Согласно Позиции Совета адвокатской палаты г. Москвы (далее – Совета) https://www.advokatymoscow.ru/advocate/activity/info/11585/, абзац четвертый предлагаемой новой редакции статьи 21.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», (законопроект в Государственной Думе РФ № 312862-81), предполагает «неправомерное установление дискриминационных ограничений в отношении ряда категорий адвокатов, поскольку фактически устанавливает запрет участия в делах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, для адвокатов, имеющих иное или двойное гражданство, не имеющих его вообще, а также включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента».
Скажу сразу, что мне по душе новелла в виде такого запрета, поскольку соответствует моему внутреннему убеждению и оценке складывающихся в стране и вокруг нее обстоятельств.
Введение указанной новеллы в закон могло бы существенно способствовать обеспечению безопасности государства в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, поскольку, как правильно указано в Пояснительной записке к законопроекту, «необходимость изменения законодательства по данной проблематике продиктована возникновением новых угроз безопасности Российской Федерации в условиях проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины, санкционного давления западных стран, участившимися в связи с этим случаями несанкционированных выездов за границу лиц, осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, с одновременным оформлением документов для постоянного проживания на территории иностранных государств, и значительной активизацией деятельности иностранных спецслужб, направленной на получение доступа к сведениям, составляющим государственную тайну».
Между тем, оставление без изменения и дополнения действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 10.11.2022) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», или даже без признания утратившим силу последнего и без принятия нового Федерального закона «Об адвокатуре», введение указанной новеллы в закон «О государственной тайне», представляется невозможным.
В этой связи полагаю, что мнение авторов законопроекта № 312862-8 о том, будто он «не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства», является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Включению указанной новеллы в закон препятствует ст. 14 «Международного пакта о гражданских и политических правах» Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, документ ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII. Согласно указанной норме, каждый имеет право… сноситься с выбранным им самим защитником; защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.
Понятно, что выбранным защитником может быть и адвокат, имеющий иное или двойное гражданство, не имеющий его вообще, а также включенный в реестр иностранных агентов. Никаких законодательных препятствий для участия в деле такого адвоката, в настоящее время не имеется.
В соответствии со ст.ст.15,17 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Таким образом, если нет препятствий, установленных ст. 50 УПК РФ, защищать, по общему правилу, должен выбранный адвокат, в том числе имеющий двойное гражданство, либо не имеющий его вообще, а также включенный в реестр иностранных агентов.
Между тем, такой адвокат, являющийся, например, и гражданином США, при получении гражданства этого государства дает присягу следующего содержания:
«Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам; что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне Соединённых Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооружённых силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог» (https://plotnikk.livejournal.com/617620.html).
Является очевидным, что лица из числа адвокатов-граждан Российской Федерации, получившие второе гражданство любого другого государства, будут обязаны соблюдать подобные обязанности и в отношении другого государства.
Как исключить саму возможность прикосновенности таких адвокатов к государственной тайне Российской Федерации по конкретным уголовным делам? Первый, наименее вероятный путь – выйти Российской Федерации из указанного «Международного пакта о гражданских и политических правах». Именно на него сослался Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.03.1996 №8-П (далее – КС РФ).
На это же постановление сослался и Совет в подтверждение своей Позиции. Остальные, перечисленные Советом решения КС РФ, повторяли указанное постановление. Без положений указанного Международного пакта останутся лишь российские конституционные положения, в которых не содержится прямого указания на право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого самостоятельно выбрать любого конкретного адвоката, в том числе и тех, о которых идет речь.
При указанных обстоятельствах и появится правомерная возможность законодательно запретить участие в делах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, адвокатов, имеющих иное или двойное гражданство, не имеющих его вообще, а также включенных в реестр иностранных агентов.
Однако, есть у нашего государства, как полагаю, и другой, более реальный способ должного обеспечения государственной безопасности: при сохранении обязательств по указанному Международному пакту, урегулировать законодательно вопрос таким образом, чтобы лица, имеющие двойное гражданство, не имеющие его вообще, а также включенные в реестр иностранных агентов, не могли бы получить статус адвоката, а получившие – потеряли бы этот статус.
