Русское законъ происходит от корня конъ, означающего одновременно и «начало», и «конец» (этому не стоит удивляться: многие корни древних языков объединяют в себе противоположные понятия). То есть закон — это некий предел, ограничивающий пространство между началом и концом. Зримое воплощение такого предела наиболее близко к кругу с точкой в центре — индийскому символу Дхармана, закона существования Вселенной. По этому принципу в древности строились все поселения — это были укрепленные, огороженные и освященные пространства с четко обозначенным центром, где вбивался кол или столб. Они назывались «миром», «своим», освоенным пространством.
 
Значит, закон — это и точка отсчета, стержень, ось, вокруг которой вращается жизнь, и граница, преступив которую человек оказывался в «чужом» пространстве, в иной, враждебной сфере.
 
Слово беспредел и сегодня означает «беззаконие», отсутствие тех границ, которые нельзя преступать, ибо они охраняют, огораживают «наш мир» от всего чуждого и враждебного, что может разрушить его. С этим же значением связаны слова преступник (тот, кто преступил закон), враг и изверг (тот, кто, нарушив закон, уподобился дикому зверю и потому «извергнут», отринут общиной), изгой (гои — «мир, спокойствие», гоило — «успокоение, укрепление», то есть изгой — изгнанный из мира своих, где господствует закон и связанное с ним спокойствие).
 
Интересно, что латинское lex, «закон», родственно глаголу ligare, который означает «связывать». Закон, таким образом, может пониматься как связь.
 
Слово истина сегодня чаще всего соотносят со старославянским истъ — «тот самый», «подлинный, настоящий». Значение «свой, принадлежащий данной вещи» противопоставляется чему-то привнесенному в эту вещь извне, «фальшивому». С другой  стороны, истъ соотносится c латинским iu—  stus — «справедливый, законный».
 
Правда родственна прилагательному правъ, правый, то есть «прямой, правильный». Кривда, в отличие от правды, — это уклонение от прямой. Кроме того, правъ соотносится и с пьрвъ — «первый», «тот, за которым следуют другие». Эквивалентом русскому правый является латинское rectus, имеющее те же основные значения и восходящее к rex, regis — «царь». В италийской культуре rex — это человек, который обладает правом «чертить прямые линии», то есть указывать место для строительства города и храма, а также предписывать человеку «прямую линию поведения» в моральном и правовом смысле.
 
Итак, понятия «закон», «истина» и «правда» связаны с осознанием двойственности бытия. Истина принадлежит Идеальному, Небесному миру, она существует в Вечности. В материальном мире отражением ее являются закон и правда. Недаром В. И. Даль говорил, что «правда — это истина на деле, истина во образе». Носителем истины является установленный порядок, закон; носителем правды — образцовый человек, за которым можно следовать по внутреннему убеждению.

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Закон, правда, истина. Историческая семантика.» 0 звезд из 5 на основе 1 оценок.
Скоро здесь появится описание

Свежие комментарии