В группе одной из социальных сетей поступил вопрос администратору: «Что можете сказать о Российской Конституции и суверенитете России?». Я тоже приняла участие в обсуждении. Но, к сожалению, были отзывы с недоверием к моему мнению. Поэтому предлагаю профессионалам права обсудить этот вопрос.
Мое убеждение, что действующая Конституция РФ (КРФ) — это первая Конституция действительно суверенного государства. Конституция принята народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования. В преамбуле об этом заявлено: «Мы многонациональный народ, возрождая суверенную государственность России, принимаем Конституцию».
Суверенитет — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.
«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» (ст.67 КРФ). Это одно из последних изменений в Конституцию, означающее возврат к сильному государству.
Суверенитет также в других статьях. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст.3 КРФ), конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ и РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст.4 КРФ).
И когда отдельные лица, получившие должности во власти, говорят или действуют вразрез с установлениями Конституции, их ожидает преследование вплоть до уголовного: «Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч.4 ст.3 КРФ).
Обращаю внимание на системную связь частей 1-2 статьи 3 КРФ.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
То есть, единственным источником, из которого власти проистекают, и носителем воплощаемого властями суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации. А все лица, получившие должности во власти, обязаны действовать в интересах народа.
Существует системная связь частей 2 и 3 статьи 3 КРФ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно…
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Совсем скоро, в период 15 -17 марта 2024 года, народ сможет осуществить свою власть непосредственно посредством выбора Президента РФ. С точки зрения суверенитета России – это важный выбор.
Как указано выше суверенитет – это свойство власти реализовывать внутренние и внешние функции государства. А основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ (ч.3 ст.80 КРФ).
Почему еще это важный выбор? Какое место занимает Президент РФ в системе государственной власти?
РФ — государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1 КРФ). Форма правления – это порядок замещения должности главы государства и взаимоотношения главы государства и высших органов власти. Республика характеризуется выборностью главы государства. В России полномочия главы государства основываются на мандате народа.
Справочно Вторая форма правления – это монархия, власть наследуемая.
Среди должностных лиц органов власти бытует мнение о том, что в России существует три власти (законодательная, исполнительная, судебная). С удивлением прочла в статье «Под знаком Конституции», автор Зорькин В.Д., председатель КС РФ, текст: «Реализация требований социального государства — это задача всех властей: законодательной, исполнительной и судебной…» (Российская газета №281(9226) от 12 декабря 2023).
Такой порядок был установлен в Конституции РСФСР от 12.04.1978 г. с изменениями, внесенными в 1992 году. Текст статьи 3: «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением».
В действующей Конституции иной порядок. «Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти» (ч.3 ст.5 КРФ).
Из буквального смысла статьи 10 КРФ — государственная власть в Российской Федерации осуществляется (не сказано что власть разделяется, делится, а указан способ осуществления единой государственной власти) на основе (структурного) разделения (труда должностных лиц), то есть, горизонтального разделения труда по функциям, на законодательную, исполнительную и судебную.
В предшествующей Конституции высшим органом государственной власти был Съезд народных депутатов, а Президент являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти (статьи 120,121.1).
В действующей Конституции РФ статус Президента РФ установлен статьей 80. В ней Президент РФ – глава государства (то есть, глава всей России). Государство — совокупность (система) органов власти, действующих в масштабе страны. Соответственно, глава государства – это глава совокупности органов государственной власти.
Органы государственной власти в РФ – это Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст.10 КРФ).
Исходя из системной связи статьи 10 и ч.1 ст.11 КРФ в России установлено горизонтальное разделение труда по функциям между федеральными органами государственной власти. Законодательную функцию государственной власти выполняет Федеральное Собрание, исполнительную функцию государственной власти выполняет Правительство, судебную функцию государственной власти выполняют суды.
Поскольку Конституция не внесла Президента в горизонтальное разделение труда, а наоборот, присвоила ему статус главы государства, то это соответствует статусу высшего органа государственной власти.
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 КРФ), поэтому не может стоять ниже любого органа государственной власти.
Народ выражает свою власть непосредственно выбирая Президента и депутатов Государственной Думы. За отход от интересов народа, проявленный в деятельности не выбираемых народом непосредственно, сенаторов Совета Федерации РФ, членов Правительства РФ и судей судов РФ ответственность несет Президент РФ.
Провозглашенная в преамбуле Конституции Российской Федерации цель утверждения гражданского мира и согласия обусловливает и необходимость согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Для этого Президент РФ уполномочен поддерживать гражданский мир и согласие в стране и обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Иное не отвечает конституционному предназначению государственной власти и ставит под угрозу стабильность конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства.
В силу статья 82 КРФ при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Президент РФ занимает ключевую роль в системе государственной власти. Но всегда надо помнить, что он происходит из источника власти, которым является народ и он воплощает суверенитет, носителем которого является народ.
В Конституции, принятой многонациональным народом Российской Федерации, предоставлено право народу выразить свою власть непосредственно через выборы Президента РФ. Не в каждом государстве мира у народа есть такое право.
Приведенные выше нормы отражают постулат: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать качество жизни. Но при этом, свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.
Каждый думает и решает сам – выбирать или не выбирать.