Уголовный кодекс надо чтить. Поэтому, если Вы меня спросите, сколько в этой истории правды, я отвечу: «Ровно столько, сколько требуется, чтобы не вступать в конфликт с законом и профессиональной этикой»...

Иногда, что бы добиться результата, нужно стать кем то другим.

Когда начинаешь работу с делом с момента его возбуждения (а еще лучше — со стадии доследственной проверки), шансов облегчить судьбу подзащитного несравнимо больше, чем когда дело направляется в суд. Что уж говорить о деле, по которому и приговор вынесен, и кассация пройдена (с недавних пор то, что раньше было в УПК кассацией, называется апелляцией, а кассацией названо то, что еще недавно было надзором. Да здравствуют наши мудрые депутаты ГД РФ!). Дело, с которым ко мне обратились, было как раз из этой категории — человек уже два года сидел в лагере, а родня все еще не оставляла надежды оспорить приговор...

История была глупой и банальной. Два друга решили прокатиться с ветерком, остановили частника — уроженца солнечного Узбекистана, но в цене не сошлись и в результате автопрогулка закончилась мордобоем, а мордобой — разбоем, и приехали друзья не домой, а в отдел милиции. По итогам судебного разбирательства получили они один 5, а второй — 6 лет лишения свободы. Если честно, то так себе приговорец — без жестокости, но и без излишнего гуманизма. Стандартный в общем. Вторая инстанция приговор утвердила, и разъехались друзья-товарищи по лагерям.Вот об этом в ходе встречи и поведала мне сестра одного из осужденных — Людмила.

— Так что вы хотите в итоге?

— Хочу чтобы приговор отменили.

— Замечательное желание, а какие для этого есть основания?

В результате пришлось выслушать стандартный в таких случаях набор аргументов: никто этого водителя не бил, справку в травмпункте он купил, никто деньги не отбирал, «менты» ребят подставили, а судья ни в чем разбираться не стал и осудил на основании сфальсифицированных доказательств.

— Понятно. Короче говоря, никаких серьезных — и, главное, доказуемых — поводов для отмены приговора я не вижу.

— Ну как же так, следователь в деле написал всякие выдумки.

— Может и выдумки, да вот только опровергать их особо нечем. Как мы докажем, что справка из травмпункта куплена, что деньги, принадлежавшие водителю, вашему брату подкинули, а явки с повинной подсудимые написали под давлением со стороны оперативников? «Кавказским методом»?

— Это как?

— Мамой поклянемся.

— Ну я не знаю, вы же адвокат.

— Ну вот как адвокат я вам говорю, что перспектив обжалования приговора я не вижу. То есть я, конечно, могу вам жалобу написать, но сразу говорю, что толку от этого будет ноль целых хрен десятых. У вас, кстати, материалы дела есть на руках?

— Да, вот ксерокопии.На стол передо мной легла увесистая пачка бумаги.

— Ну что ж, давайте я почитаю на досуге всю эту макулатуру и тогда скажу окончательно — возьмусь я за это дело или нет.

На том и порешили.

Дня через два у меня выдалось свободное время и я приступил к ознакомлению с делом. Как я и ожидал, уцепиться в деле было не за что. Каких-то явных признаков фальсификации материалов я не нашел (да и вопрос, были ли они действительно сфальсифицированы...), мелкие нарушения и огрехи судопроизводства, конечно, были, но вполне в пределах допустимого. Нарушались ли права подсудимых в ходе процесса? Может, и нарушались, да только в протоколе судебного заседания об этом не было ни слова, да и защитники никаких возражений на действия председательствующего не подавали. А вот право потерпевшего по делу было нарушено. Оказывается, потерпевший «потерялся» еще на следствии. В материалах дела лежало несколько отдельных поручений следователя оперативникам — найдите мол потерпевшего и вручите ему уведомление об окончании следствия. Опера отписывались рапортами: «По указанному месту жительства потерпевший не проживает, а со слов соседей, он вообще уехал в солнечный Узбекистан и возвращаться не обещал». В результате совершенно очевидно было нарушено право потерпевшего на ознакомление с материалами уголовного дела. Эх! Вот если бы представлять интересы потерпевшего, вот тогда бы шансы на отмену приговора были бы существенно выше. Впрочем… Через день я встретился с сестрой осужденного.

