
Случаи вируса африканской чумы свиней (АЧС) ежегодно фиксируются в регионах России. Архангельская область, Астраханская область, Воронежская область, Курская область, Нижегородская область, Омская область, Орловская область, Оренбургская область, Тверская область, Приморский край, Хабаровский край зарегистрировали вспышки АЧС в 2020 году.
Самарская область по итогам 2020 года была лидером по России по количеству вспышек, так на территории области было зарегистрировано 146 случаев заболевания африканской чумой свиней и 69 эпизоотических очагов. Заболевание регистрировалось на территории 22 муниципальных образований – 16 районов и 5 городов.
В очаге заболевания и в первой угрожаемой зоне изымали, уничтожали (сжигали) все поголовье свиней, чтобы остановить распространение вируса. Изъято и уничтожено 44 924 головы свиней, в том числе 11 133 головы свиней, которые содержались в личных подсобных хозяйствах граждан и 33 791 голов, которые содержались на свиноводческих предприятиях.
За счет резервного фонда Правительства Самарской области, были предоставлены единовременные компенсации за изъятие животных, размер которых был рассчитан на основе рыночной стоимости. По состоянию на 24.12.2020 выплачено компенсаций на сумму 50 млн. 443,5 тыс. руб.
Но компенсация за счет резервного фонда Правительства Самарской области не была выдана всем пострадавшим.
Самарским фермерам (героям нашей истории) было отказано в предоставлении единовременной компенсации за изъятие животных. Причина отказа: нарушения ветеринарных правил, т.к. именно на одной ферме случился падеж животных, что было оформлено актом ветеринарно-санитарного осмотра и актом отбора проб. Нарушения якобы выявили у одного фермера (отца), но отказали в выплатах и другому фермеру -соседу (сыну). Общая сумма ущерба за изъятие животных (на двоих фермеров) составляет около 30 млн. рублей, при том, что всего компенсаций (всем пострадавшим) за 2020 год выплачено на сумму 50 млн. рублей. Резервный фонд не резиновый, вот и отказали.
Фермеры были в шоковом состоянии. Животных изъяли и сожгли, денег не дали, кредиторы требуют возврат долгов, чиновники говорят «а вы сами виноваты».
Предстояло сражение с чиновниками за компенсацию из резервного фонда. Фермерам нужен был юрист имеющий практику в арбитражном суде и рекомендации. Дело крупное.
Фермерам помог «праворубец» адвокат Иван Андреевич Павленко , точнее первоначально планировалась работа с ним, потому что мне он нравится своим отношением к доверителям и ответственностью, но из за эпидемиологической ситуации, расстояния, было принято решение, что юрист будет самарский, а Иван Андреевич будет помогать дистанционно. Иван Андреевич через свои профессиональные связи навел справки и нашел юриста по рекомендации коллег, которому я принесла имеющиеся у меня документы.
Ларчик открывался просто. Несколько лет назад прокуратура выходила с представлением, но почему то чиновники об этом забыли, но я об этом помнила. В целях исполнения представления прокуратуры постановлением Правительства Самарской области от 10.06.2019 № 395 из пункта 1.5. Порядка возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Самарской области (утв. постановлением Правительства Самарской области от 03.12.2013 № 725) исключены положения, предусматривающие в качестве правового основания для выплаты «отсутствие нарушений ветеринарного законодательства при содержании изымаемых животных и использовании изымаемых продуктов животноводства должно быть подтверждено в течение 5 рабочих дней от даты приёма документов уполномоченным органом по осуществлению государственного ветеринарного надзора».
Про постановление Правительства Самарской области от 10.06.2019 № 395 чиновники забыли, а может и не знали, что больше похоже.
Кроме того, действующее законодательство не устанавливает зависимость возмещения ущерба в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (реквизиции) от соблюдения владельцем животных и продуктов животноводства ветеринарно-санитарных правил, предписаний и указаний должностных лиц государственного ветеринарного надзора.
Размер ущерба первоначально был заявлен по самой высокой рыночной стоимости животных. Для компенсаций из резервного фонда стоимость определял ежемесячно Минсельхоз области. В суд пришел юрист, который сообщил: «мы признаем иск, только просим сумму пересчитать». Пересчитали, фермеров устроила предложенная сумма.
Решение суда полностью состоит из содержания искового заявления и содержит очень много полезной информации. Не буду повторяться в статье, для ознакомления с решениями размещаю их в закрытом разделе для «pro».
Следует отметить, что фермеры были первыми, кто решился оспорить отказ в предоставлении компенсации, остальные сразу сдались, приняв отказ, как должное.
Продолжение следует...
Добавлено: 18:38 08.07.2021
P.S. С 1 января 2020 года полномочия по проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают с животноводческой продукцией, закрепляются исключительно на федеральном уровне. Прийти с проверкой на предприятие, которое занимается содержанием или убоем животных, а также переработкой и реализацией мясной, молочной или рыбной продукции с 2020 года сможет только инспектор территориального управления Россельхознадзора. У региональных ветслужб больше такого права не имеется.