Начнем с того что сегодня, как считают многие и не только, одним из самых распространенных экономических преступлений является ОД или как принято сейчас в говорить в народе — «обнал».
Впервые попытка полного определения понятия отмывания денег была предпринята в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19.12.1988 г. Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции под отмыванием доходов от преступной деятельности понимаются:
— «конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или в результате участия в таком правонарушении, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
— сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
— приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения;
— участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».
Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления отмывание денег, полученных от незаконного оборота наркотиков.
В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться отмыванию и инвестироваться в легальную экономику. В Декларации о предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств, принятой в декабре 1998 г. Базельским комитетом по банковскому надзору, отмывание денег описывается как деятельность преступников и их пособников по использованию финансовой системы для:
— осуществления платежей и переводов денежных средств, полученных
преступным путем, с одного счета на другой;
— сокрытия источника происхождения и бенефициарного владельца
денежных средств;
— хранения банкнот в банковских сейфах.
Конвенция Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 08.11.1990г. признала преступлением действия, связанные с отмыванием денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с отмыванием средств. Современные различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств.
Таковыми источниками могут признаваться:
– преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);
– преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
– правонарушения;
– преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Вопросы отмывания денег нашли отражение и развитие в Директиве Совета Европейских сообществ от 10.06.1991 г. (91/308/ЕЕС) «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег», Палермской конвенции против транснациональной преступности 2000 г. (ст. 6), Меридской конвенции ООН против коррупции 2003 г. (ст. 23) и Варшавской конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. (ст. 9). Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН (10.06.1998г.) в рамках Глобальной программы ООН против отмывания доходов на 1997–1999 гг. были приняты Политическая декларация и План действий против отмывания доходов, в которых подчеркивается, что государства, еще не принявшие соответствующих мер, должны до 2003г. привести свое национальное законодательство по борьбе с отмыванием доходов в соответствие с международными нормами.
В российском законодательстве для обозначения рассматриваемого явления применяется синтетическое понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», включающее как тождественные термины «легализация» и «отмывание». Основой законодательной базы в данной области является Федеральный Закон №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Федеральный Закон №115-ФЗ вводит следующие базовые понятия:
— доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
— легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;
— операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
К мерам, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:
— организация и осуществление внутреннего контроля;
— обязательный контроль;
— запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ;
— иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Один из большинства примеров, работы по ОД в нашей необъятной стране, рассказывает об личном опыте: Директор Crime Finance, бывший «обнальщик» и экс-сотрудник МВД, об обнальных схемах, «вторых зарплатах» для менеджеров банков и скупке металлолома. Я учился в нижегородской школе милиции, которая специализируется на борьбе с экономической преступностью. После нее несколько лет работал в структурах МВД города Иваново в отделе по борьбе с экономическими преступлениями, потом перешел работать в налоговую полицию, где еще пару лет отработал оперуполномоченным. В 2003 году налоговую полицию расформировали, и я оказался по другую сторону баррикад. Во время работы в налоговой полиции насмотрелся, как люди зарабатывали деньги на различных аферах и махинациях, и появился соблазн заняться «обналом». В этом бизнесе деньги зарабатывают буквально из «воздуха» — приходят деньги одной из компаний на банковский счет, ты их снимаешь и возвращаешь (зарабатывая свой процент). При этом компания-клиент уходит от налогов (НДС или на прибыль). Сначала у меня были один-два клиента, которые переводили через меня небольшие суммы около 100 000 рублей в месяц. В то время мой процент был около 3,5% и если учесть, что 1% забирал банк, то со 100 000 рублей заработок был всего 2 500 рублей. Но бизнес рос. Мои клиенты стали рекомендовать меня другим, их становилось все больше и больше. Я начал расширяться: организовывал новые ООО, привлекал сотрудников и обналичивал все в больших объемах. Потом на меня стали выходить крупные оптовые компании, которые обналичивают деньги для московских конечных клиентов. Они заказывали огромные суммы.
На сегодня в Москве стоимость «обнала» выросла до 8%. Обналичивать стало труднее, столица уже давно ринулась в регионы. Региональные банки более «сонные» и «наличку» добывать у них легче. Сейчас крупные московские компании покупают деньги в регионах по 5-6% и продают их конечным потребителям по 8%. Когда я этим занимался, продавал деньги в Москву за 3,5%, а конечному покупателю их продавали за 5%.
К настоящему моменту в международно-правовых актах и принятом в соответствии с ними национальном законодательстве сложился стандартный круг обязанностей финансовых учреждений в сфере противодействия отмыванию денег, к числу которых относится обязанность идентификации клиентов, хранения документов об операциях с денежными средствами или иным имуществом, установления конечных (бенефициарных) собственников клиентов, направления сообщений о подозрительных операциях клиентов, а также сообщений о проведении клиентами определенного вида высокорисковых операций в объемах, превышающих пороговые значения (например, операций с наличной иностранной валютой, ценными бумагами на предъявителя и пр.), создание служб внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов, подготовки персонала и пр.
Стоит отметить, что исследования состояния легализации доходов, добытых преступным путем, с учётом действующего уголовного законодательства, и проблема отмывания денег весьма актуальна в настоящее время для большинства развитых стран. Так, например, при характеристике процессов отмывания денег Федеральная криминальная полиция Германии выделяет 5 основных областей применения нелегальных доходов: потребление, покрытие текущих издержек, инвестиции в дальнейшее развитие бизнеса, выплаты участникам схем и сбережение. При этом отмечается, что движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных доходов, а сами доходы могут быть использованы различными путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников, а также их возможностей по организации системы отмывания. В данном случае необходимо разграничить нелегальный доход, который пойдет на сбережение и инвестиции. Сбережение – преобразование нелегального дохода в «легальный», основанное на функции денег как средства сбережения, доход при этом является параллельным продуктом и не рассматривается в качестве основной цели. Сбережения должны служить своеобразным «фондом обеспечения». Методы сбережения являются крайне консервативными, поэтому наиболее распространены срочные банковские вклады, пенсионное страхование и вложения в недвижимость.
В России ежегодно регистрируется несколько сотен тысяч преступлений экономической направленности, из них десятки тысяч преступлений связаны с получением преступного дохода в крупном или особо крупном размере (в 2010 г. — 51 969, в 2011 г. — 40 315, в 2012 г. — 36 083), что обусловливает их связь с «отмыванием». При этом соотношение легализации преступных доходов, предусмотренной статьями 174, 174.1 УК РФ, к указанным преступлениям составляет несколько процентов (в 2010 г. — 3%, в 2011 г. — 1,7%, в 2012 г. — 1,4%).
В крупных банках обнальные схемы проходят на «ура», особенно, если обнальная компания находит связь с руководителем местного отделения и платит ему «вторую» зарплату. Банкиры сами дают рекомендации партнерам по «обналичке»: «обналичивайте, но немного» или «сейчас остановитесь, у нас запрос от ЦБ пришел». В основном весь рынок обнала крутится вокруг трех крупнейших банков. Более мелкие банки, у которых есть риск потерять лицензию, больше переживают и дают работать пореже и с мелкими суммами. Хотя если собственник банка понимает, что на своем банке он не зарабатывает или несет убытки, тогда он «продает» его обнальщикам, либо составляет им конкуренцию. Типичный апофеоз истории с банкиром-обнальщиком — к нему приходит проверка ЦБ и указывает на нарушения. Владелец банка прикидывает сроки проверки и начинает заниматься «обналичкой» в серьезном масштабе чтобы заработать максимальное количество денег и вдобавок еще выводит активы. Терять ему нечего, он все равно потеряет лицензию и «корабль потонет». Существует много интересных схем, например, была популярна скупка металлолома. В компанию, которая занимается скупкой металла физлица сдают в день лома на 50 000 рублей. Деньги для оплаты им компания должна снять в банке. Последний просит предоставить документы — копии паспортов людей, сдавших металл. В банк предоставляются поддельные или потерянные паспорта людей и на них оформляется сумма 1,5 млн рублей. Компания подает в банк заявку на эту сумму и получает деньги. Позже наличные деньги передаются клиентам, которые заранее перечислили безнал в компанию-сборщик лома. Банкиры часто закрывают глаза или ставят условие: «мы вам даем двадцатку в месяц, но не больше». Фирма согласилась и обналичивала по 20 млн рублей в месяц, тогда как металлолома реально сдавали на 500 000 рублей.
