
Президент выступил с законодательной инициативой об изменении одного из аспектов судебной системы – порядка отбора самих судей. Разработать проект закона Дмитрий Медведев поручил еще в конце 2008 года, но о его готовности сообщил лишь на совещании с высшими судьями страны.
Экзамены по–другому
Судей в России давно обвиняют в том, что они стали закрытой корпорацией, своеобразной «вещью-в-себе». Кадры ротируются недостаточно, а уровень знаний представителей важнейшей ветви в системе разделения властей не всегда высок.
Бороться с ситуацией следует, по мнению президента, меняя саму систему отбора судей. Так, экзаменационные комиссии, проводящие такой отсев, предлагается сделать самостоятельными органами судейского сообщества.
Они будут избираться сроком на 4 года и в их состав, помимо действующих судей, войдут преподаватели вузов, научные работники, имеющие ученую степень по юридической специальности, а также представители общественных объединений юристов.
В законопроекте определят полномочия экзаменационных комиссий, а также порядок проведения квалификационного экзамена и оценки знаний претендента на должность судьи. Ранее эти вопросы решались актами Высшей квалификационной коллегии судей.
В противовес этой коллегии будет создана в том числе Высшая экзаменационная комиссия России.
Системные изменения
Ратующий за изменения отправления правосудия в России Дмитрий Медведев полагает, что изменения отразятся на судебной системе самым благоприятным образом.

Эксперты Firstnews, отмечая всю положительность этого аспекта, говорят о необходимости решения других проблем, возникающих при отборе, назначении и освобождении судей от должности.
«Хочется надеяться, что это движение в правильном направлении и будет способствовать повышению независимости квалификационных комиссий и снижению административного давления», — отметила директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина.
Вместе с тем правозащитник подчеркнула, что наиболее важный вопрос — останется ли система, связанная с рекомендацией первый раз назначаемого судьи со стороны председателя суда, а также возможность им же поднятия вопроса об ответственности судьи перед квалификационной коллегией.

На эти же проблемы, существующие в судебной системе в настоящее время, обратила внимание и экс-судья конституционного суда, член президентского совета по правам человека Тамара Морщакова.
«Если тот же орган, который рекомендовал судью на должность, будет его убирать (как это сейчас – прим. ред.), то судья может попадать в определенные жесткие рамки. Ему могут быть поставлены условия: вот, ты ведешь себя хорошо – ты работаешь. Ты перестаешь себя вести хорошо – мы тебя же и убираем», — отметила Тамара Морщакова.
Эксперт добавила, что урегулирование вопросов на уровне закона безусловно положительно, но следует пойти и дальше.

Тамара Морщакова отметила, что Совет по правам человека при президенте давно предлагает главе государства поставить вопрос о разделении функций. Те, кто решают вопрос о возможности представить кандидата на должность судьи, не должны быть теми же, кто может его с нее удалить.
Источник
Текст: Елена Анисимова
Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм