Специфика расследования дел о ДТП, как и любых дел, связанных с нарушением специальных правил, требует широкого привлечения специалистов как со стороны обвинения (суда, дознания) так и со стороны защиты.

В свете возможного расширения прав адвокатов в проведении экспертиз — возможности у адвокатов расширяются шире — они могут назначать экспертизы. Также защитник вправе привлекать специалистов.

Следует особо подчеркнуть, что чем сложнее механизм ДТП, чем больше может быть допущено ошибок при оценке объективной стороны правонарушения, адвокату нельзя допускать преимущества в судебном процессе стороне обвинения (противоположной стороне в гражданском споре) и шире использовать процессуальные возможности специалиста и эксперта при доказывании обстоятельств, на которые ссылается адвокат.

Рассмотрение дел о ДТП, представляет большую сложность как вследствие многогранности самого механизма ДТП, для реконструкции которого зачастую приходится проводить целый ряд различных экспертиз (трасологических, видеотехнических, технического состояния транспортных средств, экспертиз дорожных условий, металографических). Вершина этой пирамиды — экспертиза обстоятельств ДТП, на выводах которой базируется юридическая оценка действий участников ДТП.

Автомобильная техника быстро совершенствуется, меняется конструкция, эксплуатационные свойства автомобилей. Появляются новые носители информации о происшествии, новые методы экспертных исследований.

Расширяется сфера специальных познаний, применяемых при расследовании ДТП, меняется перечень вопросов, на которые могут ответить эксперты.

В своем выступлении, основываясь на многолетнем опыте, я на практических примерах расскажу о современных возможностях экспертных исследований механизма ДТП, возможностях современных технических средств при проведении осмотров места происшествия, правилах проведения экспертных и следственных экспериментов.

Мы разберем примеры реконструкции механизма ДТП с использованием современных экспертных программ динамического моделирования процесса и возможности анализа развития дорожно-транспортной ситуации на основе трехмерной визуализации результатов моделирования.

После получения новых знаний вы будете четко знать, на что следует обратить внимание на различных стадиях рассмотрения дел о ДТП, не допуская типичных ошибок.

Во второй части выступления мы рассмотрим роль специалиста в делах о ДТП, его взаимодействии с защитником. Эксперт при проведении исследования действует вполне самостоятельно, только, при необходимости, запрашивает у инициатора необходимые данные.

Весь процесс четко регламентирован Законом. У него не возникает проблем с использованием результатов исследования. Закончил исследование – сдал экспертизу инициатору.

Со специалистом ситуация совершенно иная. Заключение специалиста, его форма и содержание нигде не прописаны. Имеется одно требование – заключение специалиста не может содержать раздел «исследование».

Оно представляет собой суждение специалиста по поставленным вопросам. А в рамках «суждения» далеко не всегда возможно обосновать ошибочность выводов эксперта или иные недостатки следствия. Постоянно возникают проблемы с приобщением исследования к материалам дела.

Вследствие указанных причин требуется четкое взаимодействие специалиста с защитником, использование определенных тактических приемов. Безусловно, в этих вопросах приоритет отдается адвокату.

Сложность рассмотрения дел о ДТП определяется не только сложностью анализа его механизма, но и сложностью юридической оценки установленных экспертизой действий участников дорожного движения. Действующие правила дорожного движения далеки от совершенства, далеко не всякая ситуация поддается однозначной оценке с точки зрения соответствия действий участников требованиям ПДД.

В результате полученных знаний вы сможете уменьшить судебное усмотрение, при вынесении судебного решения. В настоящее время мы видим, что судебная практика не всегда основывается на требованиях Правил дорожного движения и наша задача — это положение дел изменить.

Стоимость доступа: 1000 р.

Специфика расследования дел о ДТП, как и любых дел, связанных с нарушением специальных правил, требует широкого привлечения специалистов как со стороны обвинения (суда, дознания) так и со стороны защиты.


В свете возможного расширения прав адвокатов в проведении экспертиз — возможности у адвокатов расширяются шире — они могут назначать экспертизы. Также защитник вправе привлекать специалистов.


Следует особо подчеркнуть, что чем сложнее механизм ДТП, чем больше может быть допущено ошибок при оценке объективной стороны правонарушения, адвокату нельзя допускать преимущества в судебном процессе стороне обвинения (противоположной стороне в гражданском споре) и шире использовать процессуальные возможности специалиста и эксперта при доказывании обстоятельств, на которые ссылается адвокат.