Латентность легализации преступных доходов связана с изменчивостью способов совершения этих преступлений, сложностью их доказывания, что затрудняет выявление и расследование таких криминальных деяний.
Качество следствия по делам о легализации преступных доходов, обеспечиваемое посредством установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, позволяет не только выявлять факторы, способствующие отмыванию преступных доходов, но и решать задачи разрушения экономической базы преступности, минимизации возможностей ее развития и воспроизводства. При этом меры профилактического характера реализуются как по отдельным уголовным делам, так и по результатам анализа группы дел, проводимого в целях более широкого сбора информации о преступлениях и организации деятельности правоохранительных органов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Похожим образом действуют фирмы, закупающие у фермеров овощи, фрукты, скупают мед или травы у населения. Всегда ли банкиры знают о схемах? Конечно. Хотя соглашались с нами работать не только из-за «вторых зарплат». В некоторых банках деньги не брали, но работали, потому что официально получали от сделок большой процент. Хотя некоторые кредитные организации с нами принципиально не работали. В работе с банками мы использовали и обычные схемы: снимали с пластиковых карт физлиц, со счетов юрлиц, использовали векселя, создавали для банков видимость реальной деятельности. Но схемы модернизировались и давно вышли за пределы банковской системы. Например, популярна скупка наличных в торговых сетях. Многие розничные операторы, крупные сети, магазины, автозаправки, рестораны продают свой «кэш». За пять лет работы в этом бизнесе у меня сформировалась сеть в более, чем десяти регионах, сотни фирм, двести человек сотрудников, очень запутанные денежные потоки. Мы обналичивали до 100 млн рублей в день. Но много уходило на зарплаты и на безопасность — людей, прикрывающих нас в криминальной составляющей бизнеса («крышу»). Еще одна из самых больших проблем обнального бизнеса — это воровство подчиненных. Директор одной из сотен схемных ООО вдруг забирает деньги и срывается куда-нибудь за границу. Обычно на кризисные ситуации закладывается специальный фонд, а доходы перекрывают потери. Случаются ситуации и с риском для жизни — налеты и кражи. У моего знакомого в Москве расстреляли инкассаторов. Это очень опасный бизнес. Неприятность случилась и со мной. Когда объем обналиченных денег зашкаливал за миллиарды рублей, в какой-то момент меня арестовали сотрудники ФСБ. Почему так получилось? Многие в этом бизнесе умеют договариваться с органами, но по местным меркам мое дело было резонансным и крупным — объемы были огромными для маленького города, обо мне уже знали и в ЦБ, и правоохранительных органах. Вдобавок мною занимались не полиция, а ФСБ. Из меня сделали небольшой показательный процесс. Пока шло следствие, мне пришлось год отсидеть в СИЗО. В итоге я дал признательные показания, уголовное дело для меня завершилось тем, что мне засчитали тот срок, который я провел в изоляторе. Какой я сделал вывод? Когда я работал, то считал, что раз не ворую у конкретного человека, то это нормальный бизнес. Но затем осознал, что все равно это воровство — с обналиченных денег не платятся налоги. Раньше я об этом не думал или не понимал. Так как денежный поток от старого бизнеса закончился и я оказался на мели, то решил создать компанию Crime Finance.
Одним из участников таких распространенных дел, и явились подсудимые, находясь в г. Р, являясь членами организованной группы под руководством К., в состав которой входили лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, С., В., В., С… В. и неустановленные лица, действуя из корыстных побуждений, совершали продолжаемые тяжкие преступления — осуществление незаконной банковской деятельности, то есть преступление, предусмотренное п.п. «а», «б» ч.2 ст. 172 УК РФ, а также неправомерный оборот средств платежей, то есть преступление, предусмотренное ч.2 ст. 187 УК РФ. Кроме этого, Н., группой лиц по предварительному сговору с В., Н. и неустановленными лицами, без ведома К., и других членов организованной группы, совершил преступления средней тяжести — незаконное образование (создание) юридических лиц через подставных лиц, то есть преступления, предусмотренные п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), уголовная ответственность за нее стала возможной только с 6 млн. легализуемых средств. Это привело к тому, что последние годы количество выявленных в России таких преступлений сократилось в 24 раза при обороте отмываемых криминальных капиталов в 2 трлн.руб. По существу произошло прекращение борьбы с легализацией преступных доходов, так как названные деяния продолжают совершаться, причем более интенсивно и на значительные суммы, но в размерах, не превышающих 6 млн. руб., либо большие суммы дробятся на мелкие, также не выходящие за пределы порога в 6 млн. руб., с которого наступает уголовная ответственность.
Анализ судебной практик показал, что легализация преступных доходов в абсолютном большинстве случаев выявлялась органами следствия как дополнительный состав к предикатному преступлению. Чаще всего, обвиняемым вменялось совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УКРФв совокупности со ст.160 УКРФ — присвоение или растрата, ст. 159 УКРФ — мошенничество, ст.ст. 228-228.1 УКРФ -незаконный оборот наркотических средств, ст. 171 УКРФ – незаконное предпринимательство, ст. 260 УК РФ — незаконная рубка лесных насаждений. В период с 2013 по 2017 годы количество регистрируемых преступлений по ст. 174.1 УК РФ снизилось в 24 раза: с 8513 до 453, что во многом связано с декриминализацией данного преступления, отсекшей всю легализацию до 6 млн. руб., ограничив тем самым деятельность правоохранительных органов по ее выявлению. Центральное место в системе нормативных правовых актов по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма занимает Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», определяя содержание связанных с ним положений иных федеральных законов, а так же принимаемых в его исполнение подзаконных актов.
Мой подзащитный по мнению следствия и государственного обвинителя, был одним из числа организаторов данной ОПГ, и был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, б» ч.2 ст. 172, ч.2 ст.187, п. «б» ч.2 ст. 173.1, п. «б» ч.2 ст. 173.1, п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ, которому назначено наказание: по п.п. «а, б» ч.2 ст. 172 УК РФ в виде 3 лет лишения свободы; по ч.2 ст. 187 УК РФ в виде 3 лет лишения свободы; п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы; п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы; п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы, суд постановил, признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, б» ч.2 ст. 172, ч.2 ст.187, п. «б» ч.2 ст. 173.1, п. «б» ч.2 ст. 173.1, п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ и назначить ему наказание:
— по п.п. «а, б» ч.2 ст. 172 УК РФ в виде 3 лет лишения свободы;
— по ч.2 ст. 187 УК РФ в виде 3 лет лишения свободы;
— п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы;
— п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы;
— п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы;
В соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Н. наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения осужденному Н. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения — в виде содержания под стражей. Срок наказания исчислять с м.д.2019г.
Зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей с м.д.2018г. по м.д.2019г. Включительно. На основании п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции ФЗ от 03.07.2018г № 186-ФЗ) время содержания под стражей Н. с м.д.2018 по день вступления приговора в законную силу зачесть в срок отбывания наказания из расчета один день содержания под за полтора дня отбывания наказания в виде лишение свободы в ИК общего режима.
В 2013 году был принят Федеральный закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который соответствует международным обязательствам, которые взяла на себя Российская Федерация, ратифицировав большую часть международных конвенций в данной области.
Легализация «отмывание» доходов, полученных преступным путем, определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Понятие «легализация» определяется путем фиксирования способа совершения деяния и его цели. Учёные отмечают, что «отмыванию» денег присущ неотъемлемый элемент – цель, которая состоит в сокрытии источника происхождения дохода, создании иллюзии (видимости) легальности заведомо нелегального дохода, и возможности в дальнейшем использовать денежные средства или иное имущество, приобретенное преступным путем, для осуществления экономической деятельности различного рода.
Определение уязвимостей отмывания преступных доходов проводилось на основании анализа следующих источников информации:
— стратегические/межведомственные документы в области экономической безопасности;
— поступающие в Росфинмониторинг сообщения о финансовых операциях (сделках) и запросы органов государственной власти;
— результаты анкетирования органов государственной власти и частного сектора;
— материалы финансовых расследований и завершенных уголовных дел по ОД;
— результаты секторальных оценок финансовых секторов и УНФПП;
— результаты оценки финансового сектора в сфере ПОД/ФТ экспертами МВФ;
— материалы СМИ и отчеты международных организаций.
По итогам проведенной работы можно выделить следующие основные уязвимые места национальной системы ПОД.
Основные уязвимые места:
— сохранение достаточно высокой доли теневой экономики и высокая доля оборота наличных денежных средств в экономике;
— сокрытие денежных средств и активов, полученных в результате совершения преступлений в иностранных юрисдикциях;
— использование номинальных юридических лиц (фирм-однодневок), вовлеченность отдельных представителей финансового сектора в оказание высокорисковых финансовых услуг;
— несовершенство отдельных норм действующего законодательства в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию;
— недостаточная информированность отдельных субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ о рисках и угрозах ОД;
— отсутствие регулирования и государственного надзора за выпуском и обращением виртуальных валют;
— несовершенство законодательства, регулирующего процедуры закупок для государственных нужд (конфликт интересов, аффилированность заказчиков с подрядчиками);
— длительное рассмотрение запросов о правовой помощи и сложности с получением такой помощи, а также информации в отношении конечных бенефициаров от компетентных органов отдельных стран.
Оценка рисков осуществлялась посредством выставления рейтинга на основании статистических данных, результатов анкетирования участников системы ПОД/ФТ, а также иной качественной и количественной информации Использование номинальных юридических лиц («фирм-однодневок») распространено в схемах ОД. На это в частности указывают результаты материалов финансовых расследований, завершенных уголовных дел по предикатным преступлениям и легализации.
Полученные преступным путем доходы, могут использоваться на следующие цели:
1) покрытие текущих расходов преступников и их окружения (на организацию преступлений и на потребление);
2) накопление (в виде наличных денежных средств, драгоценностей, иных предметов роскоши и т.п.);
3) развитие преступной деятельности (расширение основного вида деятельности и ее диверсификация);
4) инвестиции в легальную экономику (размещение на финансовом рынке, приобретение недвижимости и т.п.).
Достижение этих целей преступниками неизбежно влечет за собой все большее развитие организованной преступности, что позволяет им расширять свою преступную деятельность, устанавливать контроль над легальным сектором экономики, то есть происходит создание замкнутой преступной системы и превращение её в высокодоходное и эффективное производство.
Учеными выделяются основные признаки легализации преступных доходов:
— совершение предшествующего преступления, в результате которого преступниками приобретаются материальные блага, которыми чаще всего сразу распорядиться они не могут;
— совершение действий с преступными доходами, цель таковых действий — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению такими доходами;
— сокрытие следов происхождения преступных доходов;
— сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;
— создание видимости законности получения доходов;
— уклонение от уплаты налогов;
— создание удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников;
— обеспечение условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
В соответствии и на основании этих признаков в качестве альтернативного определения легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, можно считать умышленное искажение сведений об истинном источнике и владельце прав на преступно приобретенные материальные блага, осуществляемое путем введения таковых благ в легальный экономический оборот, с целью сокрытия факта их незаконного приобретения и обеспечения возможности свободно ими распоряжаться.
Данное определение указывает на предмет преступления, его метод и цель, раскрывает его антиобщественную направленность и противоправную сущность.
Организованную легализацию доходов выделяют от мошенничества как вид криминального обмана в сфере экономики, включающий целостную совокупность совершенных в составе организованной группы, в том числе преступного сообщества (преступной организации), финансовых операций и других сделок с денежными средствами, иным имуществом и правами на него, заведомо приобретенными виновным или другими лицами путем совершения мошенничества, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению соответствующими денежными средствами, иным имуществом и правами на него, а также лиц, совершивших такие преступления.
Анализ ФБД Росфинмониторинга свидетельствует о значительном объеме денежных средств, ежегодно проходящих по счетам юридических лиц с признаками «фирм-однодневок». Номинальные юридические лица используются преступниками во многом благодаря возможностям проводить крупные финансовые операции по перемещению доходов, полученных преступным путем, скрывая при этом конечных выгодоприобретателей преступных схем за номинальными учредителями и директорами.
Для управления счетами таких организаций может использоваться Интернет-банкинг. Риск наиболее характерен для совершения правонарушений в кредитно-финансовой сфере, бюджетной сфере, при совершении коррупционных преступлений, в меньшей степени затрагивает сферу незаконного оборота наркотиков.
Совершение маскируемых под законные сделок и финансовых операций с преступными доходами с целью сокрытия их преступного происхождения и придания правомерности владению, пользованию и распоряжению ими. Такая дефиниция дает возможность отличать эти преступления от иных форм оборота преступно полученных денежных средств или иного имущества (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, финансирование преступной деятельности, потребление преступных доходов), а также повысить уровень профилактического противодействия легализации преступных доходов.
Уязвимость юридических лиц отчасти обусловлена особенностями законодательства в части процедуры их регистрации. Схемы вывода денежных средств за рубеж, имеющих сомнительное происхождение, преимущественно используются для обеспечения функционирования теневой экономики («серый» импорт, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей). Через эти схемы также осуществляется отмывание доходов, полученных от коррупции, мошенничества в КФС, преступлений в бюджетной сфере, в зарубежных странах.
Выведенные в иностранные юрисдикции преступные доходы инвестируются, как правило, в объекты жилой и коммерческой недвижимости, легальный бизнес, предметы роскоши, а также хранятся на депозитных и иных счетах в зарубежных банках. Для сокрытия конечных бенефициаров и финансовых активов используются иностранные юридические лица и образования, как правило, регистрируемые в юрисдикциях со льготным налогообложением. На уровень уязвимости оказывают влияние:
— несовершенство законодательных мер превентивного характера по противодействию мнимым/притворным сделкам;
— нарушения валютного законодательства, совершаемые «фирмами-однодневками».
Возвращаясь к выше упомянутому делу, позволю себе изложить более подробно формулировку суда, который установил:
Подсудимые К., С., В., Н. С. В. находясь в г. Р, являясь членами организованной группы под руководством К., в состав которой входили лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, С., В., В., С., В. и неустановленные лица, действуя из корыстных побуждений, совершали продолжаемые тяжкие преступления — осуществление незаконной банковской деятельности, то есть преступление, предусмотренное п.п. «а», «б» ч.2 ст. 172 УК РФ, а также неправомерный оборот средств платежей, то есть преступление, предусмотренное ч.2 ст. 187 УК РФ. Кроме этого, Н., группой лиц по предварительному сговору с В., В. и неустановленными лицами, без ведома К. и других членов организованной группы, совершил преступления средней тяжести — незаконное образование (создание) юридических лиц через подставных лиц, то есть преступления, предусмотренные п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ.
Подсудимые К., С., В., Н. С., В. в ходе судебного заседания подтвердили свои ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства и согласились с предъявленным им обвинением, которое подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Кроме того, они пояснили, что осознают характер и последствия заявленных ходатайств о рассмотрении дела в особом порядке, которые ими заявлены добровольно, после консультации с защитниками-адвокатами и в их присутствии.
Государственный обвинитель, защитники-адвокаты подсудимых также поддержали ходатайства подсудимых о постановлении приговора без судебного разбирательства, так как оно не противоречит закону.
Выделяют основные факторы, влияющие на развитие легализации (отмывания) преступных доходов: правовые, политические и экономические. К правовым факторам относят отсутствие во многих странах удовлетворительного правового регулирования в этой сфере, что достаточно долго не позволяло сформироваться устойчивой судебной практике. Достаточно вспомнить о том, что и Российская Федерация в свое время попадала в «черный» список ФАТФ – стран, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием «грязных» денег, и была исключена из него во многом благодаря принятию Федерального закона № 115-ФЗ. Кроме того, известно, что, несмотря на ратификацию в 1990 году Венской конвенции от 20.12.1988г., до 1996 года ни одна из ее рекомендаций по криминализации «отмывания» средств, получаемых от сбыта наркотических средств и психотропных веществ, не была исполнена. Среди экономических факторов, способствующих легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем выделяется нестабильность российской экономики, хотя в последнее время такой стабильностью не может похвалиться ни одно из развитых демократических государств, что только усугубляет проблему, ввиду того, что легализация (отмывание) преступных доходов носит, как правило, транснациональный характер. В настоящее время Россия предпринимает серьезные шаги к повышению качества государственного регулирования экономики. Однако чрезмерная открытость российской экономики может привести к значительному оттоку денежных средств или иному отчуждению имущества, добытых преступным путем и, соответственно, создает возможность легализации их за рубежом. К политическим факторам следует отнести высокий уровень коррупционности в исполнительных, правоохранительных и судебных органах Российской Федерации, а так же в банковской системе, присутствие в законодательных органах лиц напрямую заинтересованных в понижении качества государственного противодействия стоящей проблеме. В результате этого создается возможность лоббирования принятия органами государственной власти законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в интересах организованных преступных групп, занимающихся «отмыванием» денег.
Далее, по материалам нашего дела, при таких обстоятельствах суд квалифицировал действия подсудимых:
К.:
— по п.п. «а, б» ч.2 ст. 172 УК РФ-осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенное организованной группой;
— по ч.2 ст. 187 УК РФ — изготовление в целях использования поддельных распоряжений о переводе денежных средств, совершенное организованной группой;
С.:
— по п.п. «а, б» ч.2 ст. 172 УК РФ-осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенное организованной группой;
— по ч.2 ст. 187 УК РФ — изготовление в целях использования поддельных распоряжений о переводе денежных средств, совершенное организованной группой;
В.:
— по п.п. «а, б» ч.2 ст. 172 УК РФ — осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенное организованной группой;
— по ч.2 ст. 187 УК РФ — изготовление в целях использования поддельных распоряжений о переводе денежных средств, совершенное организованной группой;
— по п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ — образование (создание) юридического лица через подставных лиц, а так же представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
— по п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ — образование (создание) юридического лица, через подставных лиц, а так же представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Н.:
— по п.п. «а, б» ч.2 ст. 172 УК РФ — осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такоеразрешение (лицензия) обязательно, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенное организованной группой;
— по ч.2 ст. 187 УК РФ — изготовление в целях использования поддельных распоряжений о переводе денежных средств, совершенное организованной группой.
— по п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ — образование (создание) юридического лица через подставных лиц, а так же представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
— по п. «б» ч.2 ст. 173.1 УК РФ — образование (создание) юридического лица через подставных лиц, а так же представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
(Продолжение публикации «ОБНАЛ» — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ПРОФЕССИЯ читайте в следующем выпуске II часть)