Граждане, впервые попавшие в суд, задают мне один и тот же вопрос: «На чьей стороне судья?» Я привычно отвечаю: «Судья на стороне Закона…»  А недавно мой ребёнок спросил  ещё  конкретнее: «Что рулит судом?» И я опять ответил: «Судом «рулит» Закон…». Ответил, но задумался о том, что необходимо некое лирическое отступление.
 
С большим сожалением должен констатировать, что нашим судом «рулит»  вековечное российское чиновное чванство.  Не   уважают в суде человека и гражданина.
Простой пример: в большинстве ульяновских районных судов по понедельникам и вторникам проходят производственные совещания. Заканчиваются эти мероприятия не ранее 11 часов. Но судьи упорно назначают заседания на 10. Естественно те, что приглашены на 11 часов, могут попасть в зал не ранее 12,… но в 12 уже время обеда! По коридорам проходят строгие дяденьки приставы и просят публику «очистить помещение». Вот и попадают приглашённые на 11 часов в зал судебных заседаний не ранее часа дня. Но и без совещаний судебные заседания крайне редко начинаются вовремя. Получасовые задержки – обычное дело. И судьи далеко не всегда извиняются.  Можно, конечно, жаловаться, но это отдельная тема.
 
Так  «на чьей же стороне судья»? Точно не на Вашей.  Необходимо привыкнуть к мысли, что союзников в суде ни у кого нет – только противники. Часто противником является даже собственный клиент. Я уже говорил, что всегда инструктирую доверителей  на тему «как себя вести в суде»: не задавать суду вопросов; не затевать  полемику; вставать, когда к Вам обращается судья; отвечать на вопросы кратко и чётко (желательно односложно – «да, нет»); не давить на жалость. С последним пунктом вообще беда.
 
Каждой доверившейся даме сообщаю: не плачьте – не поможет! Куда там, ревут как коровы.  Конечно же, суд слезам не верит, судья начинает исходить желчью, обстановка накаляется… Если в суд, в качестве третьих  лиц, приглашены какие-либо муниципальные, региональные или федеральные чинуши – они тоже противники, потому что главное для них интересы ведомства. Не дай Бог, если в гражданском процессе участвуют прокурорские ребята –  вообще беда!  А ведут себя как! Будто все вокруг мусор.
 
Я считаю, что большинство этических проблем в российских судах происходит от пресловутой «вертикали». 
Когда чиновник (будь то судья, прокурор, полицмейстер и др.) больше зависит от геометрии,  чем от гражданского общества, — нет надежды на законность и беспристрастность.

Нередки случаи, когда судьи (иногда в присутствии участников процесса) звонят в вышестоящий суд и спрашивают: если я приму такое-то решение, вы его не завернёте?  И если ответ утвердительный, то на участников обрушивается целый дождь из процессуальных и прочих нарушений – а чего церемониться?  Хотите жаловаться? Да ради Бога…
 
Когда становится совсем грустно, напеваю про себя куплет белогвардейского романса: «Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили, словно аспиды мы басурманской крови… Даже места нам нет в потемневшей от горя России, и Господь нас не слышит, зови – не зови…»
 
И это первый помощник – чувство юмора (иногда весельного).

Второй помощник – скрупулёзное следование процессуальному закону (и его знание), ибо «соблюдение процедуры — одна из гарантий законности»!

Итак: скоро процесс.

Да 7 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: kapitan-flint, Морохин Иван, lawer-soldatenkov, Ромашко Елена, Tamazdesev, Monstr, veronika, shumilova, margosha, nika, +еще 3
  • 30 Мая 2011, 19:26 #

    Прекрасное «лирическое отступление». Браво!
    И причина очень точно указана: чиновник (будь то судья, прокурор, полицмейстер и др.) больше зависит от геометрии, чем от гражданского обществаПора менять геометрию (bandit)

    +9
  • 30 Мая 2011, 19:35 #

    Отличное изложение судебных реалий (Y)

    +6
  • 30 Мая 2011, 19:55 #

    Процессуальное правило о назначении времени и места заседания часто не исполняется, увы. Но одно дела когда «накладки», задержки по объективным причинам, а совсем другое, когда судья назначив время заседания заранее знает, что не сможет начать его и с часовым опозданием. Просто не хватает злости :@

    В кассационной инстанции нашего города, вне зависимости от количества принятых к рассмотрению дел, все назначаются на один день и на одно время. Дальше лотерея, можешь попасть с опозданием на 15-20 минут, а можешь и часов 7!!!:@ А на кас.заседание люди едут со всей области и сидят, сидят, сидят в коридорчике, судебная защита типа. 

