* о том, как именно он это делает, читайте под «звёздочкой»
История, с которой столкнулась моя клиентка, донельзя банальна: у её очень распространённые и имя, и фамилия, и отчество. Достаточно сказать, что в кругу моих знакомых целых два человека с такими же ФИО, и они при этом не родственники.
Решив сохранить и преумножить свои и без того достаточно скромные сбережения, она отнесла их в ПАО «Сбербанк» (Архангельское отделение № 8637) и положила на срочный вклад.
Но уже через короткое время ей пришло смс о списании с неё почти половины вклада по некоему исполнительному производству из Алтайского края. Удивлённая, она пришла в банк. Там выяснилась ставшей типичная проблема: в Российской Федерации нашлась ещё одна женщина с такими же ФИО и, более того, с такой же датой рождения, которая была должником по исполнительному производству. На профессиональном жаргоне таких людей называют «клонами».
В тот раз проблему «клонирования» удалось решить: банк признал, что списание денег с вклада было произведено ошибочно, возвратил списанные деньги и полностью восстановил права по вкладу, доначислив те проценты, которые оказались утраченными из-за отсутствия списанной суммы на вкладе в течение какого-то времени. Кроме того, банк принёс письменные извинения, в связи с чем клиентка посчитала инцидент исчерпанным.
Но уже в следующем месяце с вклада снова были списаны деньги и снова по долгам того же самого «клона». И на этот раз ПАО «Сбербанк», культура обслуживания в котором давно и прочно вошла в историю, возвращать ничего не стал, сообщив клиенту, что идентификация должника произведена по ФИО и дате рождения, а проверять дополнительные данные, указанные в постановлении судебного пристава-исполнителя, банк не обязан. В итоге банк предложил своей вкладчице решать эту проблему самостоятельно с должником-«клоном», которая живёт на Алтае.
Нам удалось достать копию постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках. В нём совершенно корректно были указаны не только ФИО и дата рождения реальной должницы, но и иные индивидуализирующие сведения (СНИЛС, ИНН, место рождения, адрес регистрации по месту жительства, паспортные данные), которые однозначно позволяли установить, что алтайская реальная должница и архангельская вкладчица – это две разные личности. Но для ПАО «Сбербанк» такой логический анализ оказался недостижимой задачей.
Ввиду категорического отказа банка восстанавливать права вкладчицы добровольно пришлось обратиться в суд, который полностью взыскал сумму незаконно списанного вклада, обязал банк начислить как проценты за пользование чужими денежными средствами, так и проценты на сумму вклада за весь период её отсутствия на вкладе. Кроме того, чтобы побудить банк к скорейшему исполнению решения, суд также обязал его на будущее начислять проценты по ключевой ставке Центробанка России на весь период просрочки исполнения, если таковая возникнет. Размер компенсации морального вреда суд оценил в 10.000 рублей. Впереди ещё предстоит решение вопроса о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Репутационный вред предстоит оценить самому банку.