О медиации в России и Томской области

Медиация – современный метод альтернативного разрешения споров. Формальное определение процедуры медиации содержится в довольно новом для российской правовой системы законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1] — далее ФЗ-193. Процедура медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (ст. 2 ФЗ).

На данном этапе – внедрения процедуры медиации в российскую правовую сферу – люди еще не осознали для себя пользу этого нового явления.

Российские специалисты неоднозначно относятся к новому явлению. Некоторые полагают, что применение примирительных процедур с участием посредника поможет снизить количество судебных дел, что положительно скажется на решениях судей – они будут работать не в режиме конвейера, а более детально станут рассматривать дела и, как следствие, поспешные решения сойдут на нет.

Другая точка зрения основана на том, что медиация поможет простым гражданам решать свои проблемы более безболезненно и дешево, не тратя время на суд, а деньги – на юристов и судебные издержки.

Третьи категорически против медиации, поскольку считают ее бесполезным и неэффективным способом разрешения конфликтов, препятствующим работе профессиональных юристов.

Необходимо изучить не один учебник по медиации и конфликтологии, чтобы разобраться в сущности примирительных процедур посредством третьего лица и составить собственное объективное мнение.

Еще Сократ (около 469-399 до н. э.) считал, что в случае несогласия с собеседником не следует сразу оспаривать его позицию. Он, как и в наши дни профессиональные медиаторы, учил находить точки соприкосновения с помощью алгоритма наводящих вопросов. Цель диалога, говорил он, состоит в том, чтобы понять друг друга.

Как справедливо отмечает Ц.А. Шамликашвили, сегодня можно сказать, что все три основные необходимые элемента для внедрения и распространения нового института в большей или меньшей степени у нас есть. Это, во-первых, Закон, который и является ключевой отправной темой данной статьи.

Отношение к нему неоднозначное, однако, не будь этого Закона, не было бы и полемики о возможных путях развития медиации в нашей стране; во-вторых, информирование населения и различных профессиональных групп как потенциальных пользователей медиации. Это информирование, конечно, еще долгое время будет оставаться на гораздо более низком уровне, нежели хотелось бы.

Ведь даже в таких странах, как США, Великобритания, где медиация востребована уже не первое десятилетие, о ней знают не более 10-20% простых людей. Просветительская работа, формирование правильного представления о медиации в общественном сознании — это задача на все времена. И очень важно, как и кем это будет делаться; в-третьих, возникновение и формирование профессионального сообщества медиаторов [2].

В Китае работает 2 миллиона медиаторов, в Африке – 25 тысяч, а в России – 2 тысячи. Российская Федерация только встала на путь мирного разрешения различного рода конфликтных ситуаций.

В экспериментальном порядке многие субъекты нашей страны начали применять медиативные техники при разрешении судебных и жилищных споров. В Алтайском крае медиация внедрялась на альтруистических началах, развивается она достаточно слабо. Наибольшую результативность показывает судебная экспресс-медиация, занимающая 2-3 часа между судебными заседаниями. Более всего медиация востребована при разрешении споров, вытекающих из земельных и семейных правоотношений [3].

Проведенный в Российской Федерации мониторинг показал, что в 2011 г. в 27 субъектах Российской Федерации были созданы организации (центры, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и т.п.), осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Кроме того, организации, обеспечивающие проведение процедур медиации, созданы еще в 25 регионах: Свердловская область (пять организаций), Пермский край (наряду с Ассоциацией медиаторов на территории Прикамья созданы муниципальные службы примирения), Иркутская область (три организации), а также Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Алтайский край, Белгородская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Липецкая область, г. Москва, Московская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Саратовская область, Ульяновская область (не более одной-двух таких организаций).

Например, в Красноярском крае центр медиации Юридического института Сибирского федерального университета был создан на основании Решения Ученого совета Сибирского федерального университета в феврале 2011 г.

В Кировской области 9 июня 2011 г. создано некоммерческое партнерство «Приволжский Центр медиации, конфликтологии и психологии» для развития и практического применения альтернативной процедуры урегулирования споров (процедуры медиации) в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ.

В Калининградской области при Калининградской Торгово-промышленной палате с 2007 г. функционирует Центр посредничества и третейского разбирательства.

С августа 2012 г. на территории города Тюмени и Тюменской области осуществляет деятельность ООО «Консалтинговое бюро „КОНСЕНТ“, главным направлением которого является досудебное урегулирование споров с участием независимых посредников (медиаторов).

Коллегия посредников (медиаторов) по проведению примирительных процедур при Тамбовской областной торгово-промышленной палате была создана Решением Правления от 15 октября 2010 г.

Сибирский Центр конфликтологии в Новосибирской области создан медиаторами — физическими лицами и организациями, содействующими проведению процедуры медиации (профессиональными посредниками), для регулирования профессиональной деятельности медиаторов, осуществления контроля за качеством их работы медиаторов, защиты их интересов в отношениях с органами государственной власти, а также с международными профессиональными организациями медиаторов, обучения медиаторов и достижения иных целей, предусмотренных уставом Центра.

