Святитель Николай родился в III веке, в городе Патары, области Ликии Малой Азии, в семье христиан благородного рода. Родители его Феофан и Нонна были благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.
Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6/19 декабря и 9/22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Уважаемый Александр Николаевич, спасибо за поздравление! Взаимно!
Уважаемый Владимир Геннадьевич, спасибо. :)
Уважаемый Александр Николаевич,
Взаимно!
Хочу дополнить Вашу информацию.
Особо святитель Николай почитается моряками.
«Кто в море не был — тот Богу не молился». Это уж наша народная мудрость.
И еще.
Он также считается покровителем оклеветанных и невинно осужденных.
Это уже ближе к нашему сообществу.
Святителю отче наш НикОлае, моли Бога о нас!
Уважаемый Юрий Борисович, потому и вспоминают первым делом Николу Угодника, скорого помощника путешественникам и посуху, и по морю… :)
Уважаемый Александр Николаевич,
Да еще и по зонам:(....
P.S. Уж что такое по морю — мне лично знаемо:)
Уважаемый Юрий Борисович, на картине помимо христианского священника присутствует явно другой священник, он позади Николая в красной тоге. На переднем плане палач с мечом. И крайне интересный парень слева в прозрачных одеждах сродни гулящей девке, а рядом старик, тоже в цепях и явно не из простого народа. Простой народ отделён рядом воинов на заднем плане. Я даже стесняюсь спросить каков на самом деле сюжет этой картины, но и правда, каков?
Уважаемый Владислав Александрович,
↓ Читать полностью ↓
Согласен. Осужденные не их простого народа.
«В то время, когда архиепископ Николай находился в Плакоме, знатные ликийцы, Евдоксий и Симонид, уговорили в Мирах стратига Асии
Евстафия казнить трех мужей. Горожане послали гонцов к святителю, чтобы предупредить его об этом злодеянии. Посыльные спустились из
города в гавань, поклонились архиерею и, едва отдышавшись от быстрой ходьбы, обратились к нему:
– Господин, пока тебя не было в городе, случилась беда. Наместник
Евстафий, подкупленный завистливыми и злыми людьми, воспользовался твоим отсутствием и приговорил к смерти трех ни в чем не повинных
людей. Владыка, весь город плачет по ним и ожидает твоего
возвращения. Если бы ты находился в Мирах, ипарх не посмел бы так
поступить.
Судьба трех осужденных мужей глубоко взволновала архиерея Божьего, и он решил прийти к ним на помощь. Да и как иначе мог поступить
хранитель Божественных велений Николай, ведь в Священном Писании сказано:
Спасай обижаемого из рук обижающего и не будь малодушен (Сир.4:9). Святой простер руки к небу и со слезами на глазах стал молиться. Затем владыка попросил стратилатов последовать за ним к месту казни.
– Нам предстоит совершить Божье дело, – произнес человеколюбивый иерарх и без малейшего промедления отправился в Миры в
сопровождении Непотиана, Урса и Герпилиона.
Добравшись до места под названием «У льва», святитель встретил
других гонцов, посланных к нему, и спросил, не казнены ли приговоренные к смерти люди. Гонцы ответили:
– Они живы. Сейчас их ведут по площади Диоскуров.
Николай тотчас поспешил к мартирию мучеников Крискента и Диоскорида, но там узнал от встречных людей, что осужденных мужей уже выводят из города. Вскоре архиепископ и стратилаты достигли городских ворот.
Однако здесь ликийцы сказали владыке: – Поспеши, господин.
Осужденных повели к месту их казни в Виру.
Для спасения невиновных людей оставалось очень мало времени.
Святитель боялся опоздать. Стратилаты увидели слезы на глазах
сердобольного Николая и предложили его спутникам:
– Давайте пошлем двух солдат из нашей свиты. Они задержат исполнение приговора до нашего прихода. Пусть кто-нибудь покажет им место казни.
Солдаты с проводником побежали в Виру. Поспешил и святой Николай. Восполнив бессилие старости сердечным пылом, он скоро достиг места казни, где собралась большая толпа. Воины успели лишь приостановить казнь. Святитель видел, как палач, суровый и неистовый, уже извлек свой меч. Осужденные мужи со связанными за спиной руками, с кляпом во рту и завязанными глазами приклонили колени и вытянули обнаженные шеи, ожидая удара меча.
Казалось, что человеческая помощь немыслима. Но в этот роковой момент преподобный служитель Христов свободно прошел к месту казни и без всякой боязни, ведь праведник смел, как лев (Притч.22:1), вырвал из рук палача обнаженный меч, бросил его на землю, освободил осужденных от пут и произнес:
– Я готов умереть вместо этих невиновных.
Все это святой Николай сделал с особым дерзновением, и никто не смел остановить праведника, ибо в его действиях присутствовала
Божественная сила: он был велик перед Богом и людьми.
Когда сняли повязки с глаз и лица мужей открылись, владыка сразу узнал в них знатных горожан. Спасенные мужи плакали от радости, а народ, очень растроганный неожиданным появлением иерарха церкви, воздал благодарение Богу и своему архиерею.
Святителю сообщили, что ипарх осудил на смерть невинных людей за двести литр серебра. Защитник истины Николай решил пойти к стратигу Асии Евстафию и добиться отмены беззаконного приговора. Вместе со стратилатами он немедленно отправился в город. Бесстрашный владыка приказал воинам взломать дверь резиденции правителя и дерзновенно вошел в преторий.
Евстафий очень испугался, увидев живыми и невредимыми трех
осужденных им мужей, да еще в сопровождении самого архиепископа Мирликийского и важных сановников из Константинополя с военным
отрядом. Евстафий вышел им навстречу и поклонился архиерею.
Но Николай отстранил его от себя, назвал кровопийцей, беззаконником и врагом Божьим.
– За твои злодеяния мы не пощадим тебя! – грозно воскликнул святитель. – Я сообщу благочестивейшему императору о том, как ты притеснял, а вернее, грабил нашу провинцию и за взятки казнил невинных людей.
Устрашенный угрозами владыки и желая примирения с прославленным иерархом, Евстафий стал на колени и со слезами на глазах долго умолял святого простить его за поспешное осуждение трех мужей. Однако при этом правитель перекладывал основную вину с себя на городских
старейшин.
– Не гневайся на меня, раб Божий, – говорил Евстафий. – Не я виноват, а первые люди города, Евдоксий и Симонид, выдвинули против них
обвинение.
Архиепископ Николай знал, что стратиг Асии был подкуплен и теперь, оправдываясь, лукавит. Поэтому он не хотел прощать ипарха, угрожал ему за неправедный суд муками на Страшном Суде и грозно сказал:
– О нечестивый человек, враг всякой справедливости! Не Евдоксий и
Симонид, а золото и серебро убедили тебя казнить их. Если ты получил власть, то должен править беспристрастно, ведь в Писании сказано:
Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника (Исх.23:7).
Только после того, как Евстафий со смирением во всем чистосердечно
сознался и покаялся, великодушный Николай простил его.
Константинопольские воеводы, сопровождавшие святителя из Плакомы, дивились бесстрашию и решительности богомудрого пастыря, спасшего своих сограждан от, казалось бы, неминуемой смерти.
Затем Николай пригласил Непотиана, Урса и Герпилиона и трех
освобожденных им мужей на трапезу.»
Уважаемый Юрий Борисович, теперь сюжет понятен, однако, автор картины явно добавил к нему что-то своё. «Воевода» и «стратиг» — слова синонимы, просто одно из этих слов славянское, другое греческое. «Стратилат» имеет тот же смысл, но это уже почётное звание. «Ипарх» — начальник области, сродни слову «епархия». То есть, Асий был военначальником, который контролировал область, одновременно правил в ней. Хотя там были и гражданские власти (старейшины), тем не менее военная власть преобладала. Чистой воды военная диктатура. (Типа, как Понтий Пилат в Иудее осуществлял военную власть, будучи префектом (наместником), почему-то его называют «прокуратур» — это ошибка, прокуратором он не был, прокуратор — это опекун, который на государственной должности опекал имперское имущество, в том числе ведал сбором налогов, распределением средств и т.п.).
Уважаемый Юрий Борисович, нашёл по подсказке коллеги в чём тут «фокус». Оказывается в древности преступников одевали в женское платье. Это оппозиция «тело-душа» и одновременно признак публичного позора.
Уважаемый Александр Николаевич, спасибо за Вашу просветительскую работу
Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые коллеги я присоединяюсь к Вашим словам и взаимно поздравляю Вас с наступающим Днем святителя Николая Чудотворца (его еще и так величают за необычные чудеса). Так же Архиепископ Мирликийский совершал ежедневно и обычные чудеса из тех, что подвластны любому смертному, только сегодня, увы, мало кому в голову приходит творить их… Удачи всем!
Уважаемый Александр Николаевич, и Вас и всех верующих поздравляю со столь светлым праздником!
Уважаемый Александр Николаевич, спасибо за поздравления.
Праздник, конечно, знаменательный, но для христиан. Интересно как отнесутся пользователи сайта к публикации поздравлений с иудаистскими, буддистскими, исламскими и другими религиозными праздниками?
Уважаемый Владислав Александрович, отвечала на Ваш вопрос, но как-то получилось, что он адресовался Александру Николаевичу. Извиняюсь. Извиняюсь.
Уважаемый Владислав Александрович, часто бываю в Тункинской Долине на источниках… Так вот там, на входе в санаторий, некая историческая справка на Аршане, для туристов, из неё следует, что большевики репрессировали в Бурятии и Иркутской области тысячи Православных Священников и Бурятских Буддийских Лам…
Уважаемый Игорь Юрьевич, как говорил мой покойный отец: «Высказался и показал себя». Вот объясните мне отличие «увечного» и «неизувеченного» разума?
Неизувеченный разум в подпорке в виде религии не нуждается. Вот и всё отличие. Материалистический взгляд на мир. Чего и всем желаю, без поповщины модной :( Кроме убогих верующих, ещё тошно смотреть на вчерашних сугубых материалистов и атеистов в церквах. Не говорите только, что раньше их заставляли :(
Уважаемый Игорь Юрьевич, не заставляли. Моя мама была пламенной атеисткой, выступала с лекциями в обществе «Знание», но постепенно стала религиозной. После книг атеистической направленности у нас появились религиозные тома, красный угол со всем необходимым инвентарём, пошли разговоры о боге и т.п. По молодости, конечно, возражал. Но как-то мы с ней поговорили об этом откровенно. Она сказала, что всегда считала, что в мире всё имеет единый смысл, и теперь для неё стало понятно, что как это не назови, всё равно идёт речь об одном и том же.
Вот так атеисты становятся своей противоположностью.
Много думал об этом, читал Лосева, Сковороду, Меня, Даниила заточника, беседовал с приверженцами разных точек зрения и вынес для себя, что крайнее неприятии религии — это тоже религия, тоже вера, только со знаком «минус». Такое же стремление навязать своё, такая же воинствующая позиция, такая же неспособность увидеть другие точки зрения — в общем все те же ограничения разума. Теперь на моей полке религиозная литература разных верований, как говорится, «Хочу всё знать!»
Нет никакого увечного разума. Есть просто ограниченное видение, а от этого и ошибки в суждениях.
Спасибо автору темы за поздравление, но он не указал какая дата именно 19 декабря — день светлой кончины величайшего из святых Николая Мирликийского чудотворца.
↓ Читать полностью ↓
Кстати, его почитают даже мусульмане.
19 декабря Русская Православная Церковь вспоминает одного из самых почитаемых святых — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Почти все православные зажигают в этот день лампады перед иконой святителя Николая. Вознося ему благостные молитвы и призывая его оберегать нас, мы верим, что угодник Божий обратит на нас свой взор и разрешит все наши проблемы. Многие православные, находясь в храме, обязательно подходят к образу святителя Николая, молятся ему и ставят свечку. В это время с иконы на них взирает светлый и чистый лик праведного. Что знает молящийся о святом, которому он так усердно молится? Почему его называют угодником Божиим? Почему прозвали его Чудотворцем, и какие чудеса он сотворил? Каким был его жизненный путь? Как он стал святым? Мы не должны возносить молитвы святителю Николаю вслепую. Зная о его праведных деяниях и чудесах, мы сможем узреть Бога в каждом его поступке и слове.
