Норма вступит в силу с 1 марта 2021 года, но считаю, уже следует дать широкую огласку и возможно принять коллективные меры. И так, 02.12.2019 был опубликован текст, принятых поправок (ссылка), согласно которым, принято:
4) в статье 17:
…
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«Лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 21 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя.»;
…
Напомню нормы закона:
Статья 17. Прекращение статуса адвоката
1. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям:
…
4) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
…
2. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при:
1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;
2.1) незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)
…
Рассмотрим, а как же происходили слушания в думе. Изначально в законопроекте отсутствовала обсуждаемая «санкционная» норма.
Однако, при рассмотрении законопроекта во втором чтении, депутатом П.В. Крашенинниковым (председателем Комитета по государственному строительству и законодательству) она была внесена в числе прочих 26 исправлений (поправок) законопроекта.
Заслуживает внимания отдельное мнение депутата Гартунга В.К... Из стенограммы слушаний второго чтения (20.11.2019):
Гартунг Валерий Карлович, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Мы будем голосовать против принятия этого закона, и вот почему.
К сожалению, у нас процветает порочная практика, когда во втором чтении вносятся поправки, концептуально меняющие проект закона, и это как раз тот самый случай. Да, действительно, в первом чтении был внесён проект закона, который улучшал ситуацию, и адвокатское сообщество его приветствовало, но во втором чтении была внесена поправка, которая фактически ввела запрет на профессию для юристов, по каким-то основаниям лишённых статуса адвоката. Напоминаю — во втором чтении, когда эта поправка вносилась, я об этом уже говорил, — что принятие этой поправки противоречит нескольким статьям Конституции Российской Федерации, и если, не дай бог, она будет где-то применена, это автоматически приведёт к обращению в Конституционный Суд, и я уверен, что Конституционный Суд признает эту норму неконституционной и нам придётся её отменять. Поэтому, чтобы нам не позориться перед обществом, я думаю, нужно просто самим отклонить этот законопроект, в таком виде его не принимать.
О чём идёт речь? О том, что по законопроекту, если адвокат лишён статуса, ещё раз подчёркиваю, он потом не сможет быть представителем в суде, хотя имеет высшее юридическое образование. То есть любой другой гражданин может, а человек, лишённый адвокатского статуса, не может! Причём нет судебного решения, вступившего в законную силу, которое лишало бы его этого права, ведь гражданских прав человека можно лишить только по решению суда. У нас адвокаты что, особые люди, которые поражены в правах? Почему? На них разве действие Конституции Российской Федерации не распространяется?
Коллеги, ну как за такой законопроект можно голосовать? Предлагаю ещё раз подумать. Очень жаль, что именно во втором чтении такая поправка была внесена. Если бы это было предложено сразу, в первом чтении, широко обсуждалось, прошло оценку регулирующего воздействия и так далее, то, я думаю, до третьего чтения эта норма не дошла бы. Так как процедура при прохождении законопроекта была фактически нарушена, мы получили вот такую ситуацию, а сейчас у нас есть возможность эту ошибку исправить.
Спасибо за внимание.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 43 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 %. Проголосовало против 19 чел.4,2 %. Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято
Лично мое мнение совпадает с мнением депутата Справедливой России, считаю, норма антиконституционна, ущемляет права узкой группы специалистов в сравнении с «представителями — не адвокатами», и дает сильнейший дополнительный рычаг давления на адвокатов, особенно в случаях неумышленных проступков, небрежность и профессиональная халатность, что относится к так называемому «человеческому фактору», и не может так жестоко караться — «пожизненным белым билетом».
Думаю, можно было бы обсуждать такие жесткие меры, в том случае если бы вводили тотальную адвокатскую монополию на любое судебное представительство, и все участники данной сферы деятельности были бы уравнены в правах и ответственности. Особенно следует обратить внимание на сравнительный анализ дисциплинарной практики палат разных регионов, которая не имеет единообразия по многим случаям.
На множестве профессиональных ресурсов, я не нашел ни одного обоснованного мнения в защиту такой поправки.
Предлагаю коллегам и сообществу «Праворуб» высказаться мнениями.