Ознакомившись с текстом (см. в приложении) законопроекта, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»который несомненно и скоро будет подписан нашим дорогим президентом (тоже кстати юристом), и станет законом, я пытаюсь понять, какие ИСТИННЫЕ цели он преследует, т.к. ничто из того, что в самом этом законе написано, на мой взгляд не имеет отношения к Праву и улучшению жизни народа.
Небольшое философское отступление о сущности законов:
В нашем Мире, самостоятельно могут существовать только объективные законы — законы природы, в т.ч. законы мышления (логики). Они самодостаточны и не нуждаются в изложении на бумаге, подписании президентами, опубликовании. Они просто есть, независимо от того, знаем ли мы их, или пока даже не догадываемся об их существовании. Они объективны.
Одним из таких основополагающих законов является закон единства и борьбы противоположностей — закон взаимодействия и противодействия сил в природе вообще, и в человеческом обществе в частности.
Применительно к животному миру вообще, в т.ч. и к нам — приматам, всеобщность действия этого закона проявляется в том, что сильные всегда стараются сожрать слабых, но слабые, являясь кормовой базой сильных, могут регулировать популяцию самих сильных, т.к. чрезмерное размножение сильных, и соответственно, сокращение поголовья слабых, приводит к тому, что сильным становится нечего жрать, они начинают вымирать, численность слабых увеличивается, и равновесие системы восстанавливается.
Для того, чтобы колебания численности популяций каждого вида не были слишком уж частыми, люди напридумывали множество «законов», по своей сути являющихся не более чем договорённостями между сильными и слабыми, о правилах и традициях = допустимых обычаях режима кормления и самозащиты видов, в текущий исторический период.
Периодически, с развитием цивилизации, эти договорённости пересматриваются и их детали меняются, но суть их остаётся неизменной — каждый вид обязан сам заботиться о своей кормовой базе и ареале обитания, иначе он просто вымрет и эта ниша будет занята другими.
Sapienti sat — умному достаточно
Теперь, когда сущность всех законов стала понятной, вернёмся к анализу предлагаемых изменений, вносимых вышеназванным «законом», в те договорённости, которые сложились между сильными (властью) и слабыми (гражданами).В этом проекте изменений публичного договора между властью и народом всего четыре статьи, смысл и последствия которых я и пытаюсь понять:
Смысл первой статьи комментируемого закона состоит в том, что сильные объявляют слабым, что будут «клеймить» — вносить в специально создаваемый ими реестр нарушителей = черный список, те интернет ресурсы, которые посмеют нарушить правила обработки и хранения наших с вами персональных данных, к которым сильные отнесли всё, что только возможно — начиная с имени и фотографии, и заканчивая сведениями о городе проживания, образовании, и публичных интересах.
При этом, видимо в насмешку, формировать черные списки предлагается на основании вступивших в силу судебных актов, выносимых (сильными) по заявлениям самих сильных, или, как
Попавшие в чёрный список изгоняются с пастбища или прямиком направляются на бойню = блокируются.
Однако, мне лично совершенно не понятно, с какой такой стати, кто-то должен за меня решать, нарушены или нет МОИ права на обработку МОИХ персональных данных? Почему это вдруг, мне запрещают сообщать СВОИ личные данные или показывать СВОИ фотографии (например снятые на дайв-сафари в Тайланде) знакомым дайверам из других стран?
Для меня так же совершенно непонятно, почему это вдруг, любой балбес, что-то где-то публично накуролесивший, и ставший «героем» репортажа о претендентах на премию Дарвина, может теперь требовать удаления публикаций или блокирования ресурсов, на которых запечатлены его «подвиги»?
На мой взгляд, грядущая деятельность наши судов, исполняющих волю сильных, изложенную в комментируемом законе, лучше всего отражает новый интернет-мем: «бес правосудия».
Вторая статья комментируемого закона, обязывает владельцев всех информационных ресурсов, обрабатывающих персональные данные россиян, размещать свои сервера, на которых хранятся эти персональные данные, только на территории России. Напомню: персональными данными теперь считаются практически любые сведения о пользователе, даже в том случае, если они публично и не раскрываются.
Казалось бы, плебсу, желающему только хлеба и зрелищ, должно быть «глубоко фиолетово», где именно находится «железяка», на которой записаны его регистрационные данные для входа в социальную сеть, сайт по продаже авиабилетов, бронирования отелей, или интернет-магазин, торгующий китайскими подделками швейцарских часов.
А вот сильным не всё равно — им хочется, чтобы их стада паслись только на подконтрольных им пастбищах, окруженных только их заборами, и охраняемых только их пастухами, дабы никакая скотина не узнала, что на соседнем лугу и травка получше, и пастухи подобрее, да и кандидаты на спаривание посимпатичнее...
Как адвокату, практикующему в основном в сферах близких к экономике и предпринимательству, и немного разбирающемуся в объективных законах функционирования этой самой экономики, для меня совершенно очевидно, что за всеми этими «патриотическими» рассуждалками, в действительности стоит желание заставить всех собственников интернет-ресурсов платить только отечественным провайдерам, дабы получать с них дань (налоги) исключительно в российский бюджет.
Такой подход сильно напоминает мне стремление всех одеть в одинаковые спецовки, перевести на кормление исключительно утверждёнными пайками, состав творческих коллективов утверждать на партсобраниях с участием чекистов, и вообще всех застроить по ранжиру. Однако, это тупиковый путь, т.к. далеко не все особи размножаются в неволе, а уж о неэффективности рабского труда давно всем известно.
Тем не менее, наши придворные законотворцы, сами оставили лазейку для тех кто умеет читать: в новой части пятой ст. 18 закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», содержатся ИСКЛЮЧЕНИЯ, когда требование о размещении сервера с персональными данными на территории РФ можно не применять.
В частности, среди прочих исключений, упомянут п. 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (№ 152-ФЗ), который предусматривает, что в тех случаях, когда: обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных размещение обрабатывающих их серверов на территории РФ не является обязательным.
Полагаю, что большинство вменяемых владельцев информационных ресурсов сможет объяснить своим пользователям и внести в свои пользовательские соглашения упоминание о том, что вся деятельность пользователей на их ресурсах является исключительно научной, литературной, и чрезвычайно творческой.
Как обычно, «гора родила мышь».
Третья статья комментируемого «закона» носит технический характер, т.к. исключает проверки соблюдения этого «закона» из сферы действия другого федерального закона: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ, т.е.
Четвёртая статья комментируемого закона определяет дату вступления в силу новых правил — 1 сентября 2016 года, т.е. устанавливает временный режим двухлетнего перемирия между сильными и слабыми в этой сфере, чтобы покорные успели привыкнуть к новому режиму выпаса, а остальные покинули лужайку обетованную.
Я не знаю, кто именно пролоббировал принятие этого «закона», но его цели и последствия как-то не вяжутся с теми обещаниями всё более скорого и близкого процветания, но мне кажется, что без влияния наших инноваций и нанотехнологий тут никак не обошлось...