В 2024 году между мной и ПАО «Совкомбанк» был заключен договор потребительского кредита, предметом которого явилось предоставление мне денежного займа, в размере: 1 170 000 руб. 00 коп., сроком на 59 мес. (до 20.04.2029 г.).
В соответствии с п.4 Индивидуальных условий договора потребительского кредита, процентная ставка на дату предоставления займа, составила – 17.9% годовых. При этом, в данном пункте индивидуальных условий указано, что данная процентная ставка действует в том случае, если заемщик, т.е. я, в течении двух дней с даты перечисления транша использовал сумму в размере лимита кредитования на социально-значимые нужды (лечение, обучение, благотворительность).
При невыполнении данного условия, процентная ставка в размере – 17.9% годовых действует при выполнении заемщиком двух условий: 1. Использовал 80% и более от суммы лимита кредитования на безналичные операции в партнерской сети банка (онлайн-покупки), в течении 25 дней с даты перечисления транша и 2. Перевел на свой банковский счет, открытый в банке, заработную плату (пенсию), в течении 25 дней с даты перечисления транша.
Ни одно из этих условий я не выполнил, и ПАО «Совкомбанк» повысил процентную ставку по договору до 27.9% годовых.
Ежемесячный платеж по договору составил – 42 173 руб. 56 коп. При процентной ставке – 27.9% годовых, моя переплата за 59 мес. составила бы порядка 700 000 руб., которые я не планировал подарить кредитору, в связи с чем, я обратился в суд с иском в отношении ПАО «Совкомбанк» о признании п.4 Индивидуальных условий договора потребительского кредита недействительным и возложении обязанность на кредитора применить процентную ставку по договору в размере – 17.9% годовых с выдачей нового информационного графика по погашению задолженности.
До обращения в суд, я решил узнать, как к такому условию кредитного договора и возможности кредитора в одностороннем порядке повысить процентную ставку по кредитному договору относится Центральный Банк РФ и Роспотребнадзор. Но мои надежды оказались тщетны.
Роспотребнадзор отписал, что каких-либо нарушений действующего законодательства РФ «высококвалифицированные» юрысты, не видят совсем. Вообще не видят. А Центральный Банк РФ разъяснил, что не вправе диктовать банкам положения заключаемых ими кредитных договоров с гражданами. Все. На этом работа слуг государевых завершена. Пошел в суд…
Дело рассматривалось Судьей Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области О.В. Емельяновой. Период рассмотрения (до вступления решения суда в законную силу): с 30.07.2024 г. по 25.03.2025 г.
В ходе рассмотрения дела, мной были внесены корректировки исковых требований, в части применения последствий недействительности сделки. Технические корректировки, не более того. Истребовано кредитное досье, в котором было очень интересно покопаться.
Из кредитного досье я узнал, что в ежемесячный платеж, в размере – 42 173 руб. 56 коп., ПАО «Совкомбанк» включил оплату каких-то дополнительных услуг. Как выяснилось, мне подключили: — Программа страхования «Финансовая защита с возможностью накопления». Стоимость услуги составила 150 000 руб. 00 коп., и – Тарифный план «Элитный», стоимостью 49 999 руб. 00 коп. Итого: 199 999 руб. 00 коп., вышло мне удовольствие пользования столь ценными услугами.
Однако, при заключении кредитного договора, я, решив, что не настолько элитен, скромно отказался от подключения данных услуг, не проставив волшебные «галочки» напротив пунктов «согласен» «не согласен». А просто поставил свою подпись, свидетельствующую о том, что да, я ознакомлен с наличием данных услуг. В последующем, это сыграло свою роль при разрешении данного спора.
Мои исковые требования были основаны на том, что при фиксированной процентной ставке, установленной в кредитном договоре, ее изменение не может зависеть от поведения заемщика. Такое возможно только при применении переменной процентной ставки, изменение которой зависит от изменения ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. В кредитном договоре, заключенном со мной, процентная ставка являлась фиксированной, а следовательно она не может изменяться ни при каких условиях, в том числе зависеть от поведения заемщика.
