Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2024 г. N 38-П

До поправок, внесенных в Закон об ответственном обращении с животными в июле прошлого года, регионы могли регулировать численность бродячих животных только способами из набора «отлов-вакцинация-стерилизация-содержание в приюте и пристройство-выпуск на место отлова неагрессивных животных».

Однако с 24.07.2023 года регионы получили право самостоятельно определять перечень мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. В частности, в Бурятии был принят республиканский закон, который разрешал не только эвтаназию бездомных животных (например, для прекращения непереносимых страданий), но и лишение их жизни просто по причине отсутствия владельца (если отловленное животное месяц провело в пункте временного содержания и так не обрело хозяина).

Последний повод к лишению животных жизни вызвал шквал негодования среди зоозащитников и послужил поводом к судебному разбирательству. В свою очередь, Верховный Суд Бурятии, рассматривавший дело об оспаривании указанных норм, усомнился в том, что Конституции РФ соответствует само разрешение, «данное» федеральным законодателем субъектам РФ, самостоятельно решать, как поступать (включая лишение жизни) с пойманным бродячим животным: оно является неопределенным, не согласуется с иными положениями Закона об обращении с животными (в частности, с пп.2 и 3.1 ч.1 его статьи 7) и с п.143 ч.1 ст. 44 Закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, и при этом дает регионам неограниченные возможности умерщвления здоровых животных без владельцев, что не предусмотрено федеральными нормами и противоречит принципам обращения с животными, включая запрет жестокого обращения с ними.

Конституционный Суд РФ признал спорные нормы соответствующими Конституции РФ и отметил следующее:

- регламентация порядка обращения с животными без владельцев относится к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, поэтому регионы вправе принимать по данному вопросу свои правила. Но эти правила должны не только предотвращать угрозы жизни, здоровью и благополучию человека, но и — в свете конституционного положения о вере в добро и справедливость, — учитывать, что животные могут нуждаться в защите как существа, которые способны испытывать эмоции, страдать, и за судьбу которых человек несет ответственность. Следовательно, региональный законодатель должен руководствоваться нравственными принципами и началами гуманности;

- между тем некоторые регионы — с учетом их уникальных географических, климатических, социально-экономических и иных объективных характеристик — рискуют не достичь общих целей деятельности по обращению с животными без владельцев теми средствам, которые рекомендует федеральный законодатель (отлов-вакцинация-стерилизация-выпуск). Поэтому регионам и было передано право самостоятельно определять случаи, когда умерщвление животных без владельцев необходимо и возможно. Это не противоречит федеральному запрету умерщвления животных в приютах для животных (для пунктов временного содержания запрета не установлено). А то, что в федеральном законодательстве не определены случаи, когда здоровых неагрессивных животных можно умертвить, всего лишь отражает его стремление не допустить широкого распространения таких действий и ограничить их только теми случаями, когда они являются вынужденными с точки зрения защиты жизни и здоровья человека, обеспечения общественной безопасности в ситуации с бездомными животными в конкретном субъекте РФ;

- но это не значит, что регионы могут вводить любые удобные им предлоги для умерщвления бездомных животных. Наоборот — даже указывая такую возможность в региональном законе, регион обязан руководствоваться целями деятельности по обращению с бродячими животными (это, в том числе, гуманное отношение и помощь животным) и учитывать основные принципы обращения с животными;

- поэтому прибегать к умерщвлению бездомных животных можно лишь тогда, когда прочие мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с такими животными в конкретных условиях не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность. Нельзя прибегать к этой мере исключительно из меркантильных соображений, например, из-за перегруженности приютов или оптимизацией бюджетных расходов на них;

- эти меры могут быть оправданны лишь, если они продиктованы объективно возникшей экстраординарной и не поддающейся разрешению иными средствами ситуацией с обеспечением безопасности граждан от нападений бродячих животных, возвращенных на место их отлова, или с угрозой эпизоотий, и при этом только строго в той степени, в какой это необходимо для разрешения указанной экстраординарной ситуации;

- следовательно, применение данной меры должно быть временным — в течение периода, разумно необходимого для улучшения ситуации с обеспечением безопасности от возникших угроз;

- однако если в региональном законе такой временной период не установлен, это обстоятельство само по себе не влечет автоматически его признания недействующим. Зато уж и зоозащитники вправе — по истечении разумного периода — вновь обратиться в суд с оспариванием регионального закона об умерщвлении здоровых бездомных животных с указанием, в частности, на изменившиеся обстоятельства. При этом предусмотренная данным законом мера (умерщвление животных без владельцев) вновь должна быть сопоставлена с экстраординарным характером потребовавшей ее введения ситуации в актуальном состоянии таковой;

- кроме того, если уж регион вводит такую крайнюю меру, он обязан, одновременно, установить и разумный срок для того, чтобы владелец (если он имеется) отловленного животного мог его найти, и обеспечить условия для поиска пропавшего питомца. Ну и, конечно, само умерщвление должно осуществляться гуманными методами.

Подготовлено экспертами компании «Гарант»

Ссылка на оригинал

Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «КС РФ: регион вправе временно в экстраординарных обстоятельствах умерщвлять бездомных животных, которым не нашлось места в приюте » 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
Персональная консультация
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гулый Михаил Михайлович
Ставрополь, Россия
+7 (962) 452-8980
Персональная консультация
Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
https://michailgulyy.pravorub.ru/

Похожие публикации