В этих случаях точно будет утрачен потенциал указанных лиц быть субъектами собирания и передачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну.
Для предотвращения этого недостаточно в сложившихся обстоятельствах действующего положения, предусмотренного ч.5 ст. 49 УПК РФ, согласно которому в случае если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обязан дать подписку об их неразглашении, принимать меры по недопущению ознакомления с ними иных лиц, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне при подготовке и передаче процессуальных документов, заявлений и иных документов, содержащих такие сведения (часть 5 в ред. Федерального закона от 17.04.2017 № 73-ФЗ).
Полагаю, что эта норма принималась в иных общественно-политических условиях, к настоящему времени уже не соответствует фактическим обстоятельствам, характеризующим необходимость усилить гарантии безопасности государства.
Кстати говоря, упомянутые решения КС РФ также приняты в иных обстоятельствах, которые существенно изменились, на это изменение правильно указано в упомянутой Пояснительной записке.
Таким образом, к настоящему времени стало мало предупредить адвоката указанной категории (имеющего двойное гражданство, не имеющего никакого, являющегося иностранным агентом), не разглашать государственную тайну, а надо добиться того, чтобы среди адвокатов в принципе не было указанных лиц, которые были бы потенциально способны совершить такое, поскольку обстановка требует возможно более эффективной минимизации опасности для государства в сложившейся общественно-политической обстановке.
***
В этой связи может возникнуть вопрос: а не повлияет ли отсутствие таких субъектов среди адвокатов на квалифицированность оказываемой юридической помощи (ч.1 ст.48 Конституции РФ)? Для ответа на этот вопрос следует, как представляется, иметь в виду, что всех адвокатов в Российской Федерации свыше 80 тысяч, среди них адвокатов указанной категории, может быть, от силы – сотня-другая.
При этом нет никаких данных о том, что эти адвокаты представляют собой наиболее квалифицированных специалистов, а остальные из 80 тысяч – аутсайдеры. Это первое.
Второе. Как признал КС РФ, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь.
Критерии квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, исходя из необходимости обеспечения принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в ст. 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливает законодатель путем определения соответствующих условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников» Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» .
Предлагаемое в данной публикации исключение из числа адвокатов определенной категории лиц, никак не влияет на указанные меры, которые должны приниматься для гарантии права на получение именно квалифицированной юридической помощи, однако дает дополнительные гарантии сохранности государственной тайны в тех случаях, когда к этой тайне должен быть прикосновенен адвокат.
***
Представляется несостоятельным и утверждение Совета в его Позиции о том, что «необходимость распространения предлагаемого ограничения свободы перемещения на адвокатов не подтверждена какими-либо эмпирическими или аналитическими данными (в том числе, данными судебной статистики), которые доказывали бы как наличие злоупотреблений со стороны адвокатов при работе со сведениями, составляющими государственную тайну (в частности, ненадлежащее исполнение адвокатами специальных обязанностей, возложенных на них в соответствии с ч.5 ст. 49 УПК РФ: дать подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, принимать меры по недопущению ознакомления с ними иных лиц, соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне при подготовке и передаче процессуальных документов, заявлений и иных документов, содержащих такие сведения), так и недостаточность действующих мер по ее защите (отобрание подписки о неразглашении, обязательное ведение специальных тетрадей, запрет копирования, закрытые судебные заседания и проч.)».
При этом авторами Позиции не учтено, что законодатель применяет разного рода ограничения и без «эмпирических» и «аналитических» данных, а на основе лишь понятного всем здравого смысла. Например, согласно ст. 72 УПК РФ защитник не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он является близким родственником или родственником судьи. Не надо в данном случае доказывать, что адвокат с судьей уже в сговоре на принятие определенного решения, а достаточно установить сам факт родства, которое потенциально содержит опасность для правосудия.
Так и с адвокатами указанной категории: возможность разглашения ими государственной тайны гораздо более реальна, чем если бы речь шла только об адвокатах, которые не имеют гражданства другого государства и не являются иностранными агентами, а потому первых из названных адвокатов, при действии указанного Международного пакта, в России не должно быть вообще.
Квалифицированность оказания юридической помощи без них, о чем уже сказано, никакого ущерба не понесет. Хочешь в России быть адвокатом – будь российским гражданином, не получай и другое гражданство, не будь иностранным агентом. Только и всего.
Наконец авторами Позиции Совета не учтено, что инициаторами законопроекта и указанных новелл в отношении адвокатов, были депутаты, которые являются членами Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции.
В этой связи не исключено, что законопроект, а также эти новеллы в отношении адвокатов, рождены ими не на «пустом месте», а на основании известных им согласно специфике Комитета и законно полученных сведений, относящихся к категории ограниченного доступа.
Есть какие-то основания не доверять этим депутатам в том, что они действовали, опираясь на такие, законно полученные сведения? У меня, например, нет. Не опровергли наличие таких сведений у депутатов и члены Совета, возжаждавшие доказательств в виде «эмпирики» и «аналитики».Представляются необоснованными аргументы Совета и в том, что не могут считаться разглашенными адвокатом сведения, составляющие государственную тайну в случае, если он, вступив в дело защищать лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны, сам разгласил эти сведения.
По мнению Совета, при таких обстоятельствах, поскольку «тайна уже разглашена, и в силу этого адвокат даже гипотетически, не может причинить какой-либо дополнительный ущерб ее повторным разглашением».
Это мнение не соответствует закону, поскольку в диспозиции ч.1 ст. 283 УК РФ изложен формальный состав, при котором для признания деяния преступным не требуется наступление последствий. При наступлении тяжких последствий наступает ответственность уже за квалифицированное разглашение, предусмотренное ч.2 ст. 283 УК РФ. Это первое.
Второе. Уголовная ответственность за «повторное разглашение» точно такая же, как и за «первое» разглашение. Уголовная ответственность исключается только в случае разглашения после завершения процедуры рассекречивания сведений, ранее составлявших государственную тайну.
Адвокат при этом должен сознавать, что уже имеются реквизиты рассекречивания, проставленные в установленном законом порядке (ст.12, Раздел IV Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 05.12.2022) «О государственной тайне»).
***
Не опровергают сказанное о невозможности иметь в числе адвокатов указанную категорию лиц и следующая констатация Совета в его Позиции:
«… российские адвокаты ведут большую работу по защите прав соотечественников, находящихся за пределами России, при этом зачастую пребывающих в исключительно трудной жизненной ситуации, требующей безотлагательного оказания им квалифицированной юридической помощи.
…В этой связи ограничения на выезд адвокатов за пределы Российской Федерации прежде всего причинят вред их доверителям, которые останутся без квалифицированной юридической помощи своих адвокатов, а российская адвокатура окажется в дискриминационном положении по сравнению с иностранными адвокатами.
Такие существенные негативные последствия возможных ограничений свободы перемещения адвокатов, влекущие нарушение их профессиональных прав, а также конституционных прав граждан, были бы явно несоразмерными и нарушили бы баланс охраняемых законом ценностей и интересов».
Для оценки этих доводов, в отличие от уже изложенных аргументов, надо прибегнуть к «эмпирике». В частности, сказать о случаях, когда за рубежом привлекаются к уголовной ответственности наши разведчики.
При существующем законодательстве их могут защищать российские адвокаты, имеющие гражданство и паспорта США и Израиля, с которыми они без визы могут посещать большинство стран мира, или адвокаты, состоящие в России в реестре иностранных агентов.
Да еще в условиях, когда согласно ч.5 ст.6 действующего закона «Об адвокатской деятельности…», негласное сотрудничество адвоката с нашими органами безопасности, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (органами федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации), запрещается.
Это правильно?
Понятно, что этот вопрос с учетом уже приведенных доводов, является риторическим, и говорить о «балансе охраняемых законом ценностей и интересов» при работе по указанным делам приведенной категории адвокатов, не приходится, поскольку наиболее вероятно, что будут превалировать в работе последних лишь интересы иностранного государства, и самого нашего адвоката-гражданина такого государства, а не права (интересы) подзащитного, а также интересы Российской Федерации.
Без всякого баланса.При этом, если иметь в виду «эмпирику», то надо учитывать, что при привлечении наших граждан к уголовной ответственности за границей, следует всегда опасаться того, что в основе претензий к ним лежит не совершение общеуголовных преступлений, а работа в интересах Российской Федерации, что и является сведениями, образующими государственную тайну.
Доверять работу за границей с такими доверителями нашим адвокатам указанной категории? И это вопрос представляется риторическим.
Указанный баланс может быть обеспечен надлежащим выполнением требований ст.18 Федерального закона от 05.07.2010 №154-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Консульский устав Российской Федерации», согласно которой в случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо обязано принять меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.
Общеизвестно, а потому не требует отдельного доказывания, что каждое такое консульское должностное лицо имеет в виду российских адвокатов, квалифицированно осведомленных о законодательстве страны пребывания, личность которых не вызывает отторжения у наших спецслужб.
Рекомендация лицам, требующим защиты, именно таких адвокатов, а не иностранных агентов, а также граждан США и Израиля, и будет реализацией на практике указанного баланса, о необходимости соблюдении которого указано в Позиции Совета.
***
Неправильным представляется и утверждение Совета о том, что не может иметь механизма реализации предложенное ограничение в отношении отдельных категорий адвокатов, «поскольку какая-либо проверка в отношении адвоката при его вступлении в дело недопустима».
А не надо при вступлении адвоката в дело проводить какие-то проверки.
Законодательно надо установить необходимость такой проверки относительно еще соискателей на статус адвоката, согласных на обработку их персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).
Принцип такой: не согласен – не будешь и соискателем. Руководить такой проверкой, а также быть инициаторами ее проведения, должны органы минюста.
При этом следует законодательно обязать органы МВД и Минюста РФ взаимодействовать с тем, чтобы в органах Минюста появились сведения, кто из соискателей подал письменное уведомление о наличии иного гражданства, кто является иностранным агентом, или лицом без гражданства.
Кроме того, согласно ст.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Эти сведения, например, в аэропортах, учитываются на стойке регистрации пассажиров и на основании иностранных паспортов. Надо лишь законодательно обязать определенные организации и ведомства помочь органам Минюста получить эти сведения относительно иностранных паспортов в отношении соискателей. При выявлении указанных обстоятельств – в соискании на статус адвоката должно быть отказано.
Следует также подумать и о том, как законодательно прекратить статус адвоката лиц, в отношении которых выявлено, что они являются и гражданами другого государства, лицами без гражданства, иностранными агентами.
Можно ли все это осуществить в рамках действующего Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»?
Думается, что нельзя, поскольку вопросы прекращения статуса адвоката в соответствии со ст.17 последнего закона решаются только советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате.
Как поступил в данном случае Совет адвокатской палаты города Москвы очевидно: его Позиция была явно односторонней, сформированной без учета баланса интересов государства и корпорации адвокатов, а с учетом только интересов последней.
Причем, даже не всей корпорации, а только немногочисленной ее части в лице адвокатов с двойным гражданством, без гражданства, а также включенных в реестр иностранных агентов.
Может быть потому, что планируемые новеллы касаются и членов этого Совета? Между тем, «патриотизм» является объектом, охраняемым ст.67 Конституции РФ, и когда речь идет не о защите конкретного правонарушителя, а о формировании федеральных законов, все российские адвокаты (подчеркиваю – российские, а не какие-то иные), должны исходить в своих оценках предлагаемых новелл из баланса интересов возможных доверителей-граждан, а также интересов государства, чего в данной Позиции не произошло. Случайно ли? Судите сами.
В самом начале специальной военной операции, 27 февраля 2022 года, на сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее — ФПА РФ) было опубликовано обращение 9 из 22 членов Совета ФПА РФ (подписал президент ФПА и 8 членов Совета ФПА) с призывом прекратить военные действия в Украине и начать мирные переговоры (https://legal.report/...atura-ostavatsya-vne-politiki/). Полагаю, что обращение членов Совета ФПА РФ указанного содержания не соответствует закону по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности…», адвокатура должна действовать на основе принципа законности.
В соответствии с этим принципом ряд руководящих лиц адвокатуры в качестве членов Совета ФПА РФ не мог коллективно оспаривать действия Президента РФ по специальной военной операции, поскольку этот Совет в любом его составе никаких законных полномочий по политической оценке деяний Президента РФ не имеет.
