Решение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2020 г. N АКПИ20-535
Верховный Суд РФ отклонил административный иск об оспаривании пп. «г» п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в региональный реестр лицензий, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр.
Пункт 3 Порядка устанавливает перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о внесении изменения в реестр лицензий (копию нового договора управления МКД и прочие), а спорная норма требует в случае «ухода» УК из МКД, в частности, прикладывать копию акта приема-передачи:
— технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов,
— ключей от помещений, входящих в состав ОИ в МКД,
— электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав ОИ,
— иных техсредств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД.
Основанием иска указано противоречие между спорным подпунктом и ч.10 ст. 162 ЖК РФ, согласно которой УК передает ключи и документы лишь после прекращения договора управления МКД, в течение 3 рабочих дней с такого дня. Во всяком случае, именно из-за отсутствия акта приема-передачи документов и ключей ГЖИ Московской области отказала истцу — свежеиспеченному ТСЖ в исключении его собственного МКД из реестра лицензий.
Вероятно, административный истец руководствовался следующим — договор управления и само управление домом управляющей организацией не прекращаются, пока МКД числится в реестре лицензий за этой УК; а пока УК управляет домом и действует договор управления, она не вправе отдавать техдокументацию и ключи; а следовательно, внесение изменений в реестр лицензий становится технически невозможным.
Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что отдавать ключи и документы в указанном случае нужно до исключения дома из реестра лицензий:
— обязанность УК передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением домом документы возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию МКД и соблюдению прав собственников помещений;
— выполнение управляющей организацией этой обязанности не обусловлено исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, равно как такое исключение не является основанием для прекращения деятельности управления МКД в случае, когда договор управления прекратил действие. При этом именно прекращение договора управления МКД является основанием для внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ;
— законодателем разграничены случаи внесения изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления МКД (части 2, 3 ст. 198 ЖК РФ) и в случае исключения сведений в связи с невыполнением требований лицензиата (например, части 5-5.4 ст. 198 ЖК РФ);
— порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления домом;
— указанные в ЖК РФ основания для внесения необходимых изменений в реестр лицензий связаны с различными юридическими фактами, и, как следствие, их отличие определяет разное содержание прав и обязанностей субъектов данных правоотношений.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»