    +4
    • 30 Мая 2011, 20:12 #

      У нас тоже кассация назначается на одно время для всех дел, 2 раза в неделю. Понедельник с 14.00, четверг с 10.00. Не вижу в этом ничего катастрофичного. Позже половины седьмого вечера ни разу из областного суда в понедельник не вышла. За более чем 10 лет работы.

      +2
      • 30 Мая 2011, 20:18 #

        Предполагаю это правило во всех областных судах! Такой подход разве вписывается в процессуальное законодательство? Разве отвечает требованиям разумности и справедливости? Разве нельзя назначать дела на реальное время и прекратить издеваться над людьми ищущими защиту? Особенно удручающе выглядит для граждан из районов, которым ехать сотни км.

        +3
        • 30 Мая 2011, 20:21 #

          Пару часов подождать- это удручающе? Вот когда я прилетаю в суд за 700 км и у меня откладывают процесс НА СУТКИ, просто потому что судьям НЕКОГДА, и это прямым текстом говорится- это удручающе, да. А пару часов подождать-… детский сад.

          +2
          • 30 Мая 2011, 20:25 #

            Пару часов для судебной инстанции значительно хуже чем просто удручающе, не «шарашкина контора» все же! И уж тем более когда эти пару часов растягиваются на все шесть. Одно дело, когда есть необходимость и происходит изредка, но совсем другое, когда таковое издевательство (а по другому назвать нельзя) возведено в ранг правила!

            Вот например, Вы назначаете встречу своим клиентам/партнерам на 10.00, если точно знаете, что сможете прийти не раньше 12.00, а может быть еще и задержитесь до 15.00? Если бы Вы так поступали, изменилось бы отношение к Вам? А кодексами предусмотрено обязательное назначение времени и места заседания. Обязательно!

            Ну а если на сутки, совсем хамство конечно. 

            +4
            • 30 Мая 2011, 20:37 #

              в кассации НИКТО из судей не знает заранее, кто придет на процесс, а кто- нет. Иногда зал битком набит, а иногда нет почти никого. Поэтому аналогия не годится.

              +1
              • 30 Мая 2011, 20:45 #

                Елена Александровна, Вы меня удивляете своими оправданиями беспредельности судей(не в смысле конкретного человека)! Неужели в первой инстанции все судьи заранее знают, кто придет на процесс? Конечно не знают. Однако обязательное правило о назначении времени и места практически всегда соблюдается. Если и происходят нюансы с опозданиями начала заседаний, то они как правило обусловлены уважительными причинами, к которым необходимо относиться с пониманием.

                +4
                • 30 Мая 2011, 21:12 #

                  В кассацию не приходят гораздо чаще, чем в первую инстанцию, это раз. Второе: в кассации трое судей. Если персонально каждое дело назначать на определенное время, чтобы все трое были свободны, то дела будут ждать рассмотрения по полгода. Да, я полтора часа сегодня провела в коридоре. Журнальчик почитала. Но дело рассмотрели за 10 минут. В первой инстанции может и начнется процесс вовремя, но проторчишь там гораздо дольше, даже в предварительном заседании. Все в сравнении познается.

                  +2
    • 04 Июня 2011, 00:53 #

      Владислав Игоревич, Вы хотя бы раз попросили работника суда кассационной инстанции, указать на сообщении о времени рассмотрения дела, врем, когда Вы явились в здание суда?
      А затем, по прошествии 30 — 40 (минут) бесплодного ожидания начала рассмотрения дела по жалобе, возвратились в канцелярию суда с просьбой указать на этом же сообщении, время, когда Вы уходите из здания суда? Нет?

      +3
      • 05 Июня 2011, 12:45 #

        Не совсем понял о чем Вы, работники канцелярии подобных действий не будут делать однозначно. Вход в здание фиксируется в журнале у приставов, а выход нет. Но так долго я никогда не жду, просто ухожу. Все равно устные доводы для кассационной инстанции «ноль без палочки», протоколы заседаний стали вести только в этом году. Хотя попробовать подать жалобу, уходя по прошествии 30-40 минут, с указанием времени подачи, думаю стоит попробовать.

