В группе одной из социальных сетей поступил вопрос администратору: «Что можете сказать о Российской Конституции и суверенитете России?». Я тоже приняла участие в обсуждении. Но, к сожалению, были отзывы с недоверием к моему мнению. Поэтому предлагаю профессионалам права обсудить этот вопрос.

Мое убеждение, что действующая Конституция РФ (КРФ) — это первая Конституция действительно суверенного государства. Конституция принята народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования. В преамбуле об этом заявлено: «Мы многонациональный народ, возрождая суверенную государственность России, принимаем Конституцию».

Суверенитет — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются»  (ст.67 КРФ). Это одно из последних изменений в Конституцию, означающее возврат к сильному государству.

Суверенитет также в других статьях. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст.3 КРФ), конституция РФ  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ и РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст.4 КРФ).

И когда отдельные лица, получившие должности во власти, говорят или действуют вразрез с установлениями Конституции, их ожидает преследование вплоть до уголовного: «Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч.4 ст.3 КРФ).

Обращаю внимание на системную связь частей 1-2 статьи 3 КРФ.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

То есть, единственным источником, из которого власти проистекают, и носителем воплощаемого властями суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации. А все лица, получившие должности во власти, обязаны действовать в интересах народа.

Существует системная связь частей 2 и 3 статьи 3 КРФ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно…

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Совсем скоро, в период 15 -17 марта 2024 года, народ сможет осуществить свою власть непосредственно посредством выбора Президента РФ. С точки зрения суверенитета России – это важный выбор.

Как указано выше суверенитет – это свойство власти реализовывать внутренние и внешние функции государства. А основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ (ч.3 ст.80 КРФ).

Почему еще это важный выбор? Какое место занимает Президент РФ в системе государственной власти?

РФ — государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1 КРФ). Форма правления – это порядок замещения должности главы государства и взаимоотношения главы государства и высших органов власти. Республика характеризуется выборностью главы государства. В России полномочия главы государства основываются на мандате народа.

Справочно Вторая форма правления – это монархия, власть наследуемая.

Среди должностных лиц органов власти бытует мнение о том, что в России существует три власти (законодательная, исполнительная, судебная). С удивлением прочла в статье «Под знаком Конституции», автор Зорькин В.Д., председатель КС РФ, текст: «Реализация требований социального государства — это задача всех властей: законодательной, исполнительной и судебной…» (Российская газета №281(9226) от 12 декабря 2023).

Такой порядок был установлен в Конституции РСФСР от 12.04.1978 г. с изменениями, внесенными в 1992 году. Текст статьи 3: «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением».

В действующей Конституции иной порядок. «Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти» (ч.3 ст.5 КРФ).

Из буквального смысла статьи 10 КРФ — государственная власть в Российской Федерации осуществляется (не сказано что власть разделяется, делится, а указан способ осуществления единой государственной власти) на основе (структурного) разделения (труда должностных лиц), то есть, горизонтального разделения труда по функциям, на законодательную, исполнительную и судебную.

В предшествующей Конституции высшим органом государственной власти был Съезд народных депутатов, а  Президент являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти (статьи 120,121.1).

В действующей Конституции РФ статус Президента РФ установлен статьей 80. В ней Президент РФ – глава государства (то есть, глава всей России). Государство — совокупность (система) органов власти, действующих в масштабе страны. Соответственно, глава государства – это глава совокупности органов государственной власти.

Органы государственной власти в РФ – это Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст.10 КРФ).

Исходя из системной связи статьи 10 и ч.1 ст.11 КРФ в России установлено горизонтальное разделение труда по функциям между федеральными органами государственной власти. Законодательную функцию государственной власти выполняет Федеральное Собрание, исполнительную функцию государственной власти выполняет Правительство, судебную функцию государственной власти выполняют суды.

Поскольку Конституция не внесла Президента в горизонтальное разделение труда, а наоборот, присвоила ему статус главы государства, то это соответствует статусу высшего органа государственной власти.

Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 КРФ), поэтому не может стоять ниже любого органа государственной власти.

Народ выражает свою власть непосредственно выбирая Президента и депутатов Государственной Думы. За отход от интересов народа, проявленный в деятельности не выбираемых народом непосредственно, сенаторов Совета Федерации РФ, членов Правительства РФ и судей судов РФ ответственность несет Президент РФ.

Провозглашенная в преамбуле Конституции Российской Федерации цель утверждения гражданского мира и согласия обусловливает и необходимость согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Для этого Президент РФ уполномочен поддерживать гражданский мир и согласие в стране и обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Иное не отвечает конституционному предназначению государственной власти и ставит под угрозу стабильность конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства.

В силу статья 82 КРФ при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ занимает ключевую роль в системе государственной власти. Но всегда надо помнить, что он происходит из источника власти, которым является народ и он воплощает суверенитет, носителем которого является народ.

