностью людей и организаций, является место и порядок осуществления соответствующих банкротных процедур. И если в отношении юридических лиц общий принцип определения такого места интуитивно более или менее понятен – компания банкротится по месту своей регистрации (хотя на самом деле с этим не так просто, как кажется на первый взгляд), то с физическими лицами ситуация представляется не такой однозначной, учитывая, что личный статус конкретного физического лица может быть осложнён наличием иностранного элемента.

Разумеется, подавляющее число людей банкротится в той стране, гражданами которой они являются и в которой же они постоянно проживают. Но в действительности соотношение гражданства, места жительства, а также налогового резидентства гораздо более многообразно.

Так, в современном мире большое распространение получили случаи, когда один человек имеет гражданство сразу нескольких государств. Также очень часто люди, имеющие гражданство одной страны, избирают в качестве своего постоянного места жительства территорию другого государства, гражданами которого они не являются; при этом, легально живя в чужой стране, эти люди работают, занимаются предпринимательством, открывают счета в банках, приобретают жильё, транспортные средства и иное имущество, инвестируют личные сбережения в недвижимость и ценные бумаги, в общем, ведут активную экономическую жизнь. Есть люди, которые преимущественно живут в одной стране, но имеют недвижимость в другой, куда приезжают отдохнуть на несколько недель в году. Нельзя забывать и про лиц, вообще не имеющих гражданства ни одного из государств, но имеющих постоянное место жительства, равно как и о тех, у кого есть паспорт гражданина того или иного государства, но нет места жительства. Наконец, есть уникальные люди, умудряющиеся по туристическим визам постоянно ездить по миру, задерживаясь в каждой стране ровно столько, чтобы ни в коем случае не стать её резидентом.

Есть и ещё один немаловажный нюанс, отличающий физических лиц от юридических – люди имеют свойство иногда вступать в брак друг с другом (причём в ряде стран допускаются только разнополые союзы, в других же – и разнополые, и однополые; где-то допускается нахождение только в одном зарегистрированном браке, а где-то разрешено многожёнство и/или многомужество). Фактор нахождения человека в зарегистрированном браке осложняет процедуру банкротства этого человека необходимостью учитывать режим общего имущества супругов (который тоже разный в разных странах). При этом супруги могут иметь гражданство разных государств, а иногда могут даже проживать раздельно в разных странах.

Так как же регламентируется банкротство человека, в той или иной степени связанного с двумя или более странами?

ТИПОВОЙ ЗАКОН ЮНСИТРАЛ

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (далее – Типовой закон ЮНСИТРАЛ) был принят в городе Вене 30.05.1997 года на 30-й сессии ЮНСИТРАЛ.

Статья 2 Типового закона ЮНСИТРАЛ подразделяет производства по делам о банкротстве на два типа: 1) основные; 2) неосновные. Основное производство – это производство, осуществляемое в государстве, в котором находится центр основных интересов должника. Неосновным производством, соответственно, считается производство, осуществляемое в любом другом государстве. При этом согласно пункту 3 статьи 16 Типового закона ЮНСИТРАЛ центром основных интересов должника-физического лица считается его обычное место жительства.

Согласно пункту 1 статьи 15 Типового закона ЮНСИТРАЛ утверждённый судом управляющий (в тексте закона он именуется термином «иностранный представитель») вправе подать в компетентный суд иностранного государства ходатайство о признании на территории этого иностранного государства производства по делу о несостоятельности, в рамках которого он был утверждён.

Согласно статье 17 Типового закона ЮНСИТРАЛ суд, рассмотрев такое ходатайство, придя к выводу о его соответствии всем формальным требованиям, принимает решение о признании соответствующего иностранного производства. При этом суд, принимая такое решение, должен указать, является соответствующее иностранное производство основным или неосновным.

При этом Типовой закон ЮНСИТРАЛ отдаёт безусловный приоритет основным производствам по делу о несостоятельности должника. Этот приоритет проявляется в том, что согласно статье 20 Типового закона ЮНСИТРАЛ если суд признаёт иностранное производство, являющееся основным, то с этого момента на территории государства суда, принявшего решение о признании, автоматически приостанавливается производство по индивидуальным искам, касающимся прав и обязанностей должника, приостанавливаются исполнительные действия в отношении активов должника, не могут осуществляться любые действия, направленные на передачу, обременение или отчуждение иным образом активов должника (национальным законодательством могут устанавливаться исключения из этих правил в отношении отдельных категорий требований). Применительно к неосновным производствам о несостоятельности должника закон подобных правил не устанавливает, однако управляющий после признания неосновного производства вправе просить компетентный иностранный суд в порядке статьи 21 Типового закона ЮНСИТРАЛ применить подобные же меры, но только в отношении тех активов, прав и обязанностей должника, которые непосредственно связаны с соответствующим неосновным производством о несостоятельности.

Статья 21 Типового закона ЮНСИТРАЛ также предусматривает, что суд, признавший иностранное производство о несостоятельности должника, может поручить управление и реализацию активов должника, находящихся на территории государства этого суда, управляющему, ходатайствовавшему о признании производства. При этом, опять же, если было признано основное производство, то управляющему поручаются все активы должника в этом государстве, а если неосновное, то только те активы, что связаны с этим неосновным производством.

Статья 23 Типового закона ЮНСИТРАЛ устанавливает, что после признания производства о несостоятельности управляющий может обращаться в том государстве, суд которого осуществил такое признание, с требованиями о признании недействительными действий, наносящих ущерб интересам кредиторов. При этом если признано было основное производство, то управляющий вправе оспаривать любые подобные действия, а если неосновное, то только те, которые относятся к активам, что связаны с этим неосновным производством.

Согласно статье 24 Типового закона ЮНСИТРАЛ после признания судом иностранного производства управляющий, утверждённый в рамках этого производства, вправе вступать в любой судебный процесс, проходящий на территории государства суда, осуществившего признание, в котором должник выступает в качестве стороны по делу.

Также Типовой закон ЮНСИТРАЛ регламентирует порядок ведения параллельных производств о несостоятельности (когда в разных странах одновременно открыты дела о банкротстве одного и того же должника).

Так, в силу статьи 28 Типового закона ЮНСИТРАЛ если суд одного государства признал иностранное производство о несостоятельности должника как основное, то в государстве суда, осуществившего такое признание, возбуждение дела о банкротстве в отношении того же должника возможно только при наличии у него активов в этом государстве и только в целях сотрудничества и координации судов и управляющих, занимающихся несостоятельностью этого должника. При признании неосновного иностранного производства подобные ограничения отсутствуют.

Согласно подпункту «a» статьи 29 Типового закона ЮНСИТРАЛ если на момент признания иностранного производства о несостоятельности должника в государстве уже ведётся дело о банкротстве этого должника, то все меры, которые принимаются судом этого государства в порядке статьи 21 Типового закона ЮНСИТРАЛ в связи с таким признанием, согласовываются с производством по делу о банкротстве, ведущимся в этом государстве. При этом если иностранное производство признаётся в качестве основного, то меры, предусмотренные статьёй 20 Типового закона ЮНСИТРАЛ, не применяются (поскольку в этом случае в рамках ведущегося дела о банкротстве уже действуют меры, предусмотренные национальным законодательством).

В соответствии с подпунктом «b» статьи 29 Типового закона ЮНСИТРАЛ если в государстве возбуждается дело о банкротстве должника уже после признания неосновного иностранного производства о несостоятельности этого должника, то тогда ранее применённые в порядке статьи 21 Типового закона ЮНСИТРАЛ меры пересматриваются в рамках возбуждённого [национального] дела о банкротстве и заменяются на меры, предусмотренные национальным законодательством. Если же иностранное производство было признано в качестве основного, то ранее применённые в порядке статьи 20 Типового закона ЮНСИТРАЛ меры также пересматриваются в рамках возбуждённого [национального] дела о банкротстве и заменяются на меры, предусмотренные национальным законодательством.

При ведении нескольких параллельных производств о несостоятельности суды и управляющие координируют свои действия. При этом согласно подпункту «a» статьи 30 Типового закона ЮНСИТРАЛ любая судебная помощь управляющему, утверждённому в неосновном иностранном производстве, должна быть согласована с основным иностранным производством.

В силу статьи 31 Типового закона ЮНСИТРАЛ признание должника банкротом в рамках основного производства является доказательством его несостоятельности и в рамках неосновных производств.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ не является международным договором, содержащим общеобязательные нормы права, и он не требует подписания и ратификации государствами. Типовой закон ЮНСИТРАЛ носит рекомендательный характер и предназначен для инкорпорирования его положений в национальное законодательство государств. Степень инкорпорирования положений этого документа в национальное законодательство в разных странах отличается существенно.

СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

В США банкротство регулируется разделом 11 Кодекса Соединённых Штатов (неофициально этот раздел ещё именуют просто Кодексом о банкротстве). Вопросы банкротства с участием иностранного элемента нашли своё отражение в главе 15 указанного раздела, который практически полностью инкорпорировал положения Типового закона ЮНСИТРАЛ.

Следует отметить, что по общему правилу, закреплённому в пункте «a» §109 раздела 11 Кодекса Соединённых Штатов (в соответствии с американскими канонами оформления юридических документов это выглядит как 11 U.S.C §109(a)), должником в деле о банкротстве в США может стать лицо, имеющее местожительство, коммерческое предприятие или имущество в США. Для физических лиц доступны процедуры банкротства, предусмотренные главами 7, 11, 12, 13 раздела 11 Кодекса Соединённых Штатов, а также процедура, регламентированная упомянутой выше главой 15 того же раздела. В то же время в силу 11 U.S.C §1501( c )(2) положения главы 15 раздела 11 Кодекса Соединённых Штатов не применяются к физическим лицам, являющимся гражданами США или иностранными гражданами, имеющими местожительство в США, чья задолженность не превышает размер, установленный 11 U.S.C §109(e) (250000 долларов США для необеспеченного долга или 750000 долларов США для обеспеченного долга), а также к супругам таких лиц.

Судами первой инстанции по делам о банкротстве в США являются специальные суды по делам о банкротстве. Такие суды, являющиеся частью федеральной судебной системы, созданы в каждом из 94 судебных округов. Собственно окружные суды выступают для таких судов в качестве вышестоящей инстанции. В качестве следующей инстанции выступают апелляционные суды (их всего 12). А высшей инстанцией является Верховный Суд США.

Согласно 11 U.S.C §1516( c ) в качестве центра основных интересов должника-физического лица считается его обычное место жительства.

Управляющий, утверждённый в рамках иностранного производства о несостоятельности должника, обращается в порядке 11 U.S.C §1516 в суд по делам о банкротстве с ходатайством о признании иностранного производства, в рамках которого он был утверждён, прикладывая заверенную копию судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства и о своём утверждении, а также справку из суда, подтверждающую существование этой процедуры и утверждение управляющего. Все документы должны быть переведены на английский язык. При этом 11 U.S.C §1516(b) предоставляет американскому суду право освободить заявителя от необходимости осуществлять процедуру легализации представляемых документов.

Согласно 11 U.S.C §1517( c ) ходатайство о признании иностранного производства о несостоятельности подлежит разрешению в возможно кратчайшие сроки. В соответствии с 11 U.S.C §1512 иностранный управляющий имеет право участвовать в деле, которое заводится в связи с его ходатайством.

В случае если американский суд выносит решение о признании иностранного производства о несостоятельности, являющегося основным, то в силу 11 U.S.C §1520(a) возникают следующие последствия: 1) в отношении должника и его имущества на территории США начинают применяться положения 11 U.S.C §361-362; 2) к передаче принадлежащих должнику имущественных прав на территории США положения 11 U.S.C §363, 549, 552 применяются в той же мере, в какой они применяются к имуществу; 3) иностранный управляющий может управлять делами должника и осуществлять полномочия, предусмотренные для американского управляющего (trustee), в пределах, установленных 11 U.S.C §363, 552 (если суд не возложит соответствующие функции на иное лицо); 4) к имуществу должника, находящемуся на территории США, применяются положения 11 U.S.C §552.

11 U.S.C §1521 устанавливает виды судебном помощи, оказываемой после признания иностранного производства, которая может включать приостановление исполнительных действий, арест имущества, допрос свидетелей, истребование доказательств и иные действия. При этом если признанное американским судом иностранное производство о несостоятельности является неосновным, то предоставляемая судебная помощь должна касаться исключительно тех активов должника, которые подлежат управлению в рамках этого неосновного иностранного производства, либо информации, связанной с таким управлением.

В силу 11 U.S.C §1524 после признания иностранного производства о несостоятельности соответствующий иностранный управляющий вправе вступать в любое дело, рассматриваемое федеральным судом США или судом штата США, в котором в качестве стороны выступает должник.

Положения 11 U.S.C §1525, 1526, 1527 предписывают американскому суду напрямую взаимодействовать с иностранным управляющим и иностранным судом, в производстве которого находится соответствующее дело о банкротстве должника, по всем возникающим вопросам.

В силу 11 U.S.C §1528 после признания американским судом иностранного производства, являющегося основным, национальное дело о банкротстве должника может быть возбуждено только при наличии у должника активов в США.

Взаимосвязанные положения 11 U.S.C §1511(a)(1) и 11 U.S.C §303(b)(4) прямо предусматривают право иностранного управляющего подать ходатайство о банкротстве должника по процедурам, предусмотренным главами 7 или 11 раздела 11 Кодекса Соединённых Штатов; при этом в соответствии с 11 U.S.C §1511(b) к такому ходатайству должна быть приложена заверенная копия решения о признании соответствующего иностранного производства о несостоятельности. Если признанное иностранное производство является основным, то иностранный управляющий в силу 11 U.S.C §1511(a)(2) также вправе инициировать от имени должника дело о его банкротстве в соответствии с 11 U.S.C §301 (личное добровольное банкротство) или 11 U.S.C §302 (добровольное банкротство вместе с супругом).

Согласно нормам 11 U.S.C §1529 при наличии национального дела о банкротстве должника, вне зависимости от того, было оно возбуждено до признания иностранного производства или после, предоставление судебной помощи в порядке 11 U.S.C §1521 осуществляется только если меры такой помощи соответствуют применяемым в национальном деле о банкротстве запретам и ограничениям.

В силу положений 11 U.S.C §1530 при наличии нескольких признанных иностранных производств американский суд координирует предоставляемую в порядке 11 U.S.C §1521 судебную помощь между всеми иностранными производствами; при этом безусловный приоритет отдаётся основному иностранному производству.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В Европейском Союзе (далее – ЕС) вопросы трансграничного банкротства урегулированы Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 20.05.2015 года №2015/848 о процедурах несостоятельности (далее – Регламент). В силу статьи 288 Договора о функционировании Европейского Союза (в современной его редакции) данный Регламент (как и любой другой) имеет общее действие, является обязательным в полном объёме и подлежит применению во всех государствах-членах ЕС, за исключением Дании, которая в применении Регламента не участвует (пункт 88 преамбулы Регламента).

Согласно абзацу четвёртому пункта 1 статьи 3 Регламента центром основных интересов должника-физического лица, пока не доказано иное, считается его место жительства. Однако в соответствии с абзацем третьим того же пункта в случае осуществления физическим лицом независимой предпринимательской деятельности или другой профессиональной деятельности центром основных интересов такого должника считается место осуществления такой деятельности.

В целях воспрепятствования практике так называемого «банкротного туризма» презумпция того, что центр основных интересов должника-физического лица совпадает с его местом жительства, применяется только в случае, если это место жительства не изменялось в течение 6 месяцев, предшествующих подаче заявления о признании банкротом.

