Руководство и контроль ОПГ, предоставляющих профессиональные услуги ОД, отвечают за стратегическое планирование и принятие решений, несут ответственность за денежные средства с момента их получения от клиентов до доставки (например, организация сбора наличных денег и организация доставки наличных денег в обозначенный клиентом пункт назначения за рубежом). Руководителями специализированных ОПГ также определяется взимаемая с клиентов комиссия и зарплата, выплачиваемая другим членам профессиональной отмывочной организации — сети.
Установление контакта с клиентами. В структуре отмывочной организации часто имеются конкретные лица, которые отвечают за привлечение клиентов и взаимодействие с ними. Ими также могут устанавливаться контакты с другими профессиональными отмывателями, в том числе ведущими деятельность в других странам, что позволят получить доступ и использовать созданную ими инфраструктуру для отмывания денег
Поддержание инфраструктуры. Данные члены ОПГ отвечают за создание инфраструктуры и инструментов, необходимых для процесса отмывания денег, включая регистрацию компаний, привлечение номинальных собственников и подставных лиц, открытие банковских счетов, выпуск кредитных карт, получение логинов и паролей для систем онлайн-банкинга и покупку СИМ-карт операторов мобильной связи.
В случае использования «денежных мулов» («money mules») для совершения транзакций в рамках схем отмывания денег, в состав ОПГ входит вербовщик «денежных мулов» («money mules herder»), отвечающий за их вербовку «денежных мулов» (например, по объявлениям о поиске работы и через личное знакомство) и управление ими, в частности, выплату заработной платы. Зарплата может выплачиваться либо в форме комиссии за переведенные «денежным мулом» суммы, либо в форме разовых регулярных выплат.
Управление документами в составе отмывочных ОПГ входят лица, отвечающие за изготовление или приобретение фальшивых документов, в том числе поддельных удостоверений личности, банковских выписок и годовых справок о состоянии счета, счетов-фактур на товары или услуги, договоров об оказании услуг, долговых расписок, фальшивых резюме и рекомендательных писем.
Управление транспортной логистикой в состав отмывочных ОПГ входят лица, отвечающие за прием и пересылку товаров как за границу, так и внутри страны, за оформление таможенных документов и поддержание связей с транспортными или таможенными агентами. Эта роль особенно актуальна для схем отмывания денег через торговые операции.
Инвестирование или приобретение активов. В случае необходимости деньги вкладываются в недвижимость или другие активы, такие как драгоценные камни, произведения искусства, предметы роскоши и автомобили, предназначенные для последующей продажи. Преступники обращаются за помощью в покупке недвижимости за рубежом, и известны случаи, когда для выполнения этой задачи ПОД использовали сложные схемы, включающие цепочки фиктивных компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях
Данные члены отмывочных ОПГ отвечают за получение незаконных денежных средств от клиентов и сбор денег (в особенности, полученных в наличной форме), а также за их первоначальное размещение. Учитывая, что данные лица задйествованы на начальном этапе отмывания денег, их обнаружение правоохранительными органами наиболее вероятно. На этом этапе зачастую осуществляется дробление транзакций, смешивание преступных доходов с доходами от легальной деятельности, вложение преступных наличных денежных средства в бизнес, связанный с использованием больших объемов наличных денег. Указанные лица осознают свою роль в отмывании преступных доходов (в отличие от некоторых «денежных мулов», которые становятся участниками схемы ПОД по неведению).
Перемещение и переводы денежных средств, данные члены отмывочных ОПГ отвечают за перемещение денежных средств из одного места в другое с использованием различных инструментов и методов. Они получают и пересылают деньги, используя и традиционную банковскую систему, и провайдеров услуг по переводу денежных средств и ценностей, а также часто отвечают за снятие наличных денег и последующие операции обмена валют.
Общая бизнес-модель работы профессиональных сетей отмывания денег состоит обычно из финансовых схем, реализуемых профессиональными отмывателями, состоят из трех этапов.
Этап 1: Перевод или передача клиентом преступных доходов профессиональным отмывателям денег. На первом этапе денежные средства переводятся или передаются членам отмывочной организации/сети или на контролируемые ими счета. Способ ввода денежных средств в схему отмывания различается в зависимости от типов предикатных преступлений и формы, в которой были получены доходы от преступной деятельности (например, наличные деньги, денежные средства, размещенные на банковских счетах, электронных кошельках или в виртуальной валюте и т.д.).
Наличные денежные средства. Когда незаконные доходы образуются в наличной форме, они обычно передаются сборщику наличных денег. Сборщик может осуществить ввод наличных денежных средств в финансовую систему через компании, связанные с большими объемами наличных расчетов, структурированное размещение на банковских счетах, через провайдеров УПДЦ или казино, либо осуществить физическое перемещение наличных денег в другой регион или страну.
Банковские счета. Некоторые виды преступной деятельности, такие как мошенничество, хищение денежных средств и налоговые преступления, приводят к образованию преступного дохода, изначально размещенного на банковских счетах. В отличие от доходов от незаконного оборота наркотиков, доходы от этих преступлений редко бывают в виде наличных денег, но могут быть переведены в наличную форму в процессе отмывания. Клиенты обычно переводят денежные средства с контролируемых ими счетов на счета лиц или компаний, контролируемых профессиональными отмывателями.
Виртуальные валюты. Преступники, которые получают доходы в виде виртуальной валюты (например, владельцы незаконных интернет-магазинов, включая торговые площадки в «теневом» сегменте Интернета) также перебрасывают средства на кошельки, котролируемые профессиональными отмывателями.
Этап 2: Расслоение, обеспечиваемое провайдерами профессиональных услуг ОД. На этапе расслоения большинство профессиональных отмывателей использует механизмы смешивания и проведения взаимозачетных операций, что позволяет затруднить отслеживание денежных средств, полученных в результате совершения конкретного предикатного преступления и переданных конкретным клиентом. При этом в рамках одной схемы может использоваться комбинация различных методов ОД.
Наличные денежные средства. Механизмы ОД для расслоения незаконных доходов, полученных в виде наличных денег, включают заключение фиктивных договоров, использование импортно-экспортных операций, взаимозачетные схемы и подпольную банковскую деятельность.
Банковские счета. Денежные средства, которые были переведены на банковские счета, контролируемые профессиональными отмывателями, в большинстве случаев перемещаются с использованием сложных схем расслоения или теневых площадок. Теневые площадки состоят из сложной цепочки счетов фиктивных компаний, зарегистрированных как внутри страны, так и за рубежом. Денежные средства разных клиентов смешиваются на одних и тех же счетах, что затрудняет отслеживание средств, поступающих от конкретного клиента.
Виртуальные валюты. Киберпреступники или компьютерные мошенники, а также преступники, занимающиеся продажей незаконных товаров через интернет-магазины, часто пользуются услугами сетей «денежных мулов». Незаконные доходы, полученные в результате этих преступлений, часто хранятся в виде виртуальной валюты в электронных кошельках или кошельках виртуальной валюты, которые проходят через сложную цепочку денежных переводов.
Этап 3. Возврат отмытых денежных средств клиентам для конечного вложения или приобретения активов. На последнем этапе денежные средства переводятся на счета, контролируемые клиентами профессиональных отмывателей, их ближайшим окружением или третьими лицами, действующими от их имени или от имени аффилированных юридических лиц. Профессиональные отмыватели могут самостоятельно инвестировать незаконные доходы от имени своих клиентов в недвижимость, предметы роскоши и предприятия как за рубежом, так и в странах происхождения этих средств. Кроме того, денежные средства могут использоваться для оплаты поставки товаров в страну происхождения этих средств или в третьи страны.
Основные типы специализированных организаций и сетей отмывания денег на основании анализа информациии, предоставленной участниками проекта:
— сети перевозчиков и операторов наличных денежных средств;
— сети «денежных мулов»;
— сети цифровых денег и виртуальной валюты;
— альтернативные банковские площадки.
Данная классификация приводится исходя из основных механизмов перемещения и отмывания денежных средств, используемых ими. Следует учитывать, что такие отмывочные организации и сети могут быстро адаптироваться и приспосабливаться к изменению внешних условий (например, введению нового законодательства и регулирования) и мерам, предпринимаемым правоохранительными органами.
Сети перевозчиков и операторов наличных денежных средств. Преступники и ОПГ, которые генерируют значительные суммы наличных денег, часто пользуются услугами сетей операторов наличных денежных средств, через которые могут перемещаться значительные суммы наличных денег. Эти международные сети операторов имеют возможность получать, передавать и пересылать доходы от преступной деятельности, при этом удерживая комиссию за проводимые операции. Как правило, такие сети состоят из физических лиц, которые выполняют функции контроля, координации, сбора и передачи незаконных средств.
Сети операторов наличных денежных средств зачастую организуют отмывание преступных доходов для нескольких ОПГ, рассредоточенных по всему миру, через систему взаимозачетов, в результате чего преступные доходы могут заменяться и смешиваться с законными денежными средствами. Используемые механизмы ОД иногда включают переводы преступных доходов через счета ничего не подозревающих клиентов, которые получают денежные средства и платежи из-за рубежа. В таких схемах законные средства, которые должны быть переведены на банковский счет ничего не подозревающей третьей стороны, отмыватель заменяет на преступные доходы ОПГ, являющихся его клиентами.
В целях избежания подозрения со стороны финансовых институтов, внесение наличных денежных средств на счета осуществляется мелкими суммами ниже порогового значения, подлежащего направлению в местное подразделение финансовой разведки. Сведение балансов между координаторами такой сети осуществляется посредством фиктивных торговых договоров или договоров с завышенной — заниженной суммой. Если международная сеть операторов наличных денежных средств работает с преступниками и ОПГ, осуществляющими деятельность в разных странах, она может легко избежать международных переводов денежных средств благодаря такому механизму взаимозачетов, механизм работы международной сети операторов наличных денежных средств, обслуживающей клиентов из различных стран, смешивая при этом легальные денежные средства с доходами от преступной деятельности. Отмывание преступных доходов, полученных в наличной форме, может включать физическую транспортировку наличности. Недавние финансовые расследования таких дел показывают, что услуги по перевозке наличных денежных средств также передаются на аутсорсинг специализированным преступным группам, которые осуществляют сбор наличных денег, транспортировку в заранее определенные места и содействие их введению в финансовую систему.
Одним из недавних примеров предпринятых мер по борьбе с такими преступными группами, осуществляющими транспортировку наличных денежных средств в интересах наркотраффикантов, работающих в Европе, является операция ЕВРОПОЛа «Кандил» (Kandil). Преступная сеть, в отношении которой проводилось расследование, отвечала за сбор доходов от продажи героина по всей Европе (в Испании, Нидерландах, Италии и Великобритании) и транспортировку этих наличных денежных средств в Германию, где они вводились в финансовую систему путем покупки подержанных автомобилей, запасных частей и оборудования.
На сегодня, увы, все способы выявления преступлений подобного рода — давно известны. Однако, на практике почему-то все забывают наивно полагая, что с ними эта штука либо не пройдет, либо не случится. На самом деле, если говорить про — обнал, то выявляют его, самыми что ни на есть простыми способами.
Способ оперативного внедрения сотрудника в компанию обычно как трудоустройство, либо лица, которое добровольно согласилось сотрудничать.
Через некоторое время такой сотрудник, подружившись с работниками компании собирает необходимую информацию – доказательства — обнала, с выяснением всех необходимых данных и доказательств.
Противостоять такому способу сбора информации может только введение режима коммерческой тайны, четкое распределение должностных обязанностей, дозированная информация, а так же внимательность при приеме на работу.
Проверочная закупка. Например, об — обналичке сотрудники могут узнать через объявление в Интернете и далее обратиться за — обналом под видом клиентов.
Контролируемая поставка, когда в компанию могут прийти лица, предлагающие — обналичить ОД.
Имеется практика, защищающая предпринимателей при таком способе осуществления обналичивания, однако..., и т. далее.
Оперативный эксперимент, когда проверяют свою гипотезу и выявляют «склонность», реакцию на определенные действия со стороны предпринимателя, через которые последние разоблачают себя. Далее дело техники. Но есть и другой метод сбора информации.
Наведение справок это сбор «интересных» для разработки данных о компании.
В случае наведения справок могут использоваться запросы в различные учреждения и организации, опрос граждан, собственно наведение справок под различными предлогами.
Так, если директор компании, которая «обналичивала» может придумать легенду в свое оправдание, то в этом случае просто делают запрос поставщику.
Еще немного о некоторых способах сбора информации в связи с обналичиванием.
Обычно, когда в отношении человека или компании идет оперативная разработка — сам клиент не догадывается. Нет, конечно, при должной внимательности и осмотрительности он догадаться все-таки бы мог, но не верит, что наблюдение, прослушка и т.п. может коснуться и его. Буквально каждый из обратившихся понимал, что к нему могут прийти, но до последнего тянул и не заботился о себе любимом, обещая себе, что скоро завяжет и это последний раз.
Наблюдение. На практике распространено наружное наблюдение, которое может сопровождаться видео- и фотосъемкой. Фотосъемка может свидетельствовать о встречах с определенными людьми, передаче документов и денег. Потом доказывай, что ты никого из обнальщиков не знал и никогда в глаза не видел, а вот на фото вы все вместе прекрасно смотритесь!
Контроль за почтовыми отправлениями. Это может быть личная переписка, которая, кстати, может контролироваться только с санкции суда. Правда, санкцию суда оперативникам получить достаточно просто, даже после ОРМ. Очевидно, что в письмах будет интересовать информация, связанная с обналом.
Прослушивание телефонных переговоров. Производится исключительно с санкции суда. Санкция на прослушку получается так же просто, как и получение санкции на доступ к переписке. Нужные разговоры фиксируются, стенографируются и распечатываются, а далее — в дело.
Кстати, иногда, прослушку производят и без суда. В этом случае информация не будет считаться полученной законно, но будет использована правоохранителями в рамках оперативно-розыскных мероприятий для сбора информации, но и здесь находят выход.
Из телефонных переговоров можно узнать практически все: от того, где и у кого находятся «левые» печати до даты получения обналиченных денежных средств.
Осуществление контроля за техническими каналам связи.
Фактически это еще одна форма контроля за перепиской и прослушиванием. Сами понимаете, что может быть переслано и передано с помощью электронки, а так же с помощью переговоров по IP-телефонии.
Кстати, если вы думаете, что если вы защитили компанию от хакеров, то защитились и от всевидящего ока – вы ошибаетесь. Способы и методы, которые использует технадзор отличаются от «хакерских».
И не удивляйтесь потом, что вся информация о вашей деятельности как-то неожиданно оказалась в руках оперативников.
Зачастую совершенно недостаточно знаний в области компьютерной безопасности, важны другие знания – знания в области приемов и методов работы оперов.
Принимая во внимания указанные аспекты, Правительство Великобритании ввело в действие Закон о борьбе со взяточничеством.
Как отмечается аналитиками, активизация борьбы с коррупцией уже создает проблемы нарушителям, стремящимся достигнуть увеличения своих доходов путем подкупа государственных должностных лиц.
Справедливости ради необходимо отметить, что, несмотря на все недостатки много критикуемого антикоррупционного законодательства, на смену которому приходит Закон о борьбе со взяточничеством, правоохранительные органы Великобритании в последнее время стали более активно привлекать нарушителей к ответственности за коррупционные преступления как уголовного, так и гражданско-правового характера. Так, в результате выявленных нарушений, британские компании подверглись штрафам на общую сумму, достигшую 30 млн фунтов стерлингов, что, несомненно, является не только адекватными мерами ответственности за совершенные правонарушения, но и одним из способов пополнения бюджета.
Вместе с тем в рамках действующего в Великобритании законодательства к ответственности за данный вид правонарушений могут быть привлечены не только компании.
Например, в апреле 2010 г. Джон Дугалл, один из бывших руководителей DePuy International, был приговорен Королевским судом Саутворка к 12 месяцам тюрьмы за дачу взятки медицинским специалистам греческой государственной системы здравоохранения в размере 4,5 млн фунтов стерлингов. Приведение данного приговора в исполнение было впоследствии приостановлено при рассмотрении апелляционной жалобы.
Введение в Закон о борьбе со взяточничеством новых видов правонарушений позволяет предположить, что текущая тенденция роста случаев привлечения к ответственности за подобные преступления в Великобритании по данной статье, скорее всего, сохранится.
Итак, какие правонарушения и меры ответственности предусмотрены в Законе о борьбе со взяточничеством?
В соответствии с ним, максимальное наказание за взяточничество увеличено с семи до десяти лет лишения свободы, а также может предусматривать штраф. Сумма штрафа, налагаемого на компании, не ограничена. Однако необходимо отметить, что в новом законе не упомянут метод расчета и взыскания штрафа.
Закон о борьбе со взяточничеством содержит следующее основные положения:
1. Устанавливается два вида правонарушений:
— подкуп (в форме предложения, обещания или непосредственного совершения);
— требование или согласие на получение или принятие предмета подкупа.
2. Вводится понятие правонарушения в форме подкупа иностранных государственных чиновников (в отношении данного вида правонарушения процедура доказательства, по всей видимости, менее сложна, чем в отношении общих нарушений, упомянутых выше).
3. Вводится понятие нового корпоративного правонарушения – неспособность предотвратить дачу взятки «ассоциированным» лицом от лица компании.
Данное нововведение является наиболее важным для компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность.
В Великобритании функции органа следствия и уголовного преследования в данной сфере возложены на Управление по борьбе с крупным мошенничеством (Serios Fraud Office, далее – Управление), которое развернуло активную деятельность и устанавливает правила, на основании которых будет осуществлять надзор за чистотой корпоративной культуры.
В частности, Управление признает, что скрытый характер коррупционных действий серьезно осложняет расследование фактов дачи и принятия взятки и тем более уменьшает шансы выявить и раскрыть ситуации, отнесенные к сфере применения Закона о взятках.
Поэтому Управление разработало ряд принципов и руководств, которые будут использоваться специалистами и следователями, занятыми в регулирующей деятельности.
В соответствии с Законом о борьбе со взяточничеством, лицо считается ассоциированным с коммерческой организацией (британские компании и партнерства или иные компании и партнерства, которые полностью или частично осуществляют свою деятельность в Великобритании), если оно оказывает услуги от ее имени. В качестве примеров закон приводит работников, агентов и дочерние компании организации. Данное определение сформулировано достаточно широко, и есть вероятность, что оно будет распространяться и на другие лица, например на третью сторону или деловых партнеров.
Таким образом, компаниям необходимо обеспечить наличие надлежащих процедур для мониторинга и контроля за деятельностью всех потенциально ассоциированных сторон, чьи действия могут привести к привлечению компании к ответственности в соответствии с новым законом.
Ассоциированными сторонами помимо перечисленных в законе лиц могут быть, например, партнеры по совместному предприятию и дистрибьюторы.
Среди прочего составлен перечень действий, совершаемых в ходе коммерческой деятельности организации, на которые следует обращать особое внимание ввиду их потенциальной связи с коррупцией и взяточничеством. Они были названы индикаторами коррупции.
Руководствуясь вышеприведенными индикаторами, работники Управления вправе осуществлять следственные действия в отношении организации, деятельность которой потенциально может включать в себя взяточничество. Напомним, что Закон о борьбе со взяточничеством (UK Bribery Act) предусматривает четыре новых вида преступлений, связанных с дачей и принятием взятки, а также предложением взятки гражданскому служащему иностранного государства и ее принятием. Предусматриваются различные виды наказаний: от штрафа без ограничения размера до лишения свободы сроком до 10 лет.