— Ну что, все еще хотите обжаловать приговор? А есть у вас уверенность, что по новому приговору ему меньше дадут?

Доверительница задумалась.

— Отменить приговор — это еще не значит добиться каких то улучшений для осужденного. Новый приговор вполне может оказаться и строже предыдущего.

— Нет, будем обжаловать. В конце-концов, в первый раз брата незаконно осудили.

— Что ж, хозяин-барин, но не говорите потом, что я вас не предупреждал. Я готов взяться за обжалование приговора, но есть несколько условий. Во-первых, я берусь только за обжалование приговора, участвовать в повторном суде я не буду, причем по объективным причинам. Во-вторых, 100-процентная предоплата, в случае если не получим отмены — возвращаю половину. В-третьих, соглашение будет заключено не от вашего имени, а от чьего и на каких условиях — вам вообще знать не следует. И в-четвертых, я берусь достигнуть нужного вам результата, а уж как именно я его добьюсь — это уже исключительно мои проблемы. Устраивает?

— Какие-то странные условия, почему я должна вам верить?

— А вы и не должны. Я на эту работу не напрашиваюсь. Не устраивает — жмем друг другу руки и расходимся.Людмила задумалась.

— А какие всё-таки гарантии, что вы добьетесь отмены?

— Никаких.

— А что вернете половину гонорара?

— Мое честное слово. Во всяком случае, тем вашим знакомым, которые меня вам порекомендовали, моего честного слова в свое время хватило. И вообще, знаете, мы с вами не на восточном базаре, торговаться я не люблю и учиться не собираюсь. Устраивают мои условия — принимайте, не устраивают — до свидания.

— Хорошо, я согласна, я полагаюсь на вашу честность...

— Вот только не надо этого пафоса. Ладно? Ко мне клиенты в большинстве случаев по знакомству приходят, так что обманывать кого-либо не в моих интересах.Решено.

Так через несколько дней надзорная жалоба на приговор была мной написана и подана в Мособлсуд. Теперь оставалось только ждать. Людмила регулярно названивала мне: «Ну как там с нашей жалобой?», а я регулярно отвечал: «Пока никаких известий». Прошло два месяца и у меня на столе лежало постановление надзорной инстанции об отмене приговора и возврате дела в суд первой инстанции для рассмотрения его в новом составе суда. Теперь уже я сам позвонил Людмиле.Встреча состоялась на следующий день. Я достал из портфеля судебное постановление и передал Людмиле. Она углубилась в чтение, но минут через пять удивленно посмотрела на меня.

— Подождите, приговор конечно отменен, но здесь написано, что он отменен по надзорной жалобе представителя потерпевшего — то есть вас. Это как?

— А что вас не устраивает?

— Ну как же, ведь мы же с вами...

— Ничего подобного, я вам сразу сказал, что соглашение будет заключено не от вашего имени. Если бы я обжаловал приговор со стороны подсудимого, ни о какой отмене приговора и мечтать нечего было. Теперь у вас на руках имеется решение об отмене приговора. Моя работа выполнена. Нанимайте брату адвоката и готовьтесь к новому суду.

— А вы на суде будете?- Нет, я в данном случае занимался надзорным производством и только им. К достигнутому результату претензии есть?

— Нет.

— Ну вот и славно. Всего хорошего.

Теперь, пришло время пояснить механику произошедшего. В данном случае единственной возможностью добиться отмены приговора было упирать на то, что были нарушены не права подсудимого, а права потерпевшего, конкретно — право на ознакомление с материалами дела. Да вот только как это сделать? На самом деле ничего сложного тут нет. Дело в том, что с адвокатом можно заключать соглашение в пользу третьего лица. К примеру любой Вася вполне может заключить соглашение на защиту интересов любого Пети. Это будет допустимо и законно. Более того, нет ни одного закона, обязывающего адвоката перед заключением соглашения требовать от доверителя паспорт или иные документы удостоверяющие личность. С учетом сказанного, мне оставалось только «пробить» через знакомых оперов, не находится ли в настоящее время потерпевший на территории РФ (оказалось, что с того самого времени он в Россию больше не приезжал) и заключить соглашение на его защиту. С кем? Да какая разница, будем считать, что наниматель представился как его родственник, ну а уж если обманул, то это не моя вина.Ну а дальше все как обычно — надзорная жалоба, решение об отмене приговора, новый суд. При этом, согласно заключенного соглашения, я представлял интересы потерпевшего только в надзорной инстанции. Непосредственно в новом судебном заседании я не участвовал, хотя суд и попытался привлечь меня в качестве представителя потерпевшего, а самого потерпевшего так и не нашли. Вот такие вот юридические хитросплетения.

P.S. Да, кстати, повторный суд оставил наказание прежним.

Да 20 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Бозов Алексей, Рисевец Алёна, Коробов Евгений, alvitvas, advokat-smv, anton2591, maal305-qu, Минина Ольга, bucanero, dmik, Семячков Анатолий, galagan87, tktyfcjrjkjdf
  • 16 Июня 2015, 09:41 #

    Уважаемый Александр Витальевич, я бы такую публикацию не рискнул размещать в открытом разделе, а то выглядит как явка с повинной.

    +9
    • 16 Июня 2015, 18:28 #

      Уважаемый Алексей Анатольевич. В данном случае имеет место исключительно художественный вымысел. пытаться искать по этому описанию реальное уголовное дело, все равно, что искать сокровища капитана Флинта по книжке Р.Л. Стивенсона. :-)

      +4
      • 18 Июня 2015, 09:40 #

        Уважаемый Александр Витальевич, ну если рассуждать теоретически, то последствий быть не может до тех пор, пока гражданин Узбекистана не найдется, а он не найдется, кроме случая если сам не совершит преступление и попадет в места лишения свободы. Даже если и найдется, то установить что Вы действовали в интересах противоположной стороны можно только если Людмила даст показания об этом и человеке с которым реально заключено соглашение, в свою очередь этот человек тоже может дать показания и тогда беды не оберешься. Однако, не усматривается ли во всей описываемой ситуации, в том числе и её публикации, нарушение Кодекса адвокатской этики, если так то и попасть на дисциплинарное производство можно как дважды два. Я бы ни за что данную работу публиковать не стал и скорее всего в такое дело не полез. Остается только восхищаться Вашей смелостью.  

        +3
        • 18 Июня 2015, 11:19 #

          Уважаемый Василий Валерьевич- так ведь вся история как раз и является художественным вымыслом от начала и до конца. Нет никакого гражданина Узбекистана, никакой Людмилы, никакого мособлсуда… :-)

          +3
          • 18 Июня 2015, 12:04 #

            Уважаемый Александр Витальевич, как говорят в таких случаях — браво!(Y) Надо же уметь так завлечь и завести  публику!
            В свое время я с удовольствием слушал рассказ собеседника по поезду, о том, как он на ночь попал к шикарной женщине, как вернувшийся муж с братками скрутили его, бросили в багажник и вывезли в лес, заставили выкопать себе могилу и спрыгнуть туда.
            — Ну а дальше то, что было — спросил я внезапно остановившего своё повествование рассказчика.
            — Как что, известно, я проснулся!(rofl)


            +2
            • 19 Июня 2015, 04:11 #

              Уважаемый Евгений Алексеевич, а я уверена, что публикация — правда. Человек с таким неординарным мышлением не будет растрачивать свой талант впустую;)

              +1
  • 16 Июня 2015, 16:35 #

    Если честно, меня удивила реакция сестры на Ваши «загадочные» ответы на её вполне логичные вопросы. Лично я бы не согласилась на такую неизвестность. Видимо, у неё было очень сильное желание спасти своего брата…

    +2
    • 16 Июня 2015, 18:26 #

      Уважаемая Алена Александровна. Что поделать, таков он- художественный вымысел. Хотя если честно, то я не большой сторонник профанации юридических знаний. Клиенту совершенно необязательно знать, как  готовиться то или иное юридическое блюдо.