Адвокат, если хочет давать политические оценки – должен выступать, как физическое лицо, но не в составе Совета ФПА РФ и на официальном сайте последнего.
Такое право физическому лицу дает часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом. Этой конституционной норме соответствуют и положения о роли адвокатов, которые приняты в августе 1990 г. в Нью-Йорке, восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. В пункте 23 там указано: «Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний…
В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации.
При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами».
Что касается производства и распространения информации на официальном сайте некоммерческой организации лицами, выполняющими управленческие функции в этой некоммерческой организации, которые не вытекают из их законных полномочий, то такой способ законным не является. Это первое.
Второе. Президент РФ, как это видно из его Обращения о начале СВО, не только сослался на соответствующие правовые нормы и правомерные решения полномочных государственных органов власти, но и фактически применил, а также мотивировал применение, института необходимой обороны.
Подписанты обращения на сайте ФПА РФ, будучи высококвалифицированными юристами и адвокатами, никак не оспорив законность действий Президента РФ, а также соответствие его решения фактическим обстоятельствам, публично выступив против реализации решения последнего, умышленно злоупотребили своими полномочиями. И тем самым нарушили пункт 3 Кодекса этики адвокатов, согласно которому злоупотребление доверием несовместимо со статусом адвоката.
Эти подписанты были избраны членами Совета в соответствии со ст.37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности…», в том числе и для реализации принципа законности, однако злоупотребили доверием законопослушных адвокатов-избирателей.
Происшедшее равно тому, как если бы Генпрокурор РФ на сайте Генпрокуратуры, выразил бы несогласие с какими-либо действиями и решениями Президента РФ. Понятно, что при этом он просто, как минимум, лишился бы должности. А как быть с нарушившими закон в данном случае членами Совета ФПА РФ? А никак. Эти подписанты в полном составе все также и продолжают быть членами Совета ФПА РФ и в настоящее время!
Таким образом, есть основания утверждать, что у адвокатская верхушка на уровне федерации, а с учетом упомянутой Позиции, и на уровне города Москвы (да и других субъектов федерации), интересы с государственными не совпадают по наиболее чувствительным для государства и общества моментам. От слова «совсем». И это в то время, когда бы следовало стремиться к балансу интересов в указанных изменившихся условиях и обстоятельствах.
***
Вывод: предлагаемые в законопроекте № 312862-8, по сути, правильные и необходимые новеллы, при действующем законе «Об адвокатской деятельности…», ввести в нашу систему права нельзя. В этой связи, к числу первоочередных и неотложных задач, я бы отнес принятие нового закона об адвокатуре с тем, чтобы полностью была законодательно ликвидирована надстройка в виде палат адвокатов субъектов федерации и самой Федеральной палаты адвокатов (существовавшие до последнего закона без этих надстроек независимые коллегии и другие адвокатские образования, успешно выполняли все нужные для деятельности адвокатуры функции).
Если такой ликвидации не произойдет, сохранятся условия для воспроизводства грубейших нарушений закона лицами, нашедшими себя в роли адвокатов-управленцев, прикосновенных к большим деньгам, а также к никому ненужным полномочиям, реализация которых совершенно бесполезна для адвокатов, работающих «в поле», а необходима только адвокатской верхушке.
При этом, как полагаю, должна быть реализована идея Президента РФ, озвученная его представителем в ГД еще 20 лет назад, при принятии действующего закона «Об адвокатской деятельности…», о прекращении статуса адвоката, только… судом.
Должна быть законодательно ликвидирована кормушка и в виде экзамена соискателей на статус адвоката, осуществляемого верхушкой адвокатов-управленцев. При наличии высшего юридического образования соискатели на этот статус должны проходить компьютерное тестирование в подразделении Минюста, с выдачей по итогам Минюстом лицензии на право быть адвокатом. Требования к соискателям на статус адвоката должны быть исключающими нахождение в среде последних лиц, имеющих иное или двойное гражданство, не имеющих его вообще, а также включенных в реестр иностранных агентов.
С публикациями автора настоящей статьи, тематика которых близка теме настоящей статьи, можно ознакомиться на Праворубе по адресу: https://oleg-nazarov.pravorub.ru/all