Кроме того, кредитор, включая в условия кредитного договора данное условие о возможности изменения процентной ставки в одностороннем порядке, фактически обязывает заемщика потратить заемные средства по целевому назначению, при нецелевом характере кредитного договора, что существенным образом ограничивает мои права как потребителя финансовой услуги в выборе способа использования заемных денежных средств. Это если вкратце…
«В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 № 146 указано, что при применении переменных процентных ставок порядок определения платы за пользование кредитом предусматривает автоматическое ее изменение в зависимости от колебаний того или иного экономического показателя (ставки рефинансирования Банка России, валютного курса, расчетного индекса и т.п.), которые при этом не зависят от усмотрения банка.
Из письма Департамента банковского регулирования Центробанка РФ от 07.10.2015 № 41-2-12/1320 следует, что если изменение процентной ставки зависит от поведения заемщика, то процентная ставка не является переменной и Банк не может указывать изменение процентной ставки».
В ходе рассмотрения дела, ПАО «Совкомбанк» в индивидуальном порядке :) снизил ежемесячный платеж с 42 173 руб. 56 коп. до 35 354 руб. 44 коп., при этом пытаясь убедить суд в том, что требования кредитор признал, платеж установлен в соответствии со ставкой 17.9% годовых. Однако, я посчитал иначе.
Дело в том, что при ставке в 17.9% годовых, со сроком на 59 мес., ежемесячный платеж должен составлять 29 958 руб. 94 коп., т.е. банк, накинул мне на каждый ежемесячный платеж еще 5 395 руб. 50 коп. и установил его, в размере – 35 354 руб. 44 коп. Возникает вопрос: что это за 5 395 руб. 50 коп.? А это оказалась ежемесячная оплата тех самых ценных услуг, которые кредитор мне подключил без моего согласия, на 59 мес.
Исковые требования удовлетворены судом частично, признан недействительным п.4 Индивидуальных условий договора потребительского кредита № 10037294530 от 20.04.2024 г., а также условия Информации по погашению сумм, подлежащих оплате по договору данного потребительского кредита и применены последствия недействительности ничтожной сделки, в части утверждения даты платежей в период с 01.06.2024 г. по 20.04.2029 г., суммы платежей ежемесячно в размере 42 173.56 руб. и в размере 35 503.44 руб. с 01.09.2024 г., возложена на ПАО «Совкомбанк» обязанность применить процентную ставку по договору потребительского кредита, установленную первоначально с 20.04.2024 г., в размере 17.90% годовых со сроком кредитования 59 месяцев и предоставить новый информационный график с размером ежемесячных платежей с 01.06.2024 г. по 20.04.2029 г. в сумме – 29 958 руб. 94 коп.
Решение Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 15.11.2024 года (Дело № 2-1836/2024г.) обжаловано ПАО «Совкомбанк», однако, 25.03.2025 г. апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда (Дело № 33-2554/2025), решение суда первой инстанции оставлено без изменений, а апелляционная жалоба ПАО «Совкомбанк» — без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.


Уважаемый Иван Викторович, поздравляю вас! Сапожник оказался в сапогах! Интересная практика, с удовольствием, чуть позже изучу документы!
Уважаемый Андрей Владимирович, эта практика должна быть массовой. Вы только подумайте, сколько денег совкомбанк получает незаконно! Я считаю это массовым мошенничеством, но не в нашей стране. ЦБ РФ знает, но ничего не делает.
Уважаемый Иван Викторович, Центральный Банк РФ разъяснил, что не вправе диктовать банкам положения заключаемых ими кредитных договоров с гражданами. Все. На этом работа слуг государевых завершена.Ну, что же вы натворили? Сейчас граждане массово будут предъявлять иски, и заниматься, так сказать потребительским терроризмом. Будут обижать банки. А банки будут жаловаться в налоговую, что человек получил незаконно доход. И все это по вине Ивана Викторовича! :D
Уважаемый Игорь Иванович, извините пожалуйста. Я больше так… буду :x
Уважаемый Иван Викторович, я Вас конечно поздравляю, но глядя на процентные ставки, лишний раз убедился, что лучше вообще не иметь никаких кредитов ;)
Уважаемый Иван Николаевич, я с Вами согласен. Но мне нужны были эти деньги на машину, а машина нужна для работы. Замкнутый круг заставил меня закредитоваться.
Уважаемый Иван Викторович, трудно представить, сколько людей столкнулись с подобным повышением ставки, но так и не решились обратиться в суд. Поздравляю, решение очень хорошее (Y)
Уважаемый Максим Юрьевич, я Вам благодарен за внимание к моей скромной практике. Спасибо, коллега (handshake)
Уважаемый Иван Викторович, поздравляю с победой в деле.