      +2
  • 16 Июня 2015, 17:03 #

    Уважаемый Александр Витальевич, спасибо за науку!(bow)

    +1
  • 17 Июня 2015, 20:08 #

    Уважаемый Александр Витальевич, хорошая у Вас статья получилась, очень интересная! Спасибо!

    +2
    • 18 Июня 2015, 05:38 #

      Уважаемый Михаил Владимирович. Спасибо за высокую оценку моего творчества.

      +1
  • 17 Июня 2015, 22:38 #

    Уважаемый Александр Витальевич, воспользовался как то похожей ситуацией в административном производстве, именно по нарушению прав потерпевшего, надзор отменил постановление мир.суда и решение апелляции, а там и срок привлечения вышел.:D(giggle), действовал в интересах правонарушителя.

    +2
    • 18 Июня 2015, 05:41 #

      Уважаемый Антон Феликсович, но мы-то с Вами уж никак не можем рекомендовать подобный маневр для использования, ибо проффэтика и все такое… :-)

      +4
  • 17 Июня 2015, 23:34 #

    Уважаемый Александр Витальевич, спасибо за интересный материал!
    Как по Вашему мнению, если потерпевший не приглашался на рассмотрение жалобы, поданной обвиняемым в порядке ст. 125 УПК, то следующие инстанции отменят состоявшееся решение по кассационной жалобе потерпевшего или его представителя?

    +1
    • 18 Июня 2015, 05:34 #

      Уважаемый Александр А- неблагодарное это дело, пытаться гадать как суд поступит.Вообще я не помню требований УПК РФ приглашать на заседания по 125-й- потерпевшего. Да и ч.3 ст. 125 УПК РФ указывает: Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. «Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.». Так что на мой взгляд- это не основание отмены решения.

      +1
      • 18 Июня 2015, 09:30 #

        Уважаемый Александр Витальевич, должны приглашаться заинтересованные стороны. Потерпевшего забыли известить, поэтому он не был в курсе рассмотрения. Полагаю, что это грубое нарушение прав потерпевшего, независимо от принятого по жалобе решения суда. 

        +1
        • 18 Июня 2015, 11:11 #

          Уважаемый Александр А- в любом случае этот аргумент в обжаловании не навредит, а там уж все будет зависеть от воли Фемиды :-)

          +1
        • 18 Июня 2015, 11:17 #

          … единственное, что, имеет смысл подробно и конкретно расписать, что именно изменило бы участие в заседании потерпевшего, что бы суд не использовал отписку типа- «формальное нарушение было, но фактического ущемления прав и интересов потерпевшего не допущено».

          +1
          • 18 Июня 2015, 19:09 #

            Уважаемый Александр Витальевич, согласен, что если подать жалобу со стороны защиты, даже указав на важную роль участия потерпевшего, то наверняка суд так и напишет.

            А вот если сам потерпевший пожалуется, то вышестоящий суд для спасения нижестоящего может еще раз нарушить право потерпевшего, если заявит, что существенных нарушений не усматривает. :)

            +1
  • 18 Июня 2015, 04:22 #

    Уважаемый Александр Витальевич, у меня нет слов. Умище! Страшно подумать, на что еще Вы способны! жму руку(handshake)

    +5
    • 18 Июня 2015, 05:35 #

      Уважаемая Ольга Витальевна, Вы меня засмущали :-), впрочем, это-ж не я придумал и сделал, лирический герой данного художественного рассказа.

      … и вообще этот лирический герой, последнее время совсем распоясался. пишет про себя всякие глупости http://wasiliev.pro/index.php/282/   :-)

      +3
  • 18 Июня 2015, 12:15 #

    Уважаемый Александр Витальевич, спасибо за Ваш рассказ про нестандартное мышление! Сказка ложь, да в ней намек… и урок! (Y)
    (handshake)

    +2
  • 21 Июня 2015, 22:26 #

    Уважаемый Александр Витальевич, очень занимательная история:) спасибо, что опубликовали)

    +2
  • 23 Июня 2015, 05:08 #

    Уважаемый Александр Витальевич! независимо от того — правда это или художественный вымысел- примите поздравления за блестящую идею 

    +2

Да 20 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Парадоксы профессии.» 3 звезд из 5 на основе 19 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации