
Первый раз он уделил внимание этому вопросу на встрече со своими доверенными лицами, где подчеркнул, что: «выносить решения судов, приговоры судов только потому, что мы уверены в том, что человек совершил преступление, но не смогли набрать доказательств, нельзя, иначе мы скатимся опять в 37 год» И далее добавил, что правоохранительные органы должны действовать всегда в рамках закона и что презумпцию невиновности никто не отменял.
В своём посланиии Федеральному собранию он вновь отметил: «Надо наладить планомерную работу по упорядочению законодательства, раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике».
Говоря об успехах и недостатках в прошедший период реформ, производимых в стране, он отметил, что в некоторых вопросах «вместе с грязной водой выплеснули и ребёнка». Одной из таких жертв «выплёскивания», на мой взгляд, является и презумпция невиновности, угроза над которой нависла с момента отказа законодателя включить в уголовно-процессуальный кодекс нормы, обязывающей органы расследования, прокурора и суд устанавливать объективную истину по делу, т.е. аналог ст.20 УПК РСФСР.
Новый УПК РФ не содержит нормы и требования установления истины по делу и фактически освобождает органы расследования, прокурора и суд от обязанности полно, всесторонне и объективно расследовать и исследовать обстоятельства дела. В данной ситуации, когда с момента возбуждения уголовного дела, а не редко и ранее, гражданин и его защитник сталкиваются с позицией должностных лиц стороны обвинения даже не предполагающей существования презумции невиновности, адвокат фактически остаётся один против всей государственной системы, единственной целью которой является обеспечение судебной перспективы уголовного дела.
При этом действует только презумпция виновности: задержание (не предусмотрено обязательного мотивирования, достаточно указать лишь основания), избрание меры пресечения (чаще всего достаточно одной тяжести подозрения и адвокат обязан доказывать, что его клиента нет необходимости заключать под стражу), предъявление так называемого дежурного обвинения (необоснованного, не полного) и т.д., думается каждый сталкивался с этими «новеллами» и знает все эти «тонкости» российского судопроизводства. Кроме презумпции невиновности на стадии предварительного расследования не действуют и принципы состязатальности и равенства сторон.
Ещё хуже обстоят дела обвиняемого, если до стадии возбуждения уголовного дела в отношении него производились оперативно-розыскные мероприятия и их результаты легли в основу как возбуждения уголовного дела, так и обвинения. На человека «повешана метка» — «авторитет», коррупционер, вымогатель, наркодилер и т.д. и про презумпцию невиновности никто и не вспоминает кроме защитника, что как правило вызывает недоумение: О чём Вы? Мало ли что, что результаты ОРМ не являются доказательствами и получены с нарушением закона, но ведь они свидетельствуют о виновности. Так что получите обвинительный приговор и не редко с реальным сроком.
Совсем не хорошо с забытой презумпцией по делам, где один или несколько обвиняемых заключили досудебное соглашение со следствием. Есть доказательства, образующие необходимую совокупность или нет их, имеются добровольные показания другого обвиняемого, заключившего досудебное соглашение и изобличающего Вашего клиента и неверить им у суда нет оснований. Тем более что в отношении него уже вынесен обвнительный приговор.
Кроме того, к этому времени, заключивший соглашение по Вашему делу становится уже свидетелем и на основе его показаний формируется формальная совокупность, на основе которой строится обвинение и приговор. Говорить о презумпции невиновности даже не приходится.
При таких обстоятельствах очень сложно надеяться, что приведённые выше озабоченности президента России вернут в систему судопроизводства в надлежащем виде «выплеснутого мальчика» и принцип презумпции невиновности заработает в полную силу. Если в былые годы судья, видя множество противоречий в материалах дела и вставая перед дилеммой: какой приговор выносить — обвинительный или оправдательный, выносил оба и оглашал тот который лучше получился, то за последнее время о таких фактах ничего не слышно.
Хотелось бы услышать мнения коллег по озвученным президентом проблемам.