Совершать чудеса по молитвам Божиим для спасения душ и избавления от грехов Господь избирает достойных людей. Таким был и святитель Николай. С юных лет он не сторонился ищущих помощи, ибо надлежало ему умножать славу Божию. С великой верой обращался он к небесам, и Господь, слыша его пламенные молитвы, даровал немощным исцеление, а неверующие уходили от Николая глубоко просветленными.
Когда родители Николая умерли, он остался под присмотром своего дяди, епископа Николая Патарского. Однажды тот отправился в Иерусалим на поклонение к гробу Господню, оставив племянника управлять обширной епархией. Он также поручил ему надзор за своим возлюбленным детищем — монастырем, названным Новым Сионом. Возвратившись из путешествия, дядя благословил Николая совершить паломничество на Святую Землю. С этого и начались чудеса святителя.
В паломническое путешествие он отправился на корабле. Именно здесь он совершил по милости Господа чудо, благодаря которому его начали почитать как великого угодника Божиего. По дороге в Иерусалим святой предсказал морякам, что надвигается буря, грозящая судну потоплением, ибо он увидел, как сам диавол появился на корабле. Моряки не восприняли всерьез предупреждение Николая. «Море спокойное! Да и на небе нет ни одного облачка, которое может предвещать бурю», — сказали неверующие моряки. Но вскоре разыгралась буря, и море бушевало так, что корабль едва не затонул. По просьбе отчаявшихся моряков Николай умирил своей молитвой морские волны. После того, как буря стихла, все увидели на палубе погибшего матроса, который, видимо, во время шторма упал с мачты и разбился насмерть. Николай стал молить Бога о чуде, и по окончании молитвы оно произошло: погибший моряк воскрес. С тех самых пор святитель Николай стал считаться покровителем мореплавателей: они часто обращаются к святому за помощью, если им грозит кораблекрушение. Также известно, что по дороге на Святую Землю ему встретились трое слепых бродяг, которых он исцелил во имя Христа.
Однажды, совершая паломничество в Иерусалим, Николай повстречал на своем пути двоих свирепых разбойников, которые хотели его ограбить. Праведник сказал им, что он бедный путник, и питается скудной пищей, как и положено паломнику. Что в его кошельке лишь немного монет, которые он должен раздать неимущим в качестве милостыни. Но мольбы Николая не вразумили разбойников, и, решив отнять кошелек силой, один из них кинулся на праведника с ножом. «О, Господи милостивый!» — только успел выкрикнуть юноша. И тут произошло чудо: нож, с которым разбойник кинулся на Николая, разломился надвое, а рука нападавшего безжизненно повисла. Рассвирепев от этого, второй разбойник кинулся на паломника, но с ним произошло то же самое. Потрясенные увиденным, разбойники стали молить Николая простить их, и пообещали, что будут искупать свои грехи до конца своей жизни. Добрый юноша сказал им, что попросит Бога о прощении, и посоветовал им отправиться к Гробу Господню.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай поднялся на Голгофу и вознес Господу молитвы. Посетив святые места, связанные с земным служением Сына Божиего, Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна, он был избран епископом Мир Ликийских. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Много других чудес совершил освятитель, долгие годы подвизаясь в своем служении. По его молитвам город Миры был спасен от страшного голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил людей из плена и заточения в темницах. Там, где присутствовал святитель Николай, всегда было место чуду.
Сего великого знает запад и восток, и во всех концах земли известны его чудотворения. Нет на земле такого человека, который бы не слышал о святителе Николае Чудотворце. Люди бережно хранят память о нем. На Руси образ святителя считался вторым после Богоматери. На Русской земле сохранилось немало свидетельств о его чудесах.
