
Адвокаты считают, что эти новации — очередное ущемление прав защиты, пишет сегодня «Коммерсантъ».
Революционным новшеством в российской процессуальной практике может стать отмена ст.217 УПК (ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела). Следственный департамент хочет, во-первых, лишить обвиняемых возможности затягивать процесс ознакомления с делом, объясняя это в числе прочего заботой о праве потерпевших на справедливое разбирательство — того же возмещения ущерба они зачастую вынуждены ждать годами, пока дело находится на прочтении, а потом рассматривается в суде.
Кроме того, в случае одобрения этой инициативы в суде более полно будет реализован принцип состязательности сторон. «Со всеми материалами обвиняемые и их адвокаты знакомятся в ходе следствия. Полагаем неправильным, когда защита накануне судебного заседания обладает полной информацией о том, чем располагает следствие. Мы должны встречаться в судах и выкладывать на стол доказательства на усмотрение суда», — считают в следственном департаменте.
Также представители этой структуры считают необходимым упразднить такой «рудимент», как институт понятых. «Общественный контроль в том виде, как он задумывался еще при советской власти, сегодня потерял всякий смысл и легко может быть заменен видеофиксацией», — полагают в департаменте.
Кроме того, представители следственного департамента, ссылаясь на мировой опыт, считают, что в некоторых случаях проведение следственных действий возможно вообще без участия понятых и видеофиксации. Соответствующее решение на этот счет будет уполномочен принимать сам следователь, ведущий дело, с разрешения своего руководства.
Еще предполагается расширить круг действий до возбуждения уголовного дела. В частности, в ведомстве предлагают закрепить в УПК право следователя проводить допрос свидетелей до возбуждения уголовного дела. Это опять-таки актуально в первую очередь при расследовании экономических преступлений, отмечают в департаменте.
В адвокатских кругах отношение к инициативам президента и силовиков практически однозначное. Все они категорически против отмены ст.217 УПК, называя это очередным ущемлением прав защиты.
Идею же отмены института понятых и расширения прав следователя большинство юристов считают здравой. Однако первое новшество, по их мнению, возможно реализовать только при кардинальном улучшении материально-технической базы следствия, особенно в регионах. Во втором случае необходимо внести лишь соответствующие дополнительные изменения в УПК, поскольку нынешнее законодательство подразумевает проведение следственных действий только в рамках возбужденного уголовного дела.
Источник