Уважаемые коллеги, приглашаю к обсуждению интересных судебных технико-процессуальных новелл!

Последние 5 лет мы беззаботно и благодушно многие  процессуальные документы в суд (ходатайства, заявления, отзывы, возражения) подавали по самой, что ни на есть обычной электронной почте или, в крайнем случае — по факсу.  Это касалось как гражданских, так и административных и уголовных дел. 

И факс, и электронная почта указаны на любом официальном сайте суда общей юрисдикции.

Однако, с месяц назад нам впервые сотрудники аппарата облсуда заявили, что теперь все процессуальные документы должны подаваться либо нарочно (каждый раз не накатаешься), либо почтой (каждое заказное с уведомлением — это деньги), либо электронной почтой с обязательным применением ЭЦП (электронной цифровой подписи).

После такого устного разъяснения, мы, естественно, направили письменный запрос (что же изменилось в нормативном регулировании?) и получили довольно обстоятельный ответ. 

Не согласившись с ним,  мы направили жалобу в Совет судей. Ну, конечно, параллельно, заказали усиленную квалифицированную ЭЦП.

Какие будут мнения, коллеги?
Соавторы: tsyruleva

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Запрос в облсуд741.9 KB
2.Ответ облсуда1.3 MB
3.Жалоба в Совет судей452.2 KB
4.Уведомление об адрес​е электронной почты478.8 KB

Да 24 23

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Более 20 участников...
  • 14 Октября 2015, 18:23 #

    Последние 5 лет мы беззаботно и благодушно многие процессуальные документы в суд (ходатайства, заявления, отзывы, возражения) подавали по самой, что ни на есть обычной электронной почте или, в крайнем случае — по факсу.Уважаемый Андрей Владимирович,  в Москве такого никогда не было.
    Вы пять лет жили «в шоколаде»!

    +11
  • 14 Октября 2015, 22:17 #

    ЭЦП обеспечивает аутентификацию лица подписавшего электронный документ, однако за ЭЦП придется платить, а так как ее срок действия ограничен, то не один раз.
     

    +4
  • 15 Октября 2015, 04:00 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, ваши суды видимо достаточно «продвинуты» — наши и с факсами-то работать нормально не могут, а уж об электронной почте многие и не слыхивали... 
    Мы всю корреспонденцию в суды отправляем обычной почтой.

    +12
    • 15 Октября 2015, 04:33 #

      Уважаемый Иван Николаевич, может стоит попробовать? Оформить ЭЦП — экономия времени и денег существенная! И удобно!

      +2
      • 15 Октября 2015, 04:46 #

        Уважаемый Андрей Владимирович, сама по себе идея с использованием ЭЦП мне очень нравится, но до тех пор, пока каждое ведомство не перестанет изобретать велосипед и устанавливать свои, несовместимые с другими правила и технические стандарты, широкого распространения эта идея не получит.
        И дело здесь совсем не в деньгах, а в том, что я например, не желаю работать и даже не рассматриваю никаких вариантов, базирующихся на обязанности использования виндюкового дерьма программного обеспечения для Windows, и не собираюсь покупать отдельный программно-аппаратный комплекс для каждой задачи, но широко использую возможности свободного программного обеспечения и глобальных систем авторизации. 
        В своё время именно по этой причине я сменил обслуживающий банк и ранее использовавшиеся мной платёжные системы, на те, что поддерживают глобальные стандарты, а не только местечковые выдумки. 

        +12
        • 15 Октября 2015, 04:55 #

          Уважаемый Иван Николаевич, понятно. Думал Кузбасс — регион продвинутый в этом отношении…

          0
          • 15 Октября 2015, 05:17 #

            Уважаемый Андрей Владимирович, нам бы хотелось, что бы Кузбасс был продвинутым в этой сфере, но пока у меня несколько ЭЦП, несовместимых между собой (банк, ИФНС, системы онлайн платежей) но все они хранят свои сертификаты на собственных сайтах и не требуют ни дополнительного оборудования ни дополнительного ПО, поэтому я ими и пользуюсь, а те, что требуют — «идут лесом» ;)

            +7
    • 15 Октября 2015, 05:51 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, с обычной почтой у судов тоже есть свои трудности. Вот мы как минимум с августа ждем «высланных» нам постановлений из суда города Москвы, а их все нет и нет… Прошу секретаря выслать электронной почтой или факсом — говорит «нет, почтой отправлю». И тишина...(smoke)
      А вы говорите… Видимо, прогресс некоторых обходит стороной.:?