Коллегия посредников по проведению примирительных процедур была создана при Торгово-промышленной палате Республики Башкортостан в декабре 2009 г. и приступила к работе в апреле 2011 г.

По имеющейся у Верховного Суда Российской Федерации информации по состоянию на 15.09.2014 года уже в 27 городах Российской Федерации созданы центры медиации.

Положительные стороны медиации включают ее основные принципы:

  • Конфиденциальность – информация известна только медиатору и участникам конфликта, однако по соглашению сторон могут привлекаться специалисты, эксперты и иные лица;
  • добровольность – процедура медиации предусматривает согласие обеих сторон для ее проведения;
  • равноправное участие сторон в переговорах;
  • эффективность – компромиссное решение намного охотнее исполняется, чем навязанное судом;
  • экономия финансов и времени – затраты на судебные расходы превышают стоимость услуг медиатора иногда в несколько раз, а временные рамки решения конфликта могут достигать всего нескольких часов, а не нескольких лет судебных тяжб.

Профессиональный медиатор обязан соблюдать нейтральность по отношению к своим подопечным, не просто не навязывать им свою точку зрения, но даже завуалированно выражать свое мнение. Взаимовыгодное решение стороны должны принять сами, каким бы несправедливым оно не казалось медиатору – в этом заключается суть медиации.

В отличие от других регионов Российской Федерации в Томске процедура примирения только начинает развиваться. Уполномоченный по правам человека в Томской области — Елена Карташова — поясняет, что медиация — это альтернативный способ урегулирования спора, конфликта. Медиатор — это беспристрастный посредник в переговорах.

Смысл его действий в том, чтобы, не навязывая свою точку зрения, помочь людям самим выработать взаимоприемлемое соглашение. Однако пока люди настороженно относятся к данной процедуре.

Наиболее эффективна она в области гражданских, семейных, трудовых правоотношений, в бизнесе. Считается даже, что медиация способна улучшить инвестиционный климат, поскольку иностранные компании склонны к мирному решению спорных вопросов [4].

17 ноября 2014 г. в г. Томске прошла конференция под названием «Медиация в Томской области: первые шаги». Инициировал проект директор Фонда развития независимой журналистики и профессиональный медиатор Татьяна Викторовна Захаркова при поддержке Уполномоченного по правам человека в Томской области – Карташовой Елены Геннадьевны.

Также в ней приняли участие Рожков Анатолий Михайлович -заместитель Губернатора Томской области по внутренней политике и территориальному развитию; Школяр Лариса Геннадьевна – заместитель председателя Томского областного суда; Карпенко Александр Дмитриевич – медиатор, директор «Центра развития переговорного процесса и мирных стратегий» Санкт-Петербургского государственного университета, член коллегии посредников Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

К участию в конференции приглашались представители юридического сообщества, областных и муниципальных органов и организаций в сферах ЖКХ, социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также профессиональные медиаторы. В частности, во время заседания посредством скайп-конференции медиатор из города Перми Яковлева Юлия Аркадьевна отвечала на вопросы участников конференции по применению в различных сферах деятельности процедуры примирения сторон с помощью медиатора.

Анатолий Рожков отметил, что на территории Томской области очаги межнациональных конфликтов можно гасить с помощью медиации.

Опытный судья Лариса Школяр выразила позитивное отношение судейского сообщества к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника и пояснила, что процедура медиации – это международный стандарт, который необходимо внедрять в томскую юридическую практику. На сайте

Омбудсмен Елена Карташова сообщила, что необходимо устранять причину конфликта, а не разрешать последствия спора, вести просветительскую работу в детских и молодежных учреждениях, прививать культуру согласия и примирения с детства; немаловажное значение имеют и управленческие решения – прецеденты урегулирования споров с помощью посредника, поскольку люди должны видеть результат и понимать, что медиация работает.

В Томской области работает 5 медиаторов, координаты которых можно найти на сайте Арбитражного суда, а также на сайте Уполномоченного по правам человека в Томской области.

Процедура медиации способствует смягчению эмоционального напряжения между сторонами, что позволяет им вступить в диалог и решить возникший спор. Медиатор лишь организует встречу и наводящими вопросами поддерживает переговоры.

В отличие от судебных решений, в большинстве случаев, вызывающих недовольство, медиативные соглашения соблюдаются значительно чаще. Бесконфликтное разрешение существующего между сторонами спора способствует созданию такой ситуации, в которой оппоненты становятся партнерами, решающими возникшие противоречия с пользой для каждой из сторон. В таком противоборстве нет проигравших, все достигают своей цели. Статистика говорит о том, что досудебная медиация более эффективна, чем судебная: по финансовым спорам судебные решения исполняются в 7 %-ах случаев, а при разрешении этих споров посредством услуг медиатора – уже 58 % споров.