Так, описывается случай, произошедший с великим князем новгородским Мстиславом Владимировичем, нареченным при крещении Федором. Князя Мстислава одолела сильная хворь, и он лежал в расслаблении после военного похода. Боголюбивый князь считал, что Господь наказал его за грехи, и он слезно попросил Христа избавить его от недуга скорой смертью или исцелением. Князь взывал также и к Пречистой Деве Марии и к своему любимцу — архиепископу Мирликийскому Николаю. После многочасовых молитв погрузился князь в сон, и явился ему святитель Николай, который повел его поклониться своему круглому образу. Проснувшись, Мстислав отправил своих дружинников и благочестивых монахов за этим образом в Софийский храм. Дружинники и монахи сели в лодки, и отправились за чудесным образом. Но внезапно началась буря, и монахи не смогли добраться до храма. После того, как шторм утих, произошло чудо: монахи увидели, что волны покачивают тот самый круглый образ святителя Николая, за которым их отправил князь Мстислав. Образ доставили в Новгород, князь ему поклонился, и недуг его прошел. Снова милостивый Николай угодил православному человеку.
Также известно еще об одном чуде святителя Николая, произошедшем в православном городе Киеве. Это история об утонувшем младенце. Жили в Киеве благочестивые муж с женой, имевшие единственного сына, нареченного в честь святителя — Николаем. Однажды они возвращались из Вышгорода, где находились святые мощи мучеников Бориса и Глеба, которых они сильно почитали и которым горячо молились. Плыли они на лодке по Днепру. Мать, державшая ребенка на руках, задремала, и младенец упал в воду. Ослепленные горем, родители начали укорять Николая за то, что тот не уберег их дитя. В скором времени супруги одумались и решили, что они чем-то прогневили Бога. Они стали горячо молить о прощении и каялись перед святителем. Вернувшись домой, они погрузились в горе и скорбь. На следующий день пономарь собора Святой Софии, открывая ворота для прихожан, услышал, что из храма доносится детский плач. Он зашел внутрь и обнаружил около иконы Николая Чудотворца ребенка в мокрой одежде. Весть о чуде мгновенно разнеслась по всему городу, и к обеду супруги были уже в храме. Мать узнала своего ребенка, и, упав на колени перед образом святителя Николая, начала его благодарить. С тех самых пор народ начал величать сей образ Николой Мокрым. В тот день православный Киев стал местом великого чуда.
Но чудеса, связанные с именем Николая Чудотворца, не ограничиваются тем временем — святой и сегодня слышит молитвы верующих людей. Интересный случай произошел с одной прихожанкой храма святителя Николая Чудотворца города Казани. Ее с детства водили в храм, и бабушка говорила ей, что если на душе тяжело, то нужно пойти в церковь, поставить свечку и попросить помощи у святых. Но она забыла о бабушкиных словах, и храм только по праздникам посещала. Однажды осталась эта женщина без работы. Сначала думала, что быстро найдет новую, но прошло полгода, а ничего не изменилось. Жить было не на что, а на собеседованиях отказывали. Женщина молилась, но ей казалось, что Господь не слышит ее молитв, и ее вера стала угасать. После того, как ей в очередной раз отказали на собеседовании, ноги привели ее к храму святителя Николая Чудотворца. Женщина была в отчаянии, но внезапно ей вспомнились слова бабушки: «Зайди в храм да попроси». Она зашла в церковь и помолилась Богородице, Матроне Московской, Ксении Петербуржской, Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому. Напоследок прихожанка решила подойти к Николаю Угоднику — он смотрел на женщину с иконы пронзительно, словно сквозь нее. Она помолилась и попросила у него помощи. Выйдя из храма, женщина почувствовала, что буря внутри нее улеглась.Через некоторое время ей позвонили и пригласили на работу. С тех пор прошло немало дней, но женщина до сих пор благодарна святому за помощь. Она поверила в святителя Николая и храм теперь посещает чаще.
Свой покой святой Николай обрел в маленьком городке Бари, где была построена базилика для хранения его мощей. Отметим, что изначально святитель был погребен в церкви в городе Миры, находившимся на территории современной Турции. Позднее, в мае 1087 года, мощи святителя были перевезены в Италию. Каждый год туда прибывает огромное количество паломников, которые поклоняются святому и просят его совершить для них чудо. Они просят помочь в решении жизненных проблем или просто благодарят святого за то, что он услышал их молитвы.
Уважаемый Сергей Вячеславович, спасибо за повествование о Чудесах Святителя Николая. Особенно тронула киевская история о спасённом младенце.
Уважаемый Александр Николаевич, сегодня праздник другого замечательнейшего святого, друга святителя Николая — Спиридона Тримифунтского!!!
С праздником!