При этом новый закон о взяточничестве предоставляет органам следствия свободу усмотрения при решении вопроса о назначении наказания (в любом случае итоговое решение принимается судом) и возбуждении производства по гражданскому или уголовному делу. В связи с этим Управление выпустило специальное руководство, посвященное процедурам взаимодействия с организациями и проведения расследований.
Необходимо отметить, что единственным средством защиты для организации, которой предъявлено обвинение в корпоративном правонарушении, является доказательство того, что она ввела в действие «адекватные процедуры», препятствующие осуществлению подкупа.
В настоящее время правительство Великобритании представило разработанные разъяснения по составу «адекватных процедур». Данные разъяснения носят рекомендательный характер, как и прочие уже существующие подробные руководства, и в каждом конкретном случае при вынесении решения суд проводит оценку самостоятельно.
Положения Закона о борьбе со взяточничеством во многом шире требований Закона США о борьбе с коррупцией во внешнеторговой деятельности (FCPA), в котором речь идет о подкупе иностранных государственных чиновников, но не частных лиц.
Таким образом, действующие программы по соблюдению законодательства, подготовленные с учетом положений FCPA, должны быть пересмотрены с целью обеспечения их соответствия требованиям Закона о борьбе со взяточничеством. В частности, этот закон не предусматривает никаких исключений для так называемых «платежей для упрощения формальностей» или «спонсирования делового визита правительственных делегаций».
Экстерриториальный характер Закона о борьбе со взяточничеством обязывает британские компании или компании, осуществляющие деятельность в Великобритании, вводить антикоррупционные процедуры, удовлетворяющие требованиям данного Закона, во всех странах, в которых они ведут деятельность. Необходимо отметить, что страны и виды деятельности с самым высоким риском коррупции не обязательно являются крупнейшими с точки зрения оборота.
В целях реализации положений Закона первое, что компания может сделать, – это организовать внутреннюю рабочую группу для оценки последствий введения Закона о борьбе со взяточничеством.
Исходя из практического опыта работы в сфере правоприменительных действий, с учетом положений существующих рекомендаций, утвержденных Правительством Великобритании, эксперты в области финансового мониторинга выделяют ряд вопросов, которые необходимо рассмотреть при формировании антикоррупционной политики, процедур и средств контроля в компаниях, осуществляющих инвестиционную деятельность в других государствах.
Во-первых, это касается деловой этики, позиции руководства и установленных мер ответственности:
— возлагается ли ответственность за разработку антикоррупционных процедур на уполномоченного представителя высшего руководства, имеющего доступ к совету директоров?
— существует ли в компании четкая антикоррупционная политика или кодекс корпоративной этики, которые последовательно и в явной форме поддерживаются высшим руководством, тем самым подтверждая его позицию в отношении коррупции?
— обязаны ли сотрудники, представители и деловые партнеры регулярно подтверждать, что они ознакомились с антикоррупционной политикой компании и выполняют все
требования ее положений?
Во-вторых, в компании должны быть утверждены программы по борьбе с взяточничеством и коррупцией (оценка рисков):
— регулярно ли компания осуществляет оценку риска коррупции в отношении своей деятельности для выявления областей потенциального риска и обеспечения постоянной эффективности антикоррупционных процедур компании?
При ответе на данный вопрос исследуются и учитываются следующие факторы:
— осуществление деятельности в странах с высоким уровнем коррупции;
— осуществление деятельности через торговых агентов, совместные предприятия или прочие третьи лица;
— ведение бизнеса с государственными заказчиками;
— осуществление деятельности в сферах, характеризующихся высоким уровнем коррупции;
— деятельность, в рамках которой деловые представительские расходы являются существенной составляющей процесса продаж;
— случаи подкупа внутри компании или в сферах ее деятельности / странах осуществления ее деятельности в прошлом.
В-третьих, группа вопросов, связанных с обучением и информированием в компании:
— проводит ли компания регулярные тренинги по вопросам соблюдения внутренних антикоррупционных процедур для своих работников, представителей и деловых партнеров?
— отслеживается ли посещаемость данных тренингов?