В Конституции, принятой многонациональным народом Российской Федерации, предоставлено право народу выразить свою власть непосредственно через выборы Президента РФ. Не в каждом государстве мира у народа есть такое право.

Приведенные выше нормы отражают постулат: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать качество жизни. Но при этом, свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Каждый думает и решает сам – выбирать или не выбирать.

Да 0 -2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, Матлис Софья, Назаров Олег, Ларин Олег, Моргун Ольга
  • 11 Марта, 19:51 #

    Уважаемая Ольга Юрьевна, а что есть воля народа?

    Может ли один человек прикрывать любые свои хотелки волей народа?

    Ответив на эти два вопроса, уже можно будет говорить о наличии/отсутствии суверенитета.

    0
    • 11 Марта, 21:54 #

      Уважаемый Олег Юрьевич, на Ваши вопросы не просто ответить.
      Воля народа – его характеристика как носителя суверенитета и единственного источника власти. Качество, позволяющее говорить о нем как об участнике констиуционно-правовых отношений. Воля объективируется, то есть, получает свое конституционно — правовое закрепление, прямо (путем непосредственного волеизъявления – принятия конституции) или косвенно (через волеизъявление избирателей и деятельность представительных органов гос власти).
      Воля народа не осязаема, народ не всегда деятельно участвует в конституционно-правовых отношениях, поэтому общественное мнение может приниматься за волю народа, что неправильно.
      По второму вопросу мое мнение, если он станет руководствоваться конституционными принципами, то у него не появится хотелок, наносящих вред государству. В Конституции заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

      -2
  • 11 Марта, 20:48 #

    Уважаемая Ольга Юрьевна, а мое убеждение — России нужна единственно органичная для нее монархия!

    -1
    • 11 Марта, 22:22 #

      Уважаемый Олег Вениаминович, Монархия – власть наследуемая. Считаю не правильным лишать народ России возможности оставаться субъектом, устанавливающим конституцию, отступать от демократизма государства, обеспечения в нем народовластия.
      Монархия бывает конституционная, но монарх при принятии законов может пользоваться привилегиями: правом вето, может издавать чрезвычайные указы силой выше закона, распускать парламент и др.

      0
  • 11 Марта, 22:27 #

    Уважаемый Администратор! Мы все это должны здесь обсуждать?!

    +6
    • 12 Марта, 04:30 #

      Уважаемый Олег Вениаминович, я никоим образом не оспариваю Ваше мнение и убеждение, они вам гарантированы Конституцией. Если мое мнение и убеждение отличается от Вашего, то это не означает, что Вы должны изменить свои убеждения.Я затронула тему конституционно-правовых отношений. Не всегда юристы в профессиональной деятельности с ними работают. Но эти отношения существуют и периодически входят в жизнь каждого человека. Адвокаты, юристы профессионально разбираются в вопросах права, и, например, сегодня обсуждают конституционно-правовые отношения с позиции теории права, а вдруг завтра им поступит предложение стать помощником депутата, или наблюдателем на выборах, или провести просветительскую лекцию для участников политической партии, движения и др.

      -2
  • 11 Марта, 23:11 #

    Уважаемая Ольга Юрьевна, зачем вы обсуждаете эти темы в социальных сетях? В интернете постоянно кто-то не прав.

    +8
    • 12 Марта, 02:11 #

      Уважаемая Софья Ароновна, эта тема обсуждалась в группе, рассматривающей вопросы права, но к обсуждению, конечно, присоединяются люди с разными взглядами

      0
    • 12 Марта, 06:31 #

      Уважаемая Софья Ароновна, соглашусь.

      Это дело соцсетей.

      Наше дело — защита прав, свобод и законных интересов граждан от их нарушений другими лицами и органами.

      +2
  • 12 Марта, 06:47 #

    Уважаемая Ольга Юрьевна, жаль, что профессиональный правовой сайт Вы решили использовать в качестве помойки для псевдовыборов заведомо лживыми тезисами. 

    Я  прошу Администрацию или модераторов отправить данную публикацию в песочницу, как наносящую вред нравственности и здоровью народу России и подрывающую репутацию сообщества Праворуб(N).

    +7
    • 12 Марта, 07:52 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, здесь дело даже не в том, как характеризовать выборы. Это не уровень Праворуба — банальности обсуждать. На этой площадке полно разбираемых до винтика достойных правовых тем, рассмотрение которых имеет  практическую пользу для коллег. Очевидно, что предложенная публикация не из их числа.;(

      +5
    • 12 Марта, 13:27 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, Мне важно Ваше мнение, но у меня в мыслях не было каким — то образом дискредитировать сайт Праворуб. Если Вы считаете, что необходимо снять публикацию, то пусть так и будет. Просто я действительно с уважением отношусь к Конституции РФ и полагала, что привести в пример то хорошее, что в ней есть это не умаляет авторитет любого профессионального сообщества, тем более юридического

      0

Да 0 -2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Конституция, суверенитет и выборы » -0 звезд из 5 на основе -2 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации