Участвовал на днях в судебном заседании в Арбитражном суде г. Москвы, опрашивали эксперта, проводившего до этого судебную почерковедческую экспертизу, обоснованность выводов которой вызвала сомнения.
За неполные тридцать минут существенно «пополнил» багаж своих знаний:
- есть некое «постановление министра МВД», согласно которому любые копии документов, в том числе копии документов с образцами подписей, признаются непригодными для проведения почерковедческой экспертизы. Ни номера, ни даты этого постановления эксперт назвать не смог, но заверил суд, что оно точно есть у них в компании, и он обязательно пришлёт его к следующему судебному заседанию.
Руководствуясь положениями данного постановления, эксперт исключил из числа сравнительного материала свободные образцы подписей проверяемого лица, представленные в копиях банковских документов (договоры банковских счетов, карточки с образцами подписей и оттисков печатей организации). При этом исследование не предмет качества изображений образцов подписей в представленных копиях экспертом не проводилось;
- установить последовательность выполнения штрихов подписи и оттиска печати можно «чисто визуально», достаточно лишь посмотреть как «наслаиваются красители подписи и печати друг на друга». Остаётся только позавидовать уникальным способностям эксперта, и посочувствовать тем, чья судьба зависит от результатов подобного рода экспертиз.
Исследование именно подобных вариантов пересечений штрихов является наиболее сложным в плане оценки наблюдаемой картины, требуют применения комплекса методов;
- вероятно отрицательный вывод – это когда «95% точно не он, а 5% возможно он, но в состоянии душевного волнения». К сожалению, это не первый, и не последний случай, когда эксперты не понимают сути вероятного вывода, несмотря ни на профильное экспертное образование, ни на стаж экспертной работы.
Про формы выводов почерковедческой экспертизы, в том числе суть вероятных выводов, расскажу в ближайших публикациях.