Особенно радует, когда профессионалы, присоединяющиеся к нам и активно участвующие в жизни проекта, рассказывая в интервью на другом сайте историю своего успеха, говорят о Праворубе, по достоинству отводя ему немалую роль в продвижении своей карьеры и бизнеса.
Такой историей успеха поделился на сайте tinkov.com один из профессионалов нашего портала – известный во Владимирской области юрист Ермоленко Андрей Владимирович.
Мы не смогли пройти мимо такого примера признательности Праворубу, поэтому заручившись согласием Андрея Владимировича, приводим на нашем портале эту статью полностью, и надеемся, что его примеру последуют и другие участники нашего сообщества.
4P маркетинга от владимирских юристов
Андрей Ермоленко в 2008 году отказался от «мечты владимирского юриста» – наёмной работы с доходом 50 тысяч рублей в месяц – ради собственного бизнеса. К 2012 году юридический центр «Беляк, Ермоленко и партнёры» достиг выручки в 3 млн. рублей в год.Рассказывает Андрей Ермоленко:Так как на tinkov.com нет ни одного выпуска с профессиональным частнопрактикующим юристом, решил Вам написать про наше дело.
Я родился в 1986 году в Приморском крае семье военного и биолога. В детстве и юности особых бизнес-качеств во мне не наблюдалось: зарабатывал сдачей цветного металла в утиль и прочими мелкими приработками.
Закончив с серебряной медалью школу № 15 во Владивостоке, с родителями в 2002 году переехал во Владимир, где в 16 лет и поступил на юридический факультет Владимирского государственного педагогического университета (ныне – объединенный юридический институт ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых).
Профессия юриста мне и моему отцу показалась единственной, где заработать можно своими мозгами без «мохнатой» лапы и богатых родственников.
Начал работать по специальности с 18 лет юрисконсультом в строительной организации ООО «Восток», параллельно начал заниматься ведением судебных дел и юридическим сопровождением предпринимательской деятельности.
На моё удивление попал в совершенно неконкурентную и разряженную среду, где без особого труда стал зарабатывать деньги, слегка потеснив «старую гвардию» адвокатов – в основном — бывших чиновников.
В университете учился на отлично, устроившись параллельно ещё на одну работу по найму – юрисконсультом в организации – сети предприятий общественного питания «Мистер Гамбургер».
К концу 2007 года (окончание 5 курса факультета, мне уже 21 год) я начинал понимать, что вырос из статуса наёмного работника.
Большинство моих однокурсников – «юристов и экономистов» – спало и видело себя в креслах следователей, прокуроров, налоговиков, сотрудников администраций и прочих чиновников. Однажды, попав на учебно-производственную практику в государственный орган, я понял, что органически не способен работать среди чиновников.
Ну и, конечно, не радовала перспектива работать за 20 тысяч рублей в месяц до пенсии, боясь сокращений штата или самодурства директора.
Подготовка к старту
Окончив университет и уволившись с двух работ, я продолжал заниматься частной практикой, но не официально. Это меня, конечно, не устраивало.
Идея заняться юридической практикой как бизнесом была подсказана моим однокурсником Алексеем Беляком.
Когда мы начали прорабатывать концепцию (бизнес-план), рассказали о своей идее всем своим знакомым и родственникам, все откровенно смеялись: два вчерашних студентика (пусть и с трёхлетним опытом) будут в судах вести дела на сотни тысяч и миллионы. «Кто вам доверит ведение серьезных дел? Откуда вы возьмете клиентов? Да юристов расплодилось видимо-невидимо, кому вы вообще нужны?» – такие вопросы сыпались отовсюду.
К этому времени мне поступило соблазнительное предложение работать начальником юридического отдела в крупном владимирском холдинге с зарплатой 50 тысяч рублей в месяц – мечта для молодого владимирского юриста.
Особенность ситуации была ещё и в том, что в это время я женился (вроде как для молодой семьи нужна стабильность, а не рискованные эксперименты), но супруга Галина всецело меня поддержала. Поэтому я выбрал свой бизнес.
Других сфер бизнеса, кроме профильной, я и представить себе не мог. Как ни странно, в юридических кругах бытует крайне отрицательное отношение к коммерциализации адвокатуры.
В 2008 году регистрируем ООО «Юридический центр «Беляк, Ермоленко и партнёры»: учредителей двое: я и партнер – Алексей Беляк, у каждого по 50% уставного капитала. Первоначальный капитал составлял 90 тысяч рублей, эти деньги партнёр занял у родителей (через три года отдали).
С названием сложностей не возникло, фамилии учредителей в названии юридического центра – это норма и в России, и в США, и в Европе.
Работали вдвоём. Первые полгода – по 7 дней в неделю, с 10 утра до 10 вечера. Направлений работы было два.
Во-первых, ведение судебных дел по поручениям физических лиц (B2C): занимались жилищными, наследственными, семейными, земельными, кредитными, страховыми спорами, оформляли недвижимость. Во-вторых, сопровождение предпринимательской деятельности, защита бизнеса от государственных органов (B2B): ведение дел в арбитражных судах, оспаривание налоговых доначислений, корпоративные споры, отражение милицейского рейдерства.
Грабли и успехи
Первоначальный капитал потратили на первые три месяца аренды офиса, покупку ноутбука, МФУ, диктофона и канцелярию. Кроме того, в офис принесли личную технику и мебель.
Первую половину 2008 года работали со своими старыми клиентами. Выручка от четырёх постоянных клиентов – предпринимателей – была невысокая – около 40 тысяч рублей в месяц; текущие расходы – около 15 тысяч рублей. Ежемесячное распределение прибыли – по 12-13 тысяч рублей – даже меньше средней зарплаты наёмного юриста.
