Подробно останавливаться на содержании этих законопроектов я не стану — они приложены к публикации, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно. Однако, я попробую разобраться в том, к чему приведут предлагаемые региональными законодателями изменения судебной системы, в случае их поддержки законодателями федеральными.
Первый законопроект предполагает расширение полномочий региональных законодателей (т.е. самих инициаторов законопроекта), по согласованию кандидатур судей, назначаемых президентом.
Само по себе желание региональных депутатов что ни будь поутверждать и посогласовывать конечно понятно, но в пояснительной записке к законопроекту, в качестве обоснования, указывается буквально следующее:
в случае получения депутатских мандатов представителями Общероссийского народного фронта по результатам выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации у гражданского общества появится возможность влиять на процесс формирования судейского корпуса. Может быть я чего-то недопонимаю? При чем тут возможное получение мандатов представителями некоего народного фронта, считающего себя общероссийским? Чем занимается этот фронт, с кем воюет? Для меня это остаётся загадкой.
Неужели прозорливость осетинских депутатов простирается так далеко, что они уже не принимают в расчёт декларируемую в стране многопартийность и в порыве верноподданичества уже сосредоточились на основном и главном кандидате предстоящих выборов?
Второй законопроект показался мне ещё более интересным, т.к. предлагает изменение порядка формирования квалификационных коллегий судей субъектов РФ, изменяя соотношение в них судей и «представителей общественности», с нынешних 13 к 7, до полного паритета: 10 к 10, естественно с сохранением единоначального члена квалифколлегии — представителя Президента РФ.
При этом, в пояснительной записке, депутаты вполне ожидаемо, приводят «мотивы» своего прогрессирующего законотворчества — борьба с круговой порукой и корпоративной солидарностью судей (надо же, признали очевидное), восстановление баланса интересов судейского сообщества и гражданского общества, и конечно же самый главный мотив:
Это, в свою очередь, позволит предоставить возможность участия в работе квалификационных коллегий судей представителям Общероссийского народного фронта.И снова у меня вопросы: кто такой этот
На мой взгляд, предлагаемые в вышеозначенных законопроектах инициативы, в случае их принятия, будут совершенно бесполезными, и скорее напоминают сцену из басни И.А. Крылова «Квартет»…
Философическое послесловие
По моему скромному разумению, в реальной объективности и беспристрастности судей конечно больше заинтересована слабая часть популяции, т.к. сильные — сами себе устанавливают правила и безопасный «лимит потребления» слабых (подробнее о соотношении сил я писал здесь).Однако, в отсутствие реального единства в стане сильных, и даже периодических
На мой сугубо личный и утопический взгляд, для того, чтобы судейская система стала самоочищаемой, самовоспроизводимой, и максимально приближенной к идеалу, для начала, необходимо «переформатировать» её следующим образом:
1. Сделать самих судей и судейскую службу экстерриториальными, т.е. «отвязать» их от прикормленных мест, однокашников, бывших коллег и сослуживцев. Судей можно и нужно назначать в конкретный суд на 3 — 4 — 5 лет, с последующей обязательной ротацией, как это делалось в Армии СССР.
При этом, естественно, должностные оклады судей можно увеличить вдвое (чтобы могли содержать своих чад и домочадцев), а так же предоставлять в каждом городе отличные служебные квартиры, без права их приватизации. 2. Сократить как класс должности председателей судов и их заместителей, заменив их администраторами-хозяйственниками, а заодно перевести всю систему распределения дел на элементарную компьютерную балансировку нагрузки между судьями, и автоматического контроля сроков прохождения дел. 3. Отменить несменяемость судей, заменив нынешнюю систему проверок, рекомендаций и назначений, обычными выборами, причём совсем не обязательно «всенародными» — достаточно внутреннего голосования членов юридической корпорации. Причём, как подавать заявки (выдвигать кандидатов) так и голосовать должны ВСЕ практикующие юристы, независимо от занимаемых ими должностей.
Естественно, процедура отзыва судьи, не справляющегося со своими обязанностями, должна быть аналогичной. По моему, такой подход позволил бы не только избежать профессиональной деформации личности, но и сильно поубавил возможности всяческого кумовства в этой сфере. 4. По поводу кумовства, я вообще считаю, что давно пора установить жесткий социальный ценз не только для судей, но и вообще для всех бюджетников, имеющих какие-либо властные, контрольные, или бюджетораспределительные полномочия: Не более одного такого «бюджетника» на семью.
Такое ограничение разрастания династий «бюджетников», могло бы свести на нет существующую ныне систему «перекрёстного трудоустройства» детушек между чиновниками, когда «ты пристрой мою доченьку к себе, а я возьму к себе твоего сынульку». А династии пусть множатся у врачей, учителей, инженеров, учёных, и других представителей полезных для общества профессий.А на следующем этапе, необходимо секвестировать на половину, а то и на 2/3 свалку законов, образовавшуюся за последние 15 — 20 лет, унифицировать правила получения, фиксации, и оценки доказательств — создать единый процессуальный кодекс, дабы в различных видах судопроизводства, одинаковые доказательства и оценивались бы одинаково.
Я конечно понимаю, что эти мои придумки могут показаться кому-то кощунственными, но ведь все мы — юристы, незаивсимо от того, что кото-то работает следователем, прокурором, судёй, вольным или крепостным корпоративным юристом, а кто-то адвокатом.
Все мы — юристы, и на старте своей карьеры, все мы получили практически одинаковое образование, и можем занимать разные должности, быть взаимозаменяемыми, одинаково понимать и применять закон, без оглядки на указания своих «работодателей», ведь все мы в конечном счёте служим Праву. По крайней мере, должны служить… а не устраивать Pole Dance вокруг вертикали власти…