ПРАВОСУДИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
В древнем Риме, с его филиппиками и катилинариями, юстиция была разновидностью театра. При Катоне Старшем на судебные состязания приходили со своими стульями, представление на форуме интересовало римлян едва ли не больше вынесенного приговора. При этом каждый умел выставить противника в неприглядном свете, гонорары же адвокатов приравнивались к вознаграждению актеров, которым платили не за профессию, но за искусство.
У восточных народов с распространением мусульманского права в некоторых областях стал практиковаться суд странника. Истец и ответчик в окружении сторонников выходили на дорогу и останавливали первого, казавшегося им достойным, встречного. Он был обязан сойти с коня и разрешить их спор. Считалось, что его устами говорит Аллах, воля которого требовала абсолютного подчинения. При всей его случайности у такого суда были свои преимущества — быстрота и очевидная непредвзятость.
В средневековой Европе, когда вера в высшую справедливость еще не утратила своих позиций, Божий суд творился испытанием огнем и кровавым поединком. И только в Новое время сведение счетов окончательно перекочевало в залы заседаний, подменив дуэль препирательством адвокатов и денежными подношениями. Но чем крючкотворы-стряпчие предпочтительнее секундантов, чем бесконечно скучная тяжба лучше русской рулетки?
Когда-то камертоном справедливости был жрец или царь, но сегодня мы охотнее доверяем судьбу бездушной машине, участвуя в судебном спектакле и следуя наставлениям суфлера из адвокатской конторы. Наша вера в судейскую мантию поистине безгранична! Однако каждый процесс сродни кафкианскому, всякий, кто столкнулся с законом, знает, что любого можно осудить и зарезать, как собаку.
Как человеку судить людей? У каждого своя правда. «Не судите, да не будете судимы», — учит Христос. «Что есть истина?» — по-своему вторит ему иудейский прокуратор, как никто понимающий ангажированность любого суда.
В одном фантастическом обществе, где поклонялись Случаю, бал правила лотерея. Правосудие вершилось там с помощью белых и черных шаров, которые наугад доставали из слепого мешка. И это, на мой взгляд, ничуть не уводило от справедливости.
© Copyright: Зорин Иван Васильевич, 2006
Свидетельство о публикации №2611250307
http://www.proza.ru/2006/11/25-307