Проще и активнее всего медиация применяется в судах общей юрисдикции. Немаловажную роль в этом играет тот факт, что медиатор работает над всем конфликтом в целом, то есть пытается помочь сторонам преодолеть неприязнь друг к другу, которая могла возникнуть задолго до подачи искового заявления в суд, а вот у судьи нет полномочий выходить за пределы исковых требований сторон. Стороны после переговорной сессии, которая длится около 3-х часов, становятся более терпимыми друг к другу и, хотя не заключают мировое соглашение, но уже не обжалуют принятое судьей решение.

Правда пока согласие сторон на встречу с медиатором происходит с подачи судьи, т.е. является «не совсем добровольным». Однако российскому менталитету привычно достигать положительных результатов через кнут, а не посредством пряника.

Таким образом, медленно, но верно, наша общественность принимает медиацию в свою жизнь.

Однако, следует понимать, что Медиация не панацея! По прошествии первых десятилетий ее успешного развития в США и Европе все больше специалистов сходятся на том, что медиация – это лишь один из возможных путей урегулирования конфликта и его выбор должен быть осознанным[5].


[1]Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“ // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 02 августа 2010, № 31, ст. 4162.

[2] http://blog.pravo.ru/blog/mediacia/5910.html.

[3] Н. Минкина. //»эж-ЮРИСТ", N 36, сентябрь 2014 г.

[4]http://news.vtomske.ru/details/74421.html

[5] Практика применения медиации: проблемы и решения // Юрист предприятия в вопросах и ответах. № 6/2012.

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: rudkovskaya, cygankov, olgaoficerova, koreshkova
  • 25 Марта 2015, 11:51 #

    Как у нас на Праворубе оказывается много статей о медиации, я даже не подозревала, пока не задала поиск по сайту. И вспомнила, как что-то похожее я уже читала недавно, вот тут.

    +2
  • 25 Марта 2015, 12:02 #

    Уважаемая Ольга Васильевна, тема актуальная, но хотелось бы услышать о практике досудебного разрешения споров с участием медиаторов.
    Результаты такой практики, несомненно, будут интересны специалистам, однако, пока никто не торопится ею делиться.

    Букавально недавно участвовал в арбитражном процессе на стороне ответчика. У меня закралось подозрение о присутствии медиатора на стороны истца (представитель), который предложил заключить мировое соглашение, но на таких неприемлемых условиях, что даже судья усмехнулся. Решением арбитражного суда требование истца снижено в 100 раз.

    +2
    • 25 Марта 2015, 12:13 #

      Владимир Михайлович!
      Я интересуюсь темой медиации, в частности, в своем регионе. К сожалению, пока наша судебная система работает в этой сфере «молча», т.е. если спор и разрешается с помощью медиатора, то двумя способами:
      1.  Стороны «уходят» из процесса, т.е. забирают иск, заявление и как далее сложилась их судьба, мало кого интересует. Суд освободился от лишнего дела.
      2. Медиатор помог сторонам психологически и они заключили мировое соглашение, однако в своем решении суд об этом не будет писать.
      Поэтому пока я в поиске практики. Насколько я знаю, в Перми активно налажен институт медиации, возможно, юристы из Пермского края просвятят нас и покажут пару-тройку медиативных соглашений. Ну и я, конечно, отслеживаю ситуацию.
      С уважением.

      +1
      • 25 Марта 2015, 12:20 #

        Ольга Васильевна, согласитесь, что такая тайная завеса не прибавляет медиации положительных элементов.

        +2
        • 25 Марта 2015, 12:56 #

          Соглашусь полностью, Владимир Михайлович. На мой взгляд, процедура медиации в России может через много лет прижиться только в крупных городах России, в которых есть иностранные компании, практикующие медиативные соглашения. А маленькие города так и похоронят эту идею, т.к. даже юристы не верят в нее и не хотят изучить сущность этого вопроса. А клиентам проще по-старинке: пришел в суд, покричал от души и успокоился. А тут надо мирно сидеть, разговаривать и выход искать…

          +1
          • 25 Марта 2015, 13:19 #

            И я об этом же: разучились мы друг с другом разговаривать.
            А школы научения в этом нет.

            +1
  • 25 Марта 2015, 16:08 #

    Уважаемая Ольга Васильевна, мне лично не приходилось сталкиваться с медиативными соглашениями, хотя в Москве их заключено и утверждено судом не мало.
    В целом, полагаю, что данный институт полезен при разрешении споров, поскольку призван не столько «разгрузить» суды, сколько урегулировать конфликтующие стороны к их взаимной выгоде.
    Как и все новое, у многих вызывает сомнения и опасения, однако, полагаю, что с течением времени институт медиации займет свое достойное место в разрешении/урегулировании конфликтов.

    +1
    • 26 Марта 2015, 06:29 #

      Елена Валерьевна, мне бы тоже хотелось, чтобы медиация стала нормой в нашем законодательстве. Мы, как юристы, должны прилагать для этого усилия.














      +1

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О медиации в судебной практике» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Другие публикации автора

Похожие публикации

Продвигаемые публикации