В соответствии с указанным законом зарегистрированные на территории Российской Федерации кредитные организации или юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, смогут требовать от заёмщиков, оформивших кредиты в украинских банках до 18 марта 2014 года, их погашения или реструктуризации во внесудебном порядке.
Регулятором этих отношений назначена автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков». Данный фонд будет определять вправе ли будет кредитор предъявлять требование о погашении задолженности.
Предполагается, что долг легитимному кредитору должен быть уплачен добровольно. В противном случае кредитор вправе обратиться в Фонд, а при наличии письменного разрешения заёмщика — сразу в суд.
По результатам заявления Фонд выносит решение, которое является обязательным для исполнения. При этом решение вступает в силу со дня его принятия. Если заемщик или кредитор не удовлетворены решением Фонда, они вправе обратиться в суд с иском о том же предмете и по тем же основаниям, проинформировав об этом в письменной форме Фонд.
После изучения текста закона у меня возникли следующие вопросы:
1) Что скрывается за определением юридические лица, не являющиеся кредитными организациями? Коллекторы?
2) Какими полномочиями наделяется Фонд для принятия решения: суда или третейского суда? И как это соотносится со ст. 118 Конституции РФ?
3) Каков правовой статус решения Фонда, и как, чем и кем гарантируется обязательность его исполнения?
4) Каково будет значение этого решения при рассмотрении соответствующего иска судом?
5) Если не предусмотрено возможности непосредственного оспаривания решения Фонда, то как может сформулировать о том же предмете и по тем же основаниям свои исковые требования заёмщик, недовольный этим решением?
6) Будет ли учитываться Фондом наличие встречных требований заёмщика к кредитору по вкладам и депозитным счетам?
7) Является ли симметричными и адекватными права кредиторов по отношению к правам вкладчиков?
8) Повлияет ли в дальнейшем на российскую правовую систему этот своеобразный прецедент, или же мы забудем о нём, когда завершится переходный период вхождения Крыма и Севастополя в состав России?
На вышеуказанные вопросы пока у меня самого нет однозначных ответов. Закон по объёму текста очень небольшой, но количество размышлений, которые он навевает, весьма значительно.
Итак, уважаемые коллеги, предлагаю обсудить новое явление в нашей правовой системе. Тут же сделаю оговорку, что мне бы хотелось увидеть комментарии, имеющие отношение к юриспруденции, а не к политике или идеологии.