        +1
  • 30 Мая 2011, 20:05 #

    Я наверное в какой-то другой стране живу… С неуважительным отношением сталкивалась в последний раз очень давно, во времена бурной молодости, лет 7-8 назад. И с чиновниками можно адекватно общаться, от многих слышу в процессе, что «не для протокола» они поддерживают мою позицию, но формально не имеют права этого делать. Гораздо чаще сталкиваюсь с неадекватной «противной» стороной, не относящейся ни к «прокурорским», ни к чиновникам. Но там это последствия накрученных донельзя родственных отношений, когда люди приходят в суд отрабатывать свои незавершенные отношения, а не решать проблему.

    Да, клиенты выходят из- под контроля. Но «ревут как коровы»-знаете, Сергей Леонидович… это смахивает на хамство, только уже Ваше хамство по отношению к своим клиентам. С людьми надо по- человечески все же...

    Многократно убеждалась: как человек себя преподносит- так его и воспринимают окружающие. Будете достойно себя вести и Вам не будут хамить.

    Была сегодня в очередной раз в кассации в областном суде. Все предельно вежливо и, можно даже сказать, деликатно.

    +3
  • 30 Мая 2011, 21:45 #

    и вот еще о чем подумала. То, что я называю хамством, прекратилось в мой адрес примерно тогда, когда я перестала ходить в суд для самоутверждения и сосредоточилась на работе.

    +3
  • 30 Мая 2011, 21:54 #

    Ну, конечно же, Елена Александровна, я «на Вы» с клиентом, он же мне деньги платит. А внутреннее раздражение гасится юмором, я никогда не назову клиентку «коровой» вслух, а мой внутренний голос она не услышит:). Я и водку с клиентами пить не буду (а предлагают часто). Страна у нас одна, меня тоже чиновники «поддерживают» в коридоре, да что толку…

    +6
  • 30 Мая 2011, 22:12 #

    Мне кажется с коровой перебор! В данном случае, словосочетание «реветь как корова» явно носит характер часто применяемого в разговорной речи эпитета и не имеет непосредственного отношения к клиенту.

    +3
  • 31 Мая 2011, 06:02 #

    Далась вам эта корова! Отныне Сергей Леонидович будет «про себя» думать, что клиентка ревет, как райская птица. Так хорошо будет?
    Елена Александровна, "… от многих слышу в процессе, что «не для протокола» они поддерживают мою позицию, но формально не имеют права этого делать...", Вам не кажется, что уж лучше пусть они «не для протокола» Вас ненавидят, но «для протокола» поддерживают Вашу позицию?
    И еще, если можно, а сколько времени (месяцев, лет) Вы ходили в суд для самоутверждения?
    А по поведения прокуроров: «Прокурор тот же вор, но не тот. По понятиям он не живет» © слова из песТни.

    +7
  • 31 Мая 2011, 06:02 #

    Живем мы с Вами в одной стране. Судебная система у нас тоже одна для всех, просто у каждого из нас свое мнение и понимание этой системы.


    +2
  • 31 Мая 2011, 06:07 #

    Точно подмечено, «…«на чьей же стороне судья»? Точно не на Вашей….» суд на стороне государства и чиновников.

    -1
  • 31 Мая 2011, 06:18 #

    Сергей Леонидович, прочитав Вашу статью, совершенно не посещая суды и не участвуя в судебных заседаниях, появляется картинка, что из себя представляет судебная система в России в целом. И это точно не внушает доверия. :&

    -1
  • 31 Мая 2011, 06:26 #

    Сергей Леонидович, просто замечательно, что у Вас еще и чувство юмора в подобных ситуациях присутствует, и законность Вы соблюдаете!

    -1
    • 31 Мая 2011, 07:18 #

      Без чувства юмора юристом быть нельзя.

      +2
  • 31 Мая 2011, 06:29 #

    Сергей Леонидович, задам главный вопрос, в большинстве случаях, Вам все-таки удается избежать ссор с клиентами или нет?

    +1
  • 06 Июня 2011, 01:02 #

    Ссоры, в основном, по поводу «жизненных подходов»… Не люблю, когда, например, дети являются предметом шантажа. Не нравится, когда рекомендую определённую линию поведения, а клиент ведёт себя иначе, пренебрегая договорённостью — «ведётся» на тему судьи, или процессуального противника и т.д.

    +1

Да 7 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как выиграть гражданский процесс и не поссориться с клиентом. Часть третья » 2 звезд из 5 на основе 9 оценок.
Скоро здесь появится описание

Свежие комментарии

Продвигаемые публикации