Итак, гражданка была осуждена за совершение нескольких преступлений, в том числе по ч.1 ст. 228 УК РФ. В апелляционном порядке приговор не пересматривался.
В чем выразилось совершенное осужденной преступление?
Осужденная, оборудовав у себя дома деревянный шкаф и создав в нем благоприятные условия, вырастила один куст растения конопля, в составе которого содержалось наркотическое средство (тетрагидроканнабинол) массой 37,7 грамма.
Эти действия была расценены судом как незаконное хранение растения, содержащего наркотические средства в значительном размере.
Кассационное производство было возбуждено на основании прокурорского представления, в котором ее автор просил приговор в части осуждения по факту выращивания одного куста конопли отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием состава преступления.
Почему кассационный суд согласился с мнением прокурора и оправдал осужденную по ч.1 ст. 228 УК РФ?
Для ответа на этот вопрос нужно проанализировать сами действия осужденной и прибегнуть к разъяснениям высшей судебной инстанции.
Согласно предъявленному обвинению и материалам уголовного дела, при обыске в квартире осужденной, был найден куст растения, как впоследствии выяснилось, конопли. Важная деталь – на момент его обнаружения сотрудниками полиции, он сорван не был, а произрастал в горшке.
Вместе с тем, из разъяснений, изложенных в п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» следует, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Российской Федерации запрещается культивирование наркосодержащих растений, кроме культивирования таких растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 934 утвержден перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, а также крупный и особо крупный размеры культивирования указанных растений для целей ст. 231 УК РФ.
Ниже ВС РФ обращает внимание судов на то, что к ответственности по ч. 1 ст. 231 УК РФ привлекаются лица за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в крупном размере.
Под культивированием наркосодержащих растений в соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона судам следует понимать деятельность, связанную с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям. Незаконное культивирование наркосодержащих растений — культивирование наркосодержащих растений, осуществляемое с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, с учетом обстоятельств уголовного дела и разъяснений ВС РФ, действия осужденной не могли быть квалифицированы по ч.1 ст. 228 УК РФ, т.к. они выразились не в незаконном хранении растения, содержащим наркотические средства, а в посеве и его незаконном выращивании (культивировании).
И здесь у читателя, скорее всего, возникает вопрос о том, почему рассматриваемое деяние осужденной не было квалифицировано как незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства?
Как было сказано выше, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное культивирование наркосодержащих растений только в крупном и особо крупном размерах.
Действия осужденной, как указал кассационный суд, и не могли быть квалифицированы по ст. 231 УК РФ, т.к. выращенный ей один куст конопли не образует установленного постановлением Правительства РФ № 934 крупного размера, равного 20 растениям и выше (кассационное определение Восьмого КСОЮ от 24.02.2021 года по делу № 77-702/2021).