А вообще больше всего объективных жалоб (недавно попалась на глаза статистика) это Совкомбанк, Альфа-банк, Газпромбанк, Сбер, Почта-банк.
Уважаемый Олег Юрьевич, да, я тоже видел эту статистику. Ее недавно опубликовал ЦБ РФ. Если я не ошибаюсь. И Совкомбанк там в первых строчках. Давно известно, как эта конторка агрессивно ведет себя к заемщикам, особенно не исполнившим кредитные обязательства. Банк, который никогда не ищет компромиссов.
Уважаемый Иван Викторович, во всяком правиле бывают исключения.
В моей практике данный банк дважды пошёл на компромисс. Первый раз, когда через приставов заставил без суда замолчать «отдел работы с должниками» (коллекторов) банка. Второй раз это достижение мирового соглашения при повторно объявленный торгах на ипотечную квартиру.
Уважаемый Иван Викторович, поздравляю Вас с прекрасным результатом в этом деле, многие банки наживаются на гражданах, которые даже не понимают, где их обманывают и ни у кого не возникает вопроса, почему ежемесячный платеж увеличен в несколько раз. Отличная практика! (Y)
Уважаемый Иван Викторович, Интересная практика и редкий результат. Насколько я понял, разница между ежемесячными платежами составила порядка 5 тысяч рублей ежемесячно, которые вы переплачивали. Как с ними быть? Банк вернул эти деньги или может уменьшил срок кредита? Спасибо что делитесь!
Уважаемый Михаил Меликович, эти деньги банк мне не вернул. Кроме того, до сих пор банк не снизил ежемесячный платеж. После решения суда, я уже два раза оплатил с переплатой. Но для меня это не страшно. Я уже подал иск о взыскании неосновательного обогащения с банка + 50% штраф с этой суммы.
Уважаемый Иван Викторович, примите мои поздравления!
Рад за Вас, а вообще, негодяйство банков не имеет границ, чуть отвернулся, а они уже как кошка колбасу со стола стаскивают.
Сейчас с этими пляшущими процентными ставками населению будут голову морочить.
Уважаемый Вадим Иванович, (handshake)
Мое почтение, Ув. И.В., по тексту публикации следует, что Вы пришли в банк, испытывая нужду, но специально не везде расписались (или, как там указано: галки не поставили), получили деньги и обратились в суд. Не думаю, что это честная победа, и ею стоит гордиться, как триггером к будущим судебным делам. Случай, основанный на неопытности работника банка и, вероятно, судебной ошибкой в толковании. В целом, это все равно победа, но хитростью, граничащей с обманом.
Уважаемый user386701, здравствуйте. Т.е., если я Вас верно понимаю, вы считаете, что я должен был подписать ровно то, что мне предлагает банк? Верно? Поставить везде «галочки», красиво подписать и передать документы неопытному сотруднику банка. Если я не прав, то поправьте меня. Не расписался я потому, что не был согласен с некоторыми условиями банка. Честно сказать, для меня удивительно видеть юриста, который соглашается ровно на то, что ему предлагают. А в чем заключается не честность? и в чем заключается судебная ошибка? Давайте обсудим.
Здравствуйте, И.В. Сколько мне известно из жизненного опыта в кредитных документах ставят согласен / не согласен. Вы же, из текста Ваших постов следует, отметок не поставили, уповая на невнимательность. В этом умысел и относительная недобросовестность. О нечестности речи не веду, ибо это не этично. А про толкование: необходимо учитывать не только ст.431 (особенно второй абзац про цель договора), но и разъяснения ППВС №49 (п.43 абз. 3-5, а также 44 и 46). Это, как правило не учитывают судьи — цивилисты. Вам повезло, с чем поздравляю.
Уважаемый user386701, это не везение, а верный выбор при оформлении кредитного договора. Я был вправе с чем-то согласиться, а с чем-то нет. И это право я реализовал в полной мере. Внимательность или невнимательность сотрудника банка меня мало интересует. Меня интересуют мои интересы при оформлении договора. Если вам не сложно, оформите свой аккаунт в соответствии с требованиями администрации портала. Не надо прятаться. Уверен, вы честный и добросовестный человек, готовый соглашаться и быть согласным.