Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2021 г. N АКПИ21-487
Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска о признании частично недействующим абзаца десятого п. 5.2 положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этой нормой предусмотрено, что в правила внутреннего контроля включается перечень мер, принимаемых кредитной организацией в случае осуществления клиентом систематически или в значительных объемах операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма. В числе таких мер называется отказ клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по счету, подписанного аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от клиента расчетных документов только на бумажном носителе (если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом).
Административный истец — организация, которой банк заблокировал дистанционное обслуживание в связи с сомнениями в характере совершенных операций — полагал, что оспариваемое положение противоречит ст. 7 Закона N 115-ФЗ, ст. 58 Закона о Банке России и нарушает его право на получение услуг в соответствии с условиями договора. По мнению истца, Банк России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные законодательством.
Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Он указал, что оспариваемый нормативный акт принят Банком России принят в пределах его компетенции, определенной законодательством, с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования.
Возможность приостановления дистанционного банковского обслуживания клиента предусмотрена в рамках публично-правового регулирования, направленного на достижение целей законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и не может, по мнению ВС РФ, рассматриваться как входящая в противоречие с гражданско-правовыми нормами, которыми определяются основания для ограничения распоряжения средствами на счете (п. 3 ст. 845 и ст. 858 ГК РФ).
Кроме того, ВС РФ отметил, что применение кредитной организацией мер по отказу в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания не препятствует клиенту в совершении операций, а всего лишь меняет формат взаимодействия сторон, при этом клиент вправе свободно распоряжаться денежными средствами с использованием платежных документов на бумажном носителе. Лицо, в отношении которого кредитной организацией принято соответствующее решение, имеет также право оспорить ее действия в судебном порядке.
____________________________________________
Скорректированы формы документов о зачете и возврате излишне уплаченного налога
Приказ ФНС России от 17 августа 2021 г. N ЕД-7-8/757@ (зарег. в Минюсте 22.09.2021)
ФНС обновила формы документов, используемых при зачете и возврате сумм излишне уплаченных налоговых платежей. Так, претерпели изменения:
- решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
- решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);
- заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);
- заявление о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Изменения в решениях касаются, в частности, графы «Справочно». Ее заполняет налоговый орган в случае принятия решения о зачете (возврате) НДС или акцизов в установленном НК РФ порядке. Из форм заявлений о зачете и возврате исключены графы «Налоговый (расчетный) период».
Приказ вступает в силу 23 октября 2021 года.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»