Рассмотрение дел о ДТП, представляет большую сложность как вследствие многогранности самого механизма ДТП, для реконструкции которого зачастую приходится проводить целый ряд различных экспертиз (трасологических, видеотехнических, технического состояния транспортных средств, экспертиз дорожных условий, металографических). Вершина этой пирамиды — экспертиза обстоятельств ДТП, на выводах которой базируется юридическая оценка действий участников ДТП.


Автомобильная техника быстро совершенствуется, меняется конструкция, эксплуатационные свойства автомобилей. Появляются новые носители информации о происшествии, новые методы экспертных исследований.


Расширяется сфера специальных познаний, применяемых при расследовании ДТП, меняется перечень вопросов, на которые могут ответить эксперты.


В своем выступлении, основываясь на многолетнем опыте, я на практических примерах расскажу о современных возможностях экспертных исследований механизма ДТП, возможностях современных технических средств при проведении осмотров места происшествия, правилах проведения экспертных и следственных экспериментов.


Мы разберем примеры реконструкции механизма ДТП с использованием современных экспертных программ динамического моделирования процесса и возможности анализа развития дорожно-транспортной ситуации на основе трехмерной визуализации результатов моделирования.


После получения новых знаний вы будете четко знать, на что следует обратить внимание на различных стадиях рассмотрения дел о ДТП, не допуская типичных ошибок.


Во второй части выступления мы рассмотрим роль специалиста в делах о ДТП, его взаимодействии с защитником. Эксперт при проведении исследования действует вполне самостоятельно, только, при необходимости, запрашивает у инициатора необходимые данные.


Весь процесс четко регламентирован Законом. У него не возникает проблем с использованием результатов исследования. Закончил исследование – сдал экспертизу инициатору.


Со специалистом ситуация совершенно иная. Заключение специалиста, его форма и содержание нигде не прописаны. Имеется одно требование – заключение специалиста не может содержать раздел «исследование».


Оно представляет собой суждение специалиста по поставленным вопросам. А в рамках «суждения» далеко не всегда возможно обосновать ошибочность выводов эксперта или иные недостатки следствия. Постоянно возникают проблемы с приобщением исследования к материалам дела.


Вследствие указанных причин требуется четкое взаимодействие специалиста с защитником, использование определенных тактических приемов. Безусловно, в этих вопросах приоритет отдается адвокату.


Сложность рассмотрения дел о ДТП определяется не только сложностью анализа его механизма, но и сложностью юридической оценки установленных экспертизой действий участников дорожного движения. Действующие правила дорожного движения далеки от совершенства, далеко не всякая ситуация поддается однозначной оценке с точки зрения соответствия действий участников требованиям ПДД.


В результате полученных знаний вы сможете уменьшить судебное усмотрение, при вынесении судебного решения. В настоящее время мы видим, что судебная практика не всегда основывается на требованиях Правил дорожного движения и наша задача — это положение дел изменить.

Отзывы о курсе

  • 19 Мая 2020, 06:00 #

    Уважаемый Сергей Евгеньевич, спасибо за подробные разъяснения — очень полезно! (Y)

    +3
  • 19 Мая 2020, 08:05 #

    Уважаемый Сергей Евгеньевич!
    В свете возможного расширения прав адвокатов в проведении экспертиз — возможности у адвокатов расширяются шире — они могут назначать экспертизы.Может здесь и расшифровать?

    +4
  • 19 Мая 2020, 10:05 #

    Уважаемый Сергей Евгеньевич, очень интересное и полезное выступление. Спасибо.(handshake)

    +2
  • 25 Мая 2020, 10:10 #

    Уважаемый Сергей Евгеньевич, полностью соглашусь с Вами,  современные методики, в том числе, программное обеспечение, позволяют проводить экспертизы на более высоком, а значит, более качественном уровне.
    По поводу манекенов PC-Crash (много-массовые системы), чрезвычайно полезная вещь, у меня в практике также были интересные исследования, по поводу соотнесения расстояния отброса тела пешехода со скоростью автомобиля в момент наезда, имея на руках заключения суд.мед.эксперта о характере травмы, возможно сделать вывод о месте приложения импульса удара и как следствие, смоделировать наезд, верно располагая манекен относительно кузова ТС.
    Хотя по расстоянию отброса есть достаточно «старые исследования» — метод «развертки» пешехода относительно контактной плоскости кузова ТС, мат.модели А.Кюнеля и др.
    Но в PC-Crash все реализовано достаточно хорошо и что немаловажно, наглядно.

