Это очень умный фильм, который, честно говоря, очень тяжело смотреть: даже мужчины в некоторых моментах не могли удержать слез. Но его нельзя не увидеть, потому что он отражает реальную, не приукрашенную действительность, которую человеческое общество, чисто инстинктивно, не любит обсуждать. Это фильм для серьезных размышлений, для осознания смысла жизни и даже … для переоценки собственной значимости.
Его сюжет прост – небольшая печальная история из жизни двух молодых парней — социальных инвалидов. Они содержатся в специальном учреждении, и за ними вполне сносно ухаживают. Инвалидность у них по физическим заболеваниям, но психически и умственно они нормальны и достаточно развиты. Понимание своей ущербности и отсутствие заботы со стороны родных им людей причиняет им дополнительные страдания. Они мечтают это как-то изменить или компенсировать и пытаются жить самостоятельно. Авторы показали мужество людей, для которых нормальная жизнь невозможна, и от которых общество, в том числе и родные, стыдливо отгородилось предоставлением социальной помощи. Все пытаются оправдать себя тем, что сделали для них то, что могли. А им хочется жить наравне со всеми даже в том немощном состоянии, в каком суждено находиться всю оставшуюся жизнь.
Я сказала, что в фильме не приукрашена действительность, но увы – это применительно к уровню социального обслуживания в западных странах. Один из зрителей, оставивших свои взволнованные комментарии, написал, что ему становится стыдно за нашу страну при мысли о том, что ожидало бы героев фильма, если бы они жили в России…
Фильм поставлен замечательным режиссером Дэмиеном О’Доннеллом. Это он снимал знаменитый фильм «Восток есть Восток», получивший множество наград на разных престижных конкурсах. Один из редких режиссеров, снимающих правдивые фильмы. В них нет ярких приключений, неординарных ситуаций, необыкновенной любви и т.п. Его герои — обычные, невыдуманные «маленькие люди». Он показывает, как в их обыденной жизни причудливо переплетается смешное и грустное, возвышенное и приземленное, как оно и есть на самом деле. Но что бы ни происходило в его фильмах, их герои не сдаются, и жизнь продолжается.
Особая находка фильма – исполнители двух главных ролей. На момент съемок фильма они оба были начинающими актерами. Для Стивена Робертсона этот фильм вообще был первой серьезной работой в кино. Но оба играют с таким мастерством, что трудно поверить, что это — не настоящие инвалиды. Теперь они оба причислены к списку самых востребованных актеров.
Последнее время мы все больше привыкаем к фильмам с «хэпи энд». Киноиндустрия в борьбе за зрителя с успехом использует нашу душевную лень и нежелание вникать в чужие страдания и проблемы, потому что и «своих хватает». В кино мы хотим забыться также, как в знаменитых строках Пьера Беранже: -…честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой». Нам нравится смотреть придуманные увлекательные истории про умных и красивых, преуспевающих и обязательно элитных, отличающихся от толпы. А фильм О’Доннела призывает нас не впадать ни в обманный сон, ни в бесконечную погоню за успехом. Он напоминает нам, что мы – люди и живем среди людей и жить нужно по-человечески, с любовью друг к другу. Это сложно и, может быть, не всегда популярно в наше время, но фильм именно об этом.