Как известно, согласно статьи 120 Конституции РФ, части 3 статьи 5 ФЗ «О судебной системе», статьи 3 ФЗ «О статусе судей в РФ» суд установив несоответствие акта государственного или иного органа, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Посмотрим как КоАП РФ в нынешней редакции, соответствует Конституции РФ, 20 лет которой с помпой и фуршетами отмечали не так уж и давно и даже объявили амнистию. Согласно части 3 статьи 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В прежней редакции статьи 1.5 КоАП РФ, презумпция невиновности, которая действовала в отношении всех лиц привлекаемых к административной ответственности, принцип равноправия сторон худо-бедно, но соблюдался. Лицо привлекаемое к административной ответственности, в нашем случае это водитель транспортного средства, как сторона в процессуальном плане заведомо куда более слабая, чем ГАИ, не был обязан доказывать свою невиновность поскольку не обладал теми же правами и возможностями, что и ГАИ действующая на основании законов о полиции, об оперативно розыскной деятельности, статьи 28.7 КоАПа, административное расследование, обладающая правами и возможностями на сбор доказательств.
В нынешней редакции КоАП РФ, наряду с появлением специальных технических средств работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото и киносъемки или видеозаписи, появился дополнительный субъект административного права – «владелец транспортного средства» эдакий объект для битья, призванный нести административную ответственность за те правонарушения которые он не совершал и вина которого заранее предустановлена и не требует никаких доказательств. Правда, владелец транспортного средства может быть освобожден от административной ответственности, если он докажет, что транспортное средство находилось в пользовании другого лица. Но вводя в обязанность владельцу доказывать, что транспортное средство находилось в пользовании другого лица, его по сути, обязывают производить административное расследование и собирать доказательства, изобличающие лицо, управляющего ТС в момент фиксации административного правонарушения. Причем, при этом, законодатель не наделяет владельца ТС теми же правами и возможностями, которыми обладает ГАИ.
Следовательно, о равноправии и состязательности сторон, праве, которое гарантирует нам статья 123 Конституции РФ и речи быть не может. Кроме того, если ТС находилось в пользовании близких родственников, закон практически, обязывает владельца ТС, свидетельствовать против них, чего он, согласно статьи 51 Конституции РФ, делать не обязан, но должен, если хочет сберечь свои деньги. Эффект «Павлика Морозова». Вводя «презумпцию виновности» для владельцев транспортных средств законодатель преследовал лишь одну цель, обеспечить удобство работы органов гос.власти, что прямо запрещено Конституционным судом РФ, в постановлении которого от 20 июля 2012 г. N 20-П пункт 3.2 сказано: «Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цель одной только рациональной организации деятельности органов власти не может служить основанием для ограничения прав и свобод». Подобное утверждение также содержится в постановлениях Конституционного суда от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 18 февраля 2000 года N 3-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 7 июня 2012 года N 14-П, и др.
Вышеприведенные решения Конституционного суда, по моему мнению, на основании статьи 6 Федерального Конституционного закона «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ», делают невозможным применение законодательных норм вводящих «Презумпцию виновности» для владельцев транспортных средств. Поскольку решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Хотя, кого это может остановить когда государству нужны деньги, которые, как известно, не пахнут.