    +1
    • 25 Мая 2020, 18:49 #

      Уважаемый Павел Васильевич, «Мултибоду» в PC Crash интересное направление. Но такого рода моделирование носит достаточно обобщенный характер. А в реальной ситуации какой-либо частный фактор может существенно повлиять на поведение манекена. Поэтому после моделирования необходим тщательный анализ соответствия поведения манекена имеющимся данным. Конечно, по возможности следует использовать различные методы и сопоставлять результаты. Хотя у каждого  метода своя область применения.

      +3
      • 25 Мая 2020, 20:03 #

        Уважаемый Сергей Евгеньевич, полностью согласен с вами. Еще хочется задать вам вопрос, давно думаю по приобретении PC-Rect, стоит ли она того, ведь для преобразования изображения, для возможного последующего импорта в тот же PC-Crash, есть множество иных способов. Очень интересно ваше мнение по данному поводу. Можно и в личную почту.

        +2
        • 25 Мая 2020, 20:13 #

          Уважаемый Павел Васильевич, PC Rect — полезная программа. Если есть возможности выбрать на фото 4 точки и указать между ними расстояние (в т.ч.-диагонали), снимок превращается в масштабный план. Это часто позволяет установить конфигурацию и положение следов на месте ДТП.

          +3
          • 25 Мая 2020, 21:04 #

            Уважаемый Сергей Евгеньевич, да я это понимаю, просто я использую допустим: IPhotoMeasure, по сути такая же «мерялка», как я ее называю. Тут ее года 3-4 назад рекомендовал покойный ныне Никонов. Просто я понимаю ценность программы PC-Crash, но вот Rect, тут мне почему то кажется что она не стоит своих 1000 евро.
            Но буду думать. А что вы думаете в версии 13.0 PC-Crash? Стоит ли переходить? Я так полагаю вы по ней рассылку видели от Валентина Митунявичуса?

            +2
            • 26 Мая 2020, 20:38 #

              Уважаемый Павел Васильевич, в версии 13.0 я ничего не нашел, что было бы необходимо для меня. Поэтому от обновления воздержусь. А Rect использую постоянно.

              +3
  • 25 Мая 2020, 12:44 #

    https://youtu.be/1n4ULnfHrew
    - «Современные технологии анализа ДТП: одесские эксперты освоили PC Crash»

    +1
    • 25 Мая 2020, 19:04 #

      Уважаемый Николай Николаевич, на этом ролике — обучающий семинар моего хорошего знакомого, представителя разработчика программы Dr. Stefan Datentechnik Ges.m.b.H. Валентина Митунявичуса (Вильнюс).  Путь освоения этой программы длинный и трудный.  Поэтому, желаю киевским коллегам терпения и успехов на этом пути.

      +2
      • 27 Мая 2020, 17:17 #

        Уважаемый Сергей Евгеньевич, такие пожелания надо бы пожелать нашим гос. экспертам из ЭКЦ МВД и РФЦСЭ при Минюсте и их подразделениям во всех регионах России, которые имеют программы «PC Crash».

        +1
        • 27 Мая 2020, 22:07 #

          Уважаемый Николай Николаевич, региональные центры Минюста все имеют программу PC Crash.  С этой программой много лет работает Северо-западный центр судебной экспертизы. У остальных- проблемы с подготовкой экспертов.

          +2
          • 29 Мая 2020, 11:42 #

            Уважаемый Сергей Евгеньевич, программы PC Crash имеются у некоторых страховых компаний в Сибирском регионе, но у гос. экспертов ЭКЦ МВД и Красноярской ЛСЭ при Минюсте России этих программ по имеющимся у меня информации нет, а если и есть, они ими не пользуются из-за дефицита или проблем с подготовкой экспертов у них. В Сибирском регионе у нас с помощью программы PC Crash проводят только в одном экспертном учреждении в Томском экспертно-правовом центре «РЕГИОН 70»

            +1

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Рейтинг публикации: «Технологии применяемые экспертом по делам о ДТП. Видеозапись выступления эксперта Хоменко С.Е. на заочной конференции «Технологии права 2020»» 1 звезд из 5 на основе 8 оценок.