Дальше (вторая половина 2008 года – середина 2009 года.) стало лучше. Заработало сарафанное радио (как показали дальнейшие пять лет работы – единственный вид реально работающей рекламы в юридическом бизнесе.) Текущие расходы остались на прежнем уровне, ежемесячная выручка возросла до 70-80 рублей. Соответственно, прибыль-зарплата (первоначально эти понятия не разделялись) на каждого учредителя в месяц выросли до 23 – 32 тысяч рублей.
В это же время принимаем решение нанять двух наёмных сотрудников: выпускника юрфака без опыта и бывшего милиционера: с зарплатой по 10 тысяч рублей каждому. Это позволило освободить моё время как руководителя и заняться более важными делами и каким-никаким руководством бизнеса.
Таким образом, через год после начала работы наш коллектив составлял пять человек (четыре юриста и одна уборщица-секретарь-курьер). Поступили первые заказы из соседних регионов – Нижегородской и Ивановской области.
Жизнь налаживалась.
Октябрь 2008 года положил начало лавинообразного спроса на юридические услуги – банкротства, иски банков, лизинговых и страховых компаний, неплатежи, долги, заказные уголовные дела, залоговое рейдерство и судебные приставы – всё это страшный сон для предпринимателя и работа для юридического центра. Ежемесячная выручка выросла до 100-120 тысяч рублей.
В декабре 2009 года мы съехали из офиса на 4 этаже бывшего НИИ с пропускным режимом в промзоне и обосновались в центре города, просторном и светлом помещении, закупили новую мебель и технику. Потратили на это, выводя из оборота, около 100 тысяч рублей.
В 2011 году мы провели ряд резонансных дел, нашими клиентами стали известные владимирские предприятия и даже государственные органы и муниципалитет.
Накопив финансовый жирок в июне 2011 года, решили купить собственный офис. Просчитали, что стоимость офиса плюс проценты по банковскому кредиту составляет семь лет аренды. Помещение располагалось на 3 этаже офисного здания по адресу: г.
Владимир, Коммунальный спуск, д.1, площадь – 22 кв.м. Стоимость – 1 млн рублей.
Правило Location, location, location сработало и в нашем случае: клиенты гораздо серьезнее воспринимали юристов в фешенебельном собственном офисе в историческом ядре и центре города.
Большую роль играет регистрация и продвижение бизнеса на специализированном портале https://pravorub.ru, моя личная страница, на которой я публикую некоторые проекты – дела – https://office33.pravorub.ru .
Впервые столкнулись с тем, что противоположная сторона по одному из судебных дел проплатила уголовное дело против моего партнёра. За полгода мы уголовное дело, возбужденное по ст. 330 УК РФ «Самоуправство» конечно, прекратили.
Отдельными эпизодами стал госзаказ — дела по представлению в судах интересов Министерства обороны Российской Федерации и Администрации Владимира.
По итогам 2012 года цифры (годовые) такие: выручка – 3 млн рублей, расходы по зарплате и зарплатным взносам и налогам – 1,5 млн рублей, иные расходы – 300 тысяч рублей, прибыль – 1,2 млн рублей. Стоимость бизнеса по отчёту оценщика – 5 млн рублей.
Теперь мы входим в пятёрку ведущих юридических фирм Владимирской области. Основной объём дел ведём в арбитражном суде Владимирской области, Ленинском, Фрунзенском и Октябрьском районных судах Владимира, во Владимирском областном суде. Также составляем юридические заключения по бизнес-операциям, защищаем активы.
4Р юридического маркетинга
Product. (Услуга). Юридические услуги, оказываемые нашими специалистами, ориентированы на достаточно узкую целевую аудиторию – средний класс, составляющий около 20% населения Владимирской области – люди с доходами от 40 тысяч рублей в месяц.
Качество услуг юридического центра напрямую зависит от профессионализма каждого юриста лично и внедрённых нами технологий (наше ноу-хау). Большинство наших конкурентов в принципе не верят, что в сфере оказания услуг бывают технологии: это ж не производство!
Именно это и обеспечивает нам возможность выигрывать неподъёмные, на первый взгляд, судебные дела и помогать людям.
Price. (Цена). Рынок юридических услуг относится к рынкам с неэластичным спросом. Учитывая очень высокое качество наших услуг с самого начала решили, что цена нашего «дня занятости» (единица измерения продаж в юридическом бизнесе.) будет в 1,8-2 раза выше средней по рынку.
Время показало, что мы оказались правы. Люди готовы платить больше, лишь бы решить проблему.
На апрель 2013 года стоимость дня занятости специалиста по делу составляет 10,6 тысяч рублей; среднее количество оплаченных дней в месяц – 23, в год – 280.
Place. (Место). Где оказывает услуги Юридический Центр? Казалось бы ответ очевиден – в офисе.
Клиенты гораздо серьезнее воспринимали юристов в фешенебельном собственном офисе в историческом ядре и центре города, чем на окраине в спальном районе. Да, но не только. В юридическом бизнесе Place – это ещё и модель продаж.
Это все знакомые люди, обладающие авторитетом в своем кругу общения, к которым обращаются наши потенциальные клиенты. Эти люди рекомендуют нас. А рекомендация дорого стоит.
Promotion. (Продвижение). Здесь самой лучшей рекламой является процесс оказания услуги. Одно выигранное в суде сложное дело создает для бизнеса множество бесплатных рекламных агентов: довольный клиент, противоположная сторона (невероятно – но факт), работники аппарата суда и сами судьи, читатели.
Иного продвижения у нас не используется.
Такая вот история. Сейчас у меня семья (жена и двое сыновей) и малый бизнес, о которых я мечтал со студенческих пор.