Абзац первый пункта 1 статьи 3 Регламента недвусмысленно указывает на то, что именно суды того государства, на территории которого находится центр основных интересов должника, наделены полномочиями возбуждать основную процедуру несостоятельности соответствующего должника. Согласно пункту 2 той же статьи суды другого государства могут возбуждать процедуру банкротства должника только в случае нахождения должника на их территории; при этом правовые последствия возбуждения такой процедуры ограничиваются имуществом должника, находящимся на территории соответствующего государства.

Согласно пункту 1 статьи 4 Регламента любой суд, возбуждающий дело о банкротстве должника, должен в соответствующем судебном акте указывать, является ли возбуждаемая им процедура банкротства основной или же вторичной. Статья 5 Регламента предоставляет должнику и кредиторам право обжаловать судебный акт о возбуждении основной процедуры банкротства по мотиву того, что эта процедура, по их мнению, не может быть основной.

Неосновные процедуры несостоятельности (в терминологии Регламента – вторичные или производные), то есть те, которые возбуждаются не по месту центра основных интересов должника, в силу пункта 4 статьи 3 Регламента могут быть инициированы до возбуждения основной процедуры банкротства только в случаях, если: 1) основная процедура банкротства не может быть возбуждена по причине условий, установленных законодательством государства, на территории которого находится центр основных интересов должника; 2) о возбуждении вторичной процедуры банкротства просит кредитор, чьё требование вытекает из деятельности должника на территории государства, где испрашивается о возбуждении этой процедуры, либо орган публичной власти, который в соответствии с законодательством государства, на территории которого находится должник, имеет право обращаться с таким требованием. Во всех остальных случаях вторичная процедура может возбуждаться только после возбуждения основной.

В силу статьи 37 Регламента вторичная процедура несостоятельности может быть возбуждена по заявлению любого лица, имеющего право на подачу такого заявления в соответствии с национальным законодательством соответствующего государства, а также по заявлению управляющего, утверждённого в рамках основной процедуры несостоятельности.

Согласно пункту 1 статьи 38 Регламента суд, рассматривающий заявление о возбуждении вторичной процедуры, должен в любом случае известить управляющего, утверждённого в рамках основной процедуры, и предоставить ему возможность выразить позицию относительно необходимости возбуждения вторичной процедуры. Управляющий, утверждённый в рамках основной процедуры, в свою очередь, может во избежание возбуждения вторичной процедуры предоставить обязательство в соответствии со статьёй 36 Регламента о том, что при реализации активов должника, находящихся на территории государства, суд которого рассматривает вопрос о возбуждении вторичной процедуры, и удовлетворении за счёт вырученных от реализации денег требований соответствующих кредиторов он будет действовать в соответствии законодательством этого государства таким образом, что интересы кредиторов будут соблюдены в той же степени, в какой они были бы соблюдены в рамках вторичной процедуры несостоятельности в случае её возбуждения.

Статья 39 Регламента предоставляет управляющему, утверждённому в рамках основной процедуры несостоятельности, право обжалования судебного акта о возбуждении вторичной процедуры несостоятельности, если действия суда, возбудившего вторичную процедуру несостоятельности, не соответствовали требованиям статьи 38 Регламента.

Кроме того, статья 51 Регламента предоставляет управляющему, утверждённому в рамках основной процедуры несостоятельности, ходатайствовать перед судом, осуществляющим вторичную процедуру несостоятельности, о замене одного вида этой процедуры на другой вид в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны.

В соответствии со статьёй 7 Регламента для каждой процедуры банкротства применимым правом является право того государства, суд которого ведёт соответствующую процедуру. Согласно статье 18 Регламента последствия возбуждения процедуры несостоятельности для находящихся на рассмотрении исков и иных судебных дел определяются правом того государства, суд которого рассматривает соответствующий иск (дело).