      +7
      • 15 Октября 2015, 09:59 #

        Уважаемая Алёна Александровна, Москва город дивный. Один мой знакомый (проживая в Орловском регионе) ждал решения из Тверского районного суда больше месяца — с 5 июня 2015 года и пока сам за ним не приехал 09 июля 2015 года с подготовленной апелляцией. При этом за указанный период неоднократно приезжал, звонил, был на приеме у председателя. Далее еще интереснее. 9 июля 2015 года ознакомился с материалами дела, сделал фотокопии с номерами листов. При ознакомлении обнаружил, что материалах дела отсутствуют все протоколы судебных заседаний. При ознакомлении с материалами дела 23 июля 2015 года (!), после подачи апелляции, наконец-то появились протоколы и само дело было переформировано.

        +6
      • 15 Октября 2015, 18:11 #

        Уважаемая Алёна Александровна, а я то думала что только у нас такой беспредел творится в суде… На вопрос почему не выслали нам документы (включая повестки в суд) нам говорят, что нет денег на почтовые расходы… Или еще лучше отвечают: зачем вам отзыв ответчика и решение по Вашему ходатайству об истребовании документов, вы ведь истцы и так все знаете....:)

        +1
    • 15 Октября 2015, 06:20 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, а я полагаю, что правильное решение: хочешь подать процессуальные документы электронной почтой — имей ЭЦП.

      Я уверен, что на почту судов приходит достаточно много корреспонденции и если сортировка по наличию ЭЦП обеспечит более быстрое поступление документов в суд, то это же хорошо?

      Что касается самой ЭЦП, то пока я не вижу в ней необходимости, но вижу некоторую временную затратность: изготовил документы, распечатал, подписал, отсканировал, сформировал отдельную папку на компьютере, отправил электронно — времени затрачено почти столько же, сколько на почту.
      В этом деле нужно каждому адвокату по помошнику.8-|

      +4
    • 15 Октября 2015, 06:55 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, а у нас слава богу и сейчас принимают электронные письма без проблем, скорее всего это пока…

      +4
    • 15 Октября 2015, 08:14 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, наконец — то до ваших судей дошло, что принимать процессуальные документы без ЭЦП, это не признак продвинутости, а тупости, поскольку обычная электронная почта или факс не могут дать никакой гарантии, что сообщение исходит от Вас. ЭЦП — же такую гарантию дает, если конечно свою флешку не бросать где попало и не давать кому ни попадя.

      +3
      • 15 Октября 2015, 08:40 #

        обычная электронная почта или факс не могут дать никакой гарантии, что сообщение исходит от Вас
        Уважаемый Дмитрий Борисович, видимо Вы не совсем поняли постановки вопроса из-за отсутствия ПРО.  

        +1
        • 15 Октября 2015, 08:46 #

          Уважаемый Андрей Владимирович, причем тут ПРО если речь идет об обычной электронной почте и обсуждается возможность применения — неприменения ЭЦП? ЭЦП это аналог собственноручной подписи на бумажном носителе.

          +2
          • 15 Октября 2015, 08:57 #

            Уважаемый Дмитрий Борисович, речь о письменном уведомлении об использовании конкретного эл. адреса. (прикреплено)

            +1
            • 15 Октября 2015, 09:43 #

              Уважаемый Андрей Владимирович, электронный адрес легко подменить. Отправить с другого а указать Ваш, есть специальные программы. А служебная инфа в письме будет прям как у Вас.

              +1
    • 15 Октября 2015, 11:22 #

      Уважаемый Андрей Владимирович и коллеги, прочитал и растерялся, на самом деле в областные города не наездишься: ходатайства и заявления(и в суд, и в прокуратуру) я всегда отправляю факсом и (или) по электронной почте, с последующим контрольным звонком, а сейчас, что откажут? Я не вижу смысла, т.к. при производстве действий по ходатайству или заявлению все ровно требуется удостоверение личности и полномочий на месте.

      +1
    • 15 Октября 2015, 12:21 #

      Да уж… Видимо, у нас самый продвинутый регион. Звонишь секретарю, мол, хочу ознакомиться, заходишь в облсуд, отдаёшь заявление работнику канцелярии, он тебе ставит отметку, идёшь наверх к секретарю и знакомишься. А если подать документ, то просто сдаёшь работнику канцелярии, делов-то, дорогу перейти и зайти в облсуд.

      +4
    • 15 Октября 2015, 16:19 #

      Отсутствие официального электронного документооборота в России наглядно демонстрирует, в каком эшелоне цивилизации она находится. Обычная почта, не смотря на оснащение компьютерной техникой, работает несравнимо хуже, чем в СССР. Но, властям не до этого...
      ↓ Читать полностью ↓

      Для сравнения. Традиционная чешская почта работает под девизом «Сегодня сдадите, завтра доставим», без сбоев. Можно заметить, что расстояние между западной и восточной границей всего-то 500 км. Но доставка за этот срок осуществляется в любую деревню! А в пределах столицы нашей родины почтовые отправления гуляют несколько дней, а иногда и более недели, контрольные сроки доставки существуют лишь для галочки, возможность утраты отправлений стремится к бесконечности.

      Вообще уровень внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь в Европе делает жизнь обывателя настолько комфортной, что в России до сего дня это кажется сказкой. В пражском аэропорту перед самым вылетом в Москву вспомнил, что для моего досье по делу не хватает выписки из реестра недвижимости на один объект. Благо, практически все реестры общедоступны и оцифрованы. Через пять минут у меня на руках уже был необходимый, официально заверенный документ из CzechPOINT@office. За символическую плату, не сопоставимую с взимаемых на родине. Вообще эта служба, существующая девятый год, позволяет получить большое количество разных заверенных документов и осуществить юридически значимых действий, а ее офисы легко обнаружить где угодно.

      Собственно, о коммуникации адвокатов с судами и другими официальными институтами. Каждый адвокат с середины 2012 года в обязательном порядке имеет так. наз. цифровое хранилище, через которое он получает и отправляет официальную корреспонденцию, заверенную электронной подписью. Суды все свои постановления и извещения направляют адвокатам таким способом, что позволяет достоверно знать об их вручении, а адвокатам удобно направлять в любые суды на всей территории любые процессуальные документы. И удобно, и дисциплинирует ведение делопроизводства.

      А мы пока подискутируем, сотрясая воздух, стоит ли присоединяться к цивилизации и «вводить адвокатскую монополию»…

      +4
      • 15 Октября 2015, 16:31 #

        Уважаемый Юрий Павлович, благодарю за ценный и информативный комментарий. В целом, Вы, конечно, правы. Разрыв гигантский.  

        +2
        • 15 Октября 2015, 23:00 #

          В целом, Вы, конечно, правы. 
          Уважаемый Андрей Владимирович, мне куда интереснее, в чем я не прав, по-вашему.

          +2
          • 16 Октября 2015, 01:30 #

            Уважаемый Юрий Павлович, считаю, что на данном этапе внедрение у нас адвокатской монополии преждевременно и не приведет к положительным результатам. Не внедрены в практику еще единые стандарты оказания юр. услуг (помощи).

            +1
            • 16 Октября 2015, 04:01 #

              Весь мир шагает не в ногу с нами. Москва — Третий Рим. Знакомо. :( Да, вспомнил: и гранаты у них не той системы…

              +2
              • 16 Октября 2015, 04:14 #

                Юрий Павлович, по факту это так и есть. Российская экономика (в том числе сектор юр.услуг) еще не зрелый, отстает от американского на 10-15 лет. Не стоит стыдиться признать это. 

