Стал доступен текст проекта федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации, принятого Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2013 г., с последними поправками. Содержание последней редакции проекта федерального закона после внесения в него поправок кардинальным образом отличается от содержания проекта закона, принятого Государственной Думой в первом чтении.
Из ключевых изменений, предлагаемых указанными поправками, можно отметить следующие:
— расширение понятия заведомо ложного заключения или показаний эксперта. Под указанными действиями в проекте предлагается понимать умышленные действия или бездействие, направленные на дачу заключения или показаний, в которых эксперт дает заведомо недостоверные выводы или не дает ответов на поставленные перед ним вопросы о существенных для дела обстоятельствах, которые были установлены им в ходе исследования;
— лицензирование судебно-экспертной деятельности, осуществляемой негосударственными судебно-экспертными организациями и судебными экспертами;
— невозможность быть учредителем негосударственной судебно-экспертной организации, а также совмещать должности руководителя и судебного эксперта в судебно-экспертных организациях, а также осуществлять индивидуально-трудовую судебно-экспертную деятельность лицу, уволенному с федеральной государственной службы либо работы в государственных судебно-экспертных организациях в связи с утратой доверия, нарушением служебной или трудовой дисциплины;
— возможность экспертно-квалификационной комиссии отказать в присвоении квалификационной категории либо отозвать решение о присвоении квалификационной категории в случае выявления существенных пробелов в специальных знаниях, повлекших за собой дачу заключения либо показаний эксперта с недостоверными выводами или ответами на поставленные перед ним вопросы в процессе службы (работы) в должности (по специальности) судебного эксперта;
— квалификация судебных экспертов подлежит оценке (пересмотру, аттестации) не реже одного раза в пять лет экспертно-квалификационными комиссиями судебно-экспертных организаций. Порядок формирования и деятельности экспертно-квалификационных комиссий по оценке (пересмотру, аттестации) квалификации судебных экспертов, формы документов о квалификации судебных экспертов устанавливаются уполномоченными государственными органами;
— формирование и ведение Единого государственного реестра судебных экспертов, в котором будут содержаться сведения о судебных экспертах и иных лица, которые получили, подтвердили и повысили квалификацию судебного эксперта, за исключением сведений о федеральных государственных служащих и работниках судебно-экспертных организаций уполномоченных государственных органов;
— порядок разработки, проверки (апробации, испытаний) и внедрения (в том числе путем стандартизации, сертификации, валидации, опубликования и освоения) научно-методического обеспечения судебно-экспертной деятельности подведомственных судебно-экспертных организаций утверждается уполномоченными государственными органами;
— научно-методическое и информационное обеспечение деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется на договорной основе головной судебно-экспертной организацией государственного лицензирующего органа.
Очевидно, что большая часть изменений касается сферы деятельности негосударственных экспертных организаций и экспертов, при этом какие-либо общественные обсуждения поправок, вносимых в проект закона, не проводились, сам процесс согласования изменений осуществляется в условиях ограниченного к нему доступа со стороны всех заинтересованных лиц.
Что последует за принятием закона в предлагаемой редакции? Действительно реформирование и совершенствование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации или банальная монополизация негосударственной экспертизы, которая поставит под угрозу само существование принципа независимости эксперта?
Хотелось бы услышать мнение коллег по цеху, а также представителей юридического сообщества.