Согласно пункту 1 статьи 20 и пункту 1 статьи 19 Регламента процедура банкротства, возбуждённая в стране-члене ЕС, не требует специальной процедуры признания в других странах-членах ЕС и признаётся по факту своего существования с момента вступления в силу судебного акта о своём возбуждении. Пункт 2 статьи 19 Регламента определяет, что признание основной процедуры несостоятельности не требует предварительного возбуждения вторичных процедур несостоятельности.

Согласно пункту 1 статьи 21 Регламента управляющий, утверждённый в рамках основной процедуры банкротства, возбуждённой в стране-члене ЕС, осуществляет свои полномочия на всей территории ЕС. Его полномочия включают, в том числе право перемещения движимого имущества должника из одного государства-члена ЕС в другое. Однако в случае возбуждения вторичной процедуры банкротства в другом государстве-члене ЕС и утверждения другого управляющего в его рамках, полномочия управляющего, утверждённого в рамках основной процедуры, не будут распространяться на территорию соответствующего государства-члена ЕС, где возбуждена вторичная процедура.

В силу пункта 3 статьи 21 Регламента при осуществлении своих полномочий управляющий руководствуется правом того государства-члена ЕС, на территории которого им осуществляются соответствующие действия, в частности, меры по реализации имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Регламента полномочия управляющего, утверждённого в рамках вторичной процедуры, распространяются на территорию государства, в котором возбуждена соответствующая вторичная процедура.

Согласно статье 22 Регламента статус управляющего подтверждается заверенной копией решения суда о его назначении. Национальное законодательство стран-членов ЕС может предъявлять требование о необходимости перевода этого документа на соответствующий язык, но не может требовать осуществления процедуры легализации этого документа.

Пункт 1 статьи 45 Регламента прямо закрепляет право любого кредитора предъявить своё требование как в основной процедуре банкротства должника, так и во вторичной.

Статьи 41-43 Регламента регулируют порядок сотрудничества между судами, осуществляющими производства о несостоятельности одного и того же должника, между управляющими, утверждёнными в таких процедурах, а также между судами и управляющими.

Следует отметить, что Регламент применяется только в том случае, если центр основных интересов должника находится в пределах территории стран-членов ЕС, на что прямо указано в пункте 25 его преамбулы. Если же центр основных интересов должника находится в стране, не входящей в ЕС, то регулирование вопросов трансграничного банкротства осуществляется сугубо национальным законодательством соответствующих стран.

Продолжение (Часть II) Праворуб: Трансграничное банкротство физических лиц: процессуальные вопросы.... 

Окончание (Часть III) Праворуб: Трансграничное банкротство физических лиц: процессуальные вопросы.... 

Автор публикации

Адвокат Калинин Михаил Сергеевич
Новосибирск, Россия
I am the keeper of the laws, decided by the gods.
Адвокат по банкротству, арбитражным спорам, делам об административных правонарушениях в сфере экономической деятельности.

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Изосимов Станислав, Калинин Михаил
  • Адвокат Изосимов Станислав Всеволодович 15 Июня, 17:05 #

    Уважаемый Михаил Сергеевич, спасибо за проделанную большую работу. Конечно же, мало кто сталкивается с трансграничным банкротством, но тем не менее, в случае такового информация, опубликованная Вами очень полезна.

    +1
    • Адвокат Калинин Михаил Сергеевич 17 Июня, 12:46 #

      Уважаемый Станислав Всеволодович, спасибо за внимание к публикации! Случаи трансграничного банкротства перестали быть такой, уж, редкостью. Просто решать в юридической плоскости вопросы, связанные с наличием в деле о банкротстве иностранного элемента на стороне должника, не вошло ещё в привычку у наших судей, арбитражных управляющих и адвокатов.

      +1

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Трансграничное банкротство физических лиц: процессуальные вопросы. Часть I. Типовой закон ЮНСИТРАЛ, законодательство США, Регламент Европейского Союза» 1 звезд из 5 на основе 8 оценок.

Продвигаемые публикации