
Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона «О признании утратившими силу Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и отдельных законодательных актов Российской Федерации в области противодействия экстремистской деятельности» предлагется следующее:
Федеральный закон от 25 июля 2002 года “О противодействии экстремистской деятельности” (далее – Закон) был принят, как заявлено в его преамбуле, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения безопасности Российской Федерации.
Экстремизм, как социально-политическое явление, включает в себя систему организации, идеологических положений и установок, практических действий общественных групп, политических партий и движений, отдельных граждан, направленных на использовании насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти, обществу, международным и национальным организациям с целью изменения существующего государственного строя, разжигания национальной и социальной вражды.
В последнее десятилетие все более широкий размах приобретает экстремистское явление, которое связано с религиозным экстремизмом, тем более, что по данным МВД в Российской Федерации насчитывается около 6000 религиозных объединений, которые имеют националистическую и религиозную окраску и отношения к противоправной экстремистской деятельности не имеют.
Вся девятилетняя практика применения Федерального закона говорит о том, что исполнители силовых органов, применяющих этот закон, превратно понимая вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, нередко нарушают права и свободы человека и гражданина, которые запретили более 800 печатных изданий, признав их вредными, что нарушает права и свободы граждан, установленные Конституцией Российской Федерации. Подобной цензуры не было ни в царское время, ни в годы советской власти.
Такому положению вещей в немалой степени способствует то обстоятельство, что закон содержит немалое количество формулировок, позволяющих трактовать их весьма расширительно.
Так, например, в соответствии со статьей 1 Федерального закона к экстремизму относится предоставление лицам, занимающимся экстремистской деятельностью, телефонной связи или оказание им информационных услуг. Таким образом, в экстремистской деятельности может быть обвинен оператор связи и даже гражданин, одолживший для звонка мобильный телефон, или оператор, предоставляющий информационные услуги по Интернету. Формулировки, содержащиеся в законе, позволяют при желании (а оно у соответствующих исполнителей никогда не проходит) объявить экстремистом практически любого человека по многим надуманным основаниям.
Кроме того, к экстремистской деятельности отнесена деятельность, которая должна быть отнесена к терроризму – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, тем более, что имеется Федеральный закон «О противодействии терроризму», где статья 3 включает такое понятие как «организацию незаконного вооруженного формирования».
Содержащиеся в Федеральном законе нормы об ответственности за экстремистскую деятельность имеют такую юридическую конструкцию, при которой привлечение к такой ответственности, с одной стороны, невозможно без применения иных законодательный актов, прямо устанавливающих ответственность (в частности, УК, КоАП), а с другой стороны, применение этих актов в части ответственности по конкретным составам правонарушений не требует использования правовых норм Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного предлагается признать утратившими силу Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (статья 1 законопроекта) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в области противодействия экстремистской деятельности».
Признание утратившим силу названного Федерального закона потребует признания утратившими силу также и всех изменений, внесенных в него (статья 2 законопроекта). Внесения изменений в иные законодательные акты не потребуется.
Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.