Д.А. Шлыков
Полнота, категоричность и достоверность выводов почерковедческой экспертизы подписи напрямую зависят от качества и объёма предоставляемых образцов для сравнительного исследования, на что справедливо указывается в методической литературе [1, с. 338–339]: «От качества сравнительного материала в значительной степени зависит успешное разрешение вопросов, поставленных перед экспертом, и, наоборот, недостаточность и некачественность образцов приводит к тому, что эксперт не может ответить на поставленные перед ним вопросы, а иногда и к экспертным ошибкам.
При проверке сравнительного материала эксперт должен установить:
а) достоверность, т.е. принадлежность образцов данным предполагаемым исполнителям;
б) наличие свободных и экспериментальных образцов;
в) достаточность образцов как с точки зрения качества, т.е. соответствия их характеру исследуемого материала (документа), времени и условиям его выполнения, так и количества.
Достоверность образцов эксперт тщательно проверяет путём сравнения свободных образцов между собой и свободных с экспериментальными».
Как показывает практика, недостатки в подготовке материалов на почерковедческую экспертизу подписей сводятся к следующим [2, с. 4]:
- смешение понятий свободных, условно-свободных и экспериментальных образцов;
- отсутствие свободных образцов подписей;
- недостоверность образцов подписей;
- несоответствие представляемых образцов подписей исследуемым подписям по времени и условиям выполнения;
- недостаточное количество представляемых образцов.
Образцы для сравнения подразделяют на следующие виды:
- Свободные. «Свободными образцами почерка и подписи называют рукописи и подписи, выполненные предполагаемым исполнителем до возбуждения дела, по которому проводится экспертиза, вне связи с ним, когда исполнитель не предполагал, что они будут использованы в качестве сравнительных материалов для производства почерковедческой экспертизы. Подобные образцы, как правило, выполняются обычным почерком, без умышленного искажения» [1, с. 511]. Свободные образцы подписи являются наиболее ценными с идентификационной точки зрения.
- Условно-свободные. «Условно-свободные образцы – это такие рукописи или подписи, которые выполнены после возникновения дела, зачастую вне связи с ним (различные объяснения, протоколы допросов, заявления, жалобы и другие документы), но не специально для экспертизы.» [1, с. 516].
- Экспериментальные – образцы, «выполненные определЁнным лицом по специальному заданию следователя или судьи в связи с назначением судебно-почерковедческой экспертизы» [1, с. 522]. Необходимость в экспериментальных образцах подписи обусловлена тем, что с их помощью может быть проверена достоверность имеющихся свободных и условно-свободных образцов (путём сопоставления подписей между собой), а также выявлены факты намеренного искажения человеком своего почерка.
В каждом конкретном случае количество образцов, необходимое эксперту для решения поставленных вопросов, может варьировать. Тем не менее, практикой выработаны следующие требования к количеству предоставляемых для проведения экспертизы образцов [2, с. 39]:
Свободные образцы – не менее 10–15 подписей.
Условно-свободные образцы – количество предоставляемых условно-свободных образцов отдельно не оговорено. Как правило, в распоряжение эксперта предоставляются материалы дела, в которых имеются условно-свободные образцы, и которые эксперт использует в качестве сравнительного материала.
Экспериментальные – от 3 до 5 листов формата А4 с образцами подписей в количестве 10–20 штук. В зависимости от возможных обстоятельств выполнения спорных рукописных объектов при отборе экспериментальных образцов могут моделироваться те или иные условия (стоя, сидя в неудобной позе, быстрее или медленнее обычного темпа исполнения, на нестандартной подложке и т. д.).
Литература:
- Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть: теоретические и методические основы. / Под научной редакцией В. Ф. Орловой. – М.: Наука, 2006.
- Особенности подготовки материалов на криминалистическую экспертизу подписи: Методическое пособие для следователей и судей. – М.: ВНИИСЭ МЮ СССР, 1978.