— существует ли в компании механизм предоставления детальных и оперативных рекомендаций руководителям, директорам, работникам, сотрудникам, представителям и деловым партнерам в отношении соблюдения антикоррупционных процедур в потенциально проблемных ситуациях (одним из примеров может служить наличие горячей линии по вопросам соблюдения требований указанных процедур)?
— информирует ли компания своих сотрудников, представителей и деловых партнеров об антикоррупционных процедурах в рамках процессов управления эффективностью своей деятельности?
В-четвертых, соблюдение установленных в компании требований:
— регулярно ли в компании отслеживается соблюдение антикоррупционных процедур сотрудниками, представителями и деловыми партнерами, например, посредством проведения внутреннего аудита?
— существует ли в компании механизм, позволяющий ее сотрудникам, представителям и деловым партнерам сообщать о подозрениях в коррупционной деятельности конфиденциально, например посредством телефонной горячей линии?
— существует ли в компании план быстрого и эффективного реагирования на выявленные факты коррупции?
— существует ли в компании процедура применения к сотрудникам, представителям и деловым партнерам дисциплинарных мер в отношении нарушения антикоррупционных процедур?
— существует ли в компании система внутреннего контроля, позволяющая вести учет и отражать хозяйственные операции таким образом, чтобы предотвратить осуществление и сокрытие коррупционных действий?
— учитывается ли риск коррупции при оценке финансового состояния в рамках сделок по слиянию и поглощению (вопросы коррупции могут быть ключевыми в принятии решения о покупке и должны решаться до, а не после сделки)?
Таким образом, эффективную программу по борьбе со взяточничеством и коррупцией, с учетом сложившейся практики реализации программ и соответствия законодательству проектов в области внутреннего контроля, можно представить в качестве системы мер по борьбе со взяточничеством и коррупцией, которая учитывает специфику и риски коррупции каждой отдельной организации.
Система мер по борьбе со взяточничеством и коррупцией должна включать следующие положения:
1. Культура, среда и модель поведения, которых придерживается высшее руководство.
2. Организационная структура и делегирование полномочий.
3. Инфраструктура обеспечения соответствия Закону о борьбе со взяточничеством:
— политика соблюдения принципов корпоративной этики / моделей делового поведения;
— программа обучения;
— организация обеспечения соответствия Закону о борьбе со взяточничеством;
— разглашение фактов наличия коррупционных действий и проведение соответствующих консультаций;
— проведение расследований и мониторинг;
— дисциплинарная политика и процедуры.
4. Меры по управлению рисками:
— дарение/принятие подарков, организация развлечений, спонсорство и пожертвования;
— проведение тендеров, заключение соглашений в области экспорта и договорных
соглашений;
— организация закупок;
— лицензирование / ведение переговоров с регулирующими органами;
— участие посредников – третьих сторон;
— сделки по приобретению и продаже имущества;
— организация совместных предприятий и производства.
5. Финансовые и бухгалтерские меры:
— контроль за расходованием средств;
— ведение процесса от закупки до оплаты;
— управление дебиторской задолженностью;
— управление затратами по проекту;
— ведение бухгалтерского учета;
— контроль за информационными системами.
6. Отчетность, коммуникация и управление заинтересованными лицами.
7. Управление рисками.
8. Управление эффективностью деятельности персонала.
9. Мониторинг и аудит.
Антикоррупционную программу в рамках компании целесообразней основывать на принципах построения системы внутреннего контроля COSO1(Документ именуется «Внутренний контроль: интегрированный подход» (COSO, the Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission''s Internal Control – Integrated Framework) – содержит основные принципы организации системы внутреннего контроля в компании и является верхнеуровневым руководством для ее создания и совершенствования // Коптелов А. К. Управление бизнес-процессами и развитием информационных технологий // Финансовая газета. – 2007), направленной на усовершенствование существующих или разработку новых процедур по борьбе со взяточничеством и коррупцией.
Данная программа позволяет использовать эталонный набор подробных процедур контроля, на основании которых разрабатывается внутренний подход к оценке коррупционных рисков в компании.
(Продолжение публикации «ОБНАЛ» — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ПРОФЕССИЯ читайте в следующем выпуске IV часть)