В жизни людям свойственно ошибаться. Никто не оспаривает мудрой мысли древних о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но судейские или прокурорские ошибки воспринимаются обывателями всегда так негативно, лишая судей или прокуроров этого права на ошибку.
Ценой такой судейской ошибки может быть чья-то жизнь, а может быть даже свобода. Простому обывателю кажется, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие законы все движения участников уголовно-процессуального действа предусмотрел.
Поэтому ни у кого никаких ошибок быть не должно. А если они, эти ошибки допускаются, то в этом виноваты обязательно продажные судьи, прокуроры, милиция и прочие должностные правоохранительные лица. Но ведь бывают такие ошибки, которые предусмотреть невозможно.
Не надо забывать, какую потрясающую ловкость и изобретательность проявляют преступники, чтобы выйти на свободу. А отвечать за это должны наши правоохранители. В моей прокурорской практике был случай, когда только случайность не дала матерому и изобретательному уголовнику выйти на свободу из-за судейской ошибки. Вот как все это было.
В одной камере нашего знаменитого следственного изолятора «Кресты» сидели два обвиняемых Иванова. Причем с одинаковыми инициалами: А.Б. Один – Александр Борисович, был отпетым рецидивистом и сделал за свою жизнь не одну ходку на зону за разбои и грабежи.
За серию разбойных нападений он сидел и на этот раз. Дело его находилось в стадии предварительного следствия. И срок за свои новые «художества» он должен был получить опять достаточно большой.
Другой – Алексей Богданович Иванов — был арестован и содержался в следственном изоляторе исключительно по собственной глупости. Его задержали в метро с поддельным проездным документом.
Был он безработным, перебивался временными заработками на Сытном рынке.
Как ни крути, а использование фальшивого проездного билета – уголовно-наказуемое деяние. Задержали Алексея Богдановича с фальшивым проездным в метро работники транспортной милиции. Дело возбудили, провели все следственные действия и передали дело в суд.
Иванова Алексея Богдановича, имеющего меру пресечения в виде подписки о невыезде, в качестве обвиняемого повесткой пригласили в суд с указанием даты судебного заседания. Он с «бывалым» народом на Сытном рынке посоветовался.
Тонкие знатоки уголовного права, они же собутыльники, посоветовали ему в суд не ходить. А там, мол, не придешь раз, потом — другой в суд, «оно, дело-то уголовное, само и «рассосется». А про тебя и вовсе судьи эти продажные забудут! Он так и сделал и отсиживался у себя на даче.
Ну, в таких случаях обвиняемый объявляется в розыск. Понятно, не Интерпол Алексея Богдановича на даче разыскал. А наши доблестные опера-сыскари. В общем, мало ему не показалось от сокрытия места своего фактического пребывания.
Приложили свои суровые и беспощадные длани наши опера-сыскари к телу незадачливого обвиняемого.
Вот по такой банальной причине, на основании постановления суда, меру пресечения Иванову Алексею Богдановичу за это пустяковое преступление, за которое ни один вменяемый судья не приговорил бы обвиняемого, осуждаемого впервые, ни к какому иному виду наказания, кроме штрафа, Иванову Алексею Богдановичу мера пресечения была выбрана в виде заключения под стражу.
И по собственной глупости парился наш незадачливый обвиняемый 3 месяца до следующего судебного заседания в камере, где сидели десять человек, и спали в две смены вместе с отпетыми уголовниками. По существу его уголовное дело могло было быть рассмотрено за несколько минут. Судья бы удалился в совещательную комнату за уже готовым и отпечатанным приговором. И должен был выйти Иванов Алексей Богданович на свободу прямо из зала суда.
Об этих обстоятельствах совершенной глупой посадки Иванова Алексея Богдановича узнал в той же камере рецидивист Иванов Александр Борисович. И появилась у Александра Борисовича идея классического и изящного побега из «Крестов», из которых совершить побег практически невозможно. В камере бедолагу Алексея Богодановича долго вразумляли сокамерники. И объяснили, что в день, когда его в суд повезут и за ним придут, он будет сидеть тише воды и ниже травы и не признает себя Ивановым Алексеем Богдановичем. А вместо него в суд поедет рецидивист Иванов Александр Борисович.
Последнего, в качестве Иванова Алексея Богдановича из зала суда выпустят после вынесения приговора. А когда будут искать в камере для вызова на допросы Иванова Александра Борисовича, то он, Алексей Богданович и скажет, кто он на самом деле. И его тогда отпустят. А если он на это не согласится, тогда пусть пеняет на себя. И пообещали ему суровые сокамерники либо «перо в бок», либо «опустить» прямо всей камерой, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Угроза была реальной.
Кому же охота такие мучения терпеть? Все подробности чужого уголовного дела Иванов Александр Борисович хорошо запомнил. И с легкой душой, благодаря халатности конвоя, Иванов Александр Борисович принял на себя обвинение в подделке проездных документов.
В тот день я должна была подменить заболевшую коллегу-гособвинителя. Мне нужно было быть сразу у нескольких судей. Я моталась из одного зала суда в другой. Моей задачей было хотя бы по всем намеченным в этот день уголовным делам в качестве государственного обвинителя то государственное обвинение поддержать и обязательно поучаствовать в судебных прениях. Я примчалась в зал судебного заседания, где рассматривалось уголовное дело по обвинению Иванова Алексея Богдановича, когда судебное заседание уже началось.