                0
                • 16 Октября 2015, 05:24 #

                  Причем тут экономика? Вон, в другой теме коллега гордится тем, что Наша современная адвокатура претендует на преемство присяжной адвокатуры 19- начала 20 века.Просто, как известно, за что бы мы не взялись, на выходе у нас все равно автомат Калашникова получается. Четверть века (!) уже постсоветской России, а нам все времени не хватает порядок в доме навести. Да еще с такими славными традициями ))

                  +2
                • 20 Октября 2015, 17:14 #

                  Уважаемый Андрей Владимирович, так у американцев адвокатская монополия уже больше века как. Какие 10-15 лет?

                  +2
      • 15 Октября 2015, 16:38 #

        Уважаемый Юрий Павлович, мы тут обсуждаем предложения по улучшению работы нашей адвокатуры (говорят Президент РФ дал задание Минюсту и теперь собирают предложения по этому поводу). Не могли бы Вы сделать статью на сайте, поподробнее раскрыв тему всех этих новшеств и удобств в работе адвоката?

        +3
        • 15 Октября 2015, 17:42 #

          Полностью поддерживаю! Отдельная статья на сайте была бы очень кстати! 

          +2
          • 15 Октября 2015, 23:34 #

            Коллеги, я весьма скептически отношусь к благим намерениям наших властей любого уровня. Есть у меня для этого основания. Но наши общие проблемы, на мой взгляд, не только и даже не столько в существующей сегодня «вертикали власти», сколько в нас самих, привыкших безропотно содержать бюрократический аппарат, в том числе даже и в собственной весьма специфической сфере, не получая и не требуя (!) от этого аппарата то, ради чего содержим его.

            А что касается статьи, то об этом можно подумать. Вероятно, это действительно может быть интересно для российских адвокатов. Но должен сказать, что и минюсту, и нашим генералам от адвокатуры все это давно известно, поскольку знакомятся они с предметом не только теоретически, но и «бороздя просторы вселенной»… За наши налоги и взносы, естественно.

            +3
    • 15 Октября 2015, 16:54 #

      Снова действуем по принципу: «Очень хочется денег». Почему-то в арбитражные суды можно было обращаться с исковыми через сайт с прикреплением копий документов в формате pdf, и ничего — рассматривали. Понятно, что ключевым стимулом здесь является «вопрос цены» — оплачивать-то придется постоянно, не дешевле ли почтой?  Мои годовые расходы на почтовые отправления, включая абонирование ящика, составляют порядке, 5,5 тыс.руб. — копейки, если разобраться.
       

      +3
      • 15 Октября 2015, 17:10 #

        Уважаемый Андрей Юрьевич, совершенно с Вами согласен насчет арбитража.

        Но вот посчитал количество писем, отправляемых нашим центром в год: в среднем 700 штук, если отправлять их не электронкой, а заказнымии с уведомлением — это выходит в среднем 70 000 руб, и огромная потеря времени.

        Так что у нас через традиционную почту — не вариант. 

        +2
    • 15 Октября 2015, 17:34 #

      Уважаемый Андрей Владимирович!
      ↓ Читать полностью ↓
      1. Ваша тема об электронной революции в  в государственном информационном обороте, на которую замахивался Медведев Д.А. Не получилось. В инертной России.
      2. В общении с судами выхожу из положения следующим образом. Для ускорения направляю обычное электронное письмо, в конце которого сообщаю, что оригинал «будет». Проколов не было.
      Последний пример.
      Я… районный суд
      Тюменской области
      ya...y.tum@sudrf.ru

      Судье К...

      [Ходатайство о привлечении к проведению экспертизы другого эксперта]

      15.06.2015 в связи с гражданским делом № ...2015 по иску Б-на к ГБУЗ ТО «Областная больница № ...» (г. Я-ск) вынесено определение о назначении судебно-медицинской экспертизы и представлены материалы дела. При исследовании представленного установлено следующее.
      Определением назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза (т. 2, л.д. 84, абзац 2).
      Комплексная экспертиза поручается нескольким экспертам, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания (ГПК РФ, ст. 82).
      Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертов (ГПК РФ, ст. 85).
      Из материалов дела следует, что установление обстоятельств по делу требует использования знаний в области неврологии и нейрохирургии.
      Ходатайствую о привлечении к проведению экспертизы эксперта, обладающего знаниями в указанной области.
      С-о, образование высшее медицинское с 1960 года, стаж работы по специальностям «неврология» и «нейрохирургия» с 1960 года, кандидат медицинских наук с 1971 года, доцент по кафедре нейрохирургии с 1983 года, доцент кафедры нервных болезней Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Т-я государственная медицинская академия Росздрава с 1981 года, Заслуженный врач РФ с 1999 года.
      Подтверждающие документы прилагаются.
      Для оперативности ответ прошу продублировать интернет-сообщением.
      Оригинал данного ходатайства приложен к делу.

      Приложение:
      √ Паспорт
      √ Диплом ...
      √ Диплом кандидата наук 
      √  Аттестат доцента  
      √ Удостоверение о присвоении почётного звания «Заслуженный врач Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1999
      √ Трудовая книжка

      14.10.2015

      Эксперт
      Семячков Анатолий Кириллович
      625027 г. Тюмень ул. Энергетиков 37-32
      sme.tyumen@yandex.ru
      факс 8 (3452) 322-077
      телефон 8 90 44 913-000
      На следующий день приехала судейская машина (100 км от Тюмени), забрала дело для проведения судебного заседания в связи с моим ходатайством. К делу приложил оригинал ходатайства.

      +2
    • 15 Октября 2015, 17:56 #

      Так, это чего получается, никто этой «судебной» ЭЦП не пробовал и мы опять впереди планеты всей :) Надоело быть первопроходцем :)

      +2
    • 15 Октября 2015, 19:22 #

      А требования к ЭЦП у каждого суда будут свои? Провожу аналогию с торгами на электронных площадках, у каждого свои требования.

      +3
    • 15 Октября 2015, 20:02 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, арбитражные суды принимают документы без всякой эл. подписи. Да, есть регистрация в Мой арбитр и всё. Вчера отправил отзыв в Арбитражный суд Свердловской области через Мой арбитр а сегодня в электронном деле смотрю — указано что есть отзыв от меня (точнее от моих доверителей). А с районными судами области факс пока никто не отменял. И ходатайства и заявления проходят.
      Какие то у Вас перегибы на местах.

      +3
      • 16 Октября 2015, 01:28 #


        А с районными судами области факс пока никто не отменял. И ходатайства и заявления проходят.
        Какие то у Вас перегибы на местах.

        Уважаемый Дмитрий Александрович, а Вы нормативное обоснование ответа облсуда смотрели? (правда для этого статус ПРО нужен))

        0
    • 16 Октября 2015, 07:12 #

      Районные и областные суды в Челябинской и Курганской области принимали и принимают мои .pdf файлики по электронной почте, указанной на официальном сайте соответствующего суда. Неоднократно даже сами предлагали, скинуть тот или иной документ. Буквально вчера отправлял возражения в Курганский областной суд. Мне кажется, что про ЭЦП у нас даже не все знают ))))

      +3
    • 16 Октября 2015, 14:42 #

      Уважаемые коллеги!
      ↓ Читать полностью ↓
      Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 09.04.2015) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»:
      2.3. Поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсимильной связью, а также телеграммы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции (форма N 1).
      2.11. При отправке по назначению судебных дел и других документов, в том числе при направлении электронной почтой, факсимильной связью, регистрация которых производится в журнале формы N 1-а, исходящий номер на сопроводительных письмах должен соответствовать номеру дела (материала) или номеру того наряда, в котором эта переписка должна храниться.


      Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 (ред. от 11.07.2014) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)»:
      2.12. Для работы с документами в структурных подразделениях используются средства компьютерной, копировально-множительной техники, электронной почты и факсимильной связи.
      3.2. Прием, обработка, регистрация и передача документов по электронной почте, каналам телефонной и факсимильной связи
      3.2.1. Для оперативной отправки и получения текстов документов информационного характера, а также для подготовки и предварительного согласования документов может использоваться электронная почта, телефонограммы и факсимильная связь.
      Сообщения, поступившие в арбитражный суд по электронной почте, каналам факсимильной связи и посредством телефонограмм, обрабатываются так же, как и документы на бумажных носителях, и передаются адресатам после регистрации.
      Полученные факсограммы, телефонограммы и электронные сообщения подлежат учету и регистрации по месту их приема в системах САС или САД аналогично документам на бумажных носителях.
      3.2.2. По электронной почте арбитражным судом могут быть приняты документы информационного характера, относящиеся к судебным делам, например, запросы о движении дел, жалобы на действия судей, запросы о предоставлении информации в порядке, установленном Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

      +3
    • 16 Октября 2015, 16:22 #

      За ЭЦП я только за. Экономия времени и денежных средств для адвоката будет несомненно существенная.
      Сомневаюсь же я в скорой и грамотной реализации данного проекта на практике. Про техническое обеспечение судов и обеспечение программным обеспечением судов вообще молчу.
      Надеюсь, что ошибаюсь. Стало бы реально проще.

      +2
      • 20 Октября 2015, 08:53 #

        Уважаемый Денис Валерьевич, не вижу пока не одной объективной причины для участия в коллективном разводе под названием «Заплати, Получи ЭЦП — и будет тебе счастье!!!». Ответе пожалуйста прежде всего себе — зачем Вам нужна ЭЦП. Некоторые коллеги утверждают что «ЭЦП обеспечивает аутентификацию лица подписавшего электронный документ». Однако аутентификацию обеспечивает прежде всего адрес моей электронной почты с которого я и направляю эл.документы. Подобным образом устроена система Мой арбитр в арбитраже. Очень удобно. И за пять лет ее использования ни один нехороший человек не додумался отправить за кого-то какой-либо процессуальный документ — потому что, во-первых подлог элементарно вскроется менее чем через сутки, а во-вторых, подобная глупость будет однозначно иметь неблагоприятные последствия.

        +2
        • 20 Октября 2015, 11:10 #

          Уважаемый Юрий Николаевич, есть логика в Ваших словах. Возражать я буду лишь в части безусловной аутентификации лица подписавшего электронный документ. В данном случае наличие ЭЦП безусловно говорит о том, что документ подписан ЭЦП лицом, которому ЭЦП выдано (в данном случае проходит удостоверение личности которому выдается ЭЦП), а адрес e-mail такой безусловностью в области права и удостоверении личности не обладает. Другое дело если бы e-mail получали после сверки личности, под подпись лица…

          +1
          • 20 Октября 2015, 15:31 #

            Уважаемый Денис Валерьевич, по моему, сугубо субъективному мнению, история с ЭЦП для юристов — это чистый развод. Мы что передаем шифровки Алексу? Или в случае подделки документа — мы автоматически проигрываем дело? Ничего подобного. А суть развода — при Судебном департаменте будет создан свой Удостоверяющий Центр, только ЭЦП которого будет является надлежащей аутентификацией. Как то делал ЭЦП для грузоперевозок. У РЖД — свой УЦ. ЭЦП плюс программное обеспечение обошлась в 15 тысяч. Зашел на электронную площадку для участия в торгах — пожалуйста — на площадке свой УЦ от которого и требуется ЭЦП. При этом все нагоняют жути — что необходима аутентификация, жулье кругом, вся Европа шагает в ногу и прочий бред.

            +5
        • 21 Октября 2015, 21:32 #

          аутентификацию обеспечивает прежде всего адрес моей электронной почты с которого я и направляю эл.документы(Y)

          0
    • 02 Декабря 2016, 02:50 #

      Прошло чуть более года и идея получила развитие.

      +1

    Да 24 23

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Всех юристов, экспертов и адвокатов Совет судей обязал иметь ЭЦП. Обращения по факсу и обычной (незащищенной) электронной почте теперь ограничены непроцессуальной сферой.» 4 звезд из 5 на основе 23 оценок.
    Адвокат Фищук Александр Алексеевич
    Краснодар, Россия
    +7 (926) 004-7837
    