Дело, о котором пойдет речь, изначально не было связанно с наркотиками, так как фигурант попал в поле зрения оперативников по подозрению в незаконном хранении оружия и боеприпасов. Однако, в ходе ОРМ, помимо интересующего, бонусом были обнаружены пять горшков с растущими в них растениями конопли.
По растущим растениям — административный состав, скажете вы и будете правы, но в суд эти растения ушли по ч.2 ст. 228 УК РФ (незаконное хранение растений, содержащих наркотические средства в крупном размере). Кроме прочего, обвиняемого осудили и за эту мини-плантацию по указанной статье. А так как культивирование наркосодержащих растений не равняется их хранению, суд апелляционной инстанции абсолютно обоснованно исключил из приговора осуждение за незаконное хранение указанных растений.
Адвокат, участвующий в этом деле, знал, что если растения на момент изъятия находятся в горшках, то это культивация, а не хранение и меня привлекал для решения других задач. Но, как показывает практика, не все обвиняемые и даже адвокаты это понимают и периодически приходится убеждать их в том, что следственные органы неправомерно вменяют хранение того, что на момент изъятия еще растет, то есть культивируется.
Помимо растущих растений была изъята марихуана в банке и двух пакетах, которая в сумме тянула на крупный размер. И если, судя по имеющимся фото, в банке действительно была марихуана, то в пакетах находились части растений конопля, а это уже другой вид наркотика.
Меня привлекали для того, чтобы оспорить тот факт, что в пакетах марихуана и добиться признания содержимого частями растений. Тогда масса каждого из двух видов наркотиков оказалась бы меньше крупного размера.
Собственно, на этом статью можно закончить, основной посыл озвучен и подкреплен апелляционным определением Мосгорсуда, но пару слов про культивацию все же добавлю.
Культивироваться могут любые контролируемые растения, мне также встречались дела по культивации грибов, содержащих псилоцин и (или) псилоцибин, а также кактусов, содержащих мескалин.
Массы таких произрастающих растений иногда точно также вменяют, как хранение наркотикосодержащих растений. О таких и других подобных делах я рассказывал в своем выступлении на апрельской конференции Праворуба «Технологии права 2023».
Что касается доказывания непосредственно факта культивации, то выращивание наркотикосодержащих растений, например, в квартире или подвале домовладения не вызывает у следствия каких-то особых трудностей, все очевидно. Но были дела, где сорный мак, самостоятельно разросшийся в огороде, также вменяли как культивацию, при чем без каких-либо вразумительных доказательств культивации. Целый доктор наук, доказывал в суде, что в Крыму мак сам по себе не растет и для произрастания требует создания особых условий. Как говорится, без комментариев.
В таких случаях, в соответствии с п. 29 ПП ВС РФ №14 от 15 июня 2006 г. адвокатам следует обратить внимание на доказанность действий обвиняемого, направленных на создание специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям.
p.s. Определение интересное, почитайте.