Суд приступил к допросу обвиняемого. Цель допроса – как он дошел до жизни такой, и почему он стал подделывать проездные документы?
Мнимый обвиняемый Иванов Алексей Богданович бодро живописал, как тяжела жизнь рядового безработного. Он очень жалостливо рассказывал, что ему не чего было есть и не на что было билет на метро покупать. А как без денег по городу передвигаться, чтобы работу искать? Ну не было у него денег на транспортные расходы!
Бил он на жалость. На дворе – лихие девяностные. С работой тогда было, действительно, очень туго.
Короче, смягчающих его вину обстоятельств было достаточно. Пожурила его судья за то, что он ни с того, ни с сего, подался в бега — на дачу.
Наш лже-обвиняемый, естественно, раскаялся в содеянной глупости и сказал, что его «бес попутал»! Ну, приступили мы к судебным прениям. Я в своей прокурорской речи упомянула все смягчающие его вину обстоятельства и просила назначить наказание в виде трех месяцев лишения свободы, которые он по своей глупости уже и отсидел.
Если бы не это обстоятельство, так я бы точно попросила бы назначить ему наказание ниже низшего предела и ограничится штрафом. А то куда же эти 3 месяца в «Крестах» прикажете девать? Адвокат обвиняемого просила то же, что и я.
На том судья и удалилась в совещательную комнату. А адвокат обвиняемого Иванова была женщина, прокурор в отставке, в прошлом моя коллега. Но прокуроров бывших не бывает.
Это я уже по себе теперь знаю.
Мы ждали, когда судья выйдет из совещательной комнаты и зачитает приговор. Вдруг, адвокат обвиняемого мне незаметно пишет записку следующего содержания: «А вы паспорт обвиняемого видели?». Я прочитала и в ответ отрицательно покачала головой. Тогда она мне опять пишет записку: « Обвиняемый — НЕ ТОТ! Я когда с делом знакомилась, случайно паспорт уронила из кармашка. И посмотрела на фотографию в паспорте. У ЭТОГО Иванова обвиняемого лицо совсем другое!» Я просто похолодела вся… Господи!
Кого же это мы осудили? И что теперь делать? Ведь теперь в совещательную комнату к судье до вынесения приговора входить нельзя!
Никому! Даже председателю суда!
А еще надо читателю объяснить, что при содержании обвиняемого под стражей, его паспорт хранится в уголовном деле, в специальном кармашке. Судья обвиняемого не видела раньше. Только на сегодняшнем судебном заседании она увидела его первые.
Соответствующая норма УПК РФ обязывает наших судей проверять личность подсудимого и смотреть каждый раз в его паспорт. Но, как правило, никто из судей в паспорт обвиняемого каждый раз не смотрит.
Да и чего в его паспорт смотреть? Ведь обвиняемого не с улицы привезли, а из следственного изолятора!
Уж там-то, в «Крестах», всяко, личность обвиняемых кому положено, устанавливают! Естественно, не единожды проверяется личность обвиняемого работниками следственного изолятора.
А тут как раз открывается дверь совещательной комнаты и появляется судья с приговором. Пока судья еще не прочитала приговор лже-Иванову, я тут же обратилась к ней с ходатайством о возобновлении судебного следствия и просила провести проверку личности обвиняемого. Вы бы видели лицо судьи в тот момент!
Она моментально вытащила паспорт настоящего Иванова Алексея Богдановича и стала вглядываться в лицо лже-Иванова. Надо еще сказать, что настоящий Иванов был на десяток лет старше лже-Иванова.
Да и не похожи они были совсем. Ну, стали мы пытать нашего фигуранта по полной программе.
Но надо отдать должное судье, что она своими точными и профессиональными вопросами сбила лже-Иванова с толку. И засыпался наш фигурант на неправильно указанном последнем месте работы. Он также не мог сказать где, в каком месте Ленинградской области находится собственная дача, есть ли у него жена, и как ее зовут?
Вызвали конвой, лже-Иванова увели. Срочно позвонили в «Кресты», чтобы узнать, где же все-таки находится настоящий-то обвиняемый Иванов Алексей Богданович? Выяснили все быстро.
Судебное заседание перенесли еще на три месяца. А тем временем быстренько следствие провели по поводу попытки к бегству Иванова Александра Борисовича. Иванова Алексея Богдановича хотели в качестве соучастника по этому делу привлечь.
Но потом все же решили его только в качестве свидетеля оставить. Натерпелся настоящий Иванов Алексей Богданович страху по полной программе.
Слава Богу, что его тут же в другую камеру перевели! Хорошо, что побег Иванова Александра Борисовича не состоялся. А то получил бы наш непутевый Иванов Алексей Богданович еще один срок и уже реальный за соучастие в побеге.
Вот и такие бывают смешные и глупые ошибки у нашего правосудия, от которых никто не застрахован. Ведь и судьи – такие же люди, как и мы с вами. А уголовных дел, к сожалению, меньше не становится.
© Copyright: Татьяна Бурмистрова, 2010
Свидетельство о публикации №21002070677
www.proza.ru/2010/02/07/677
---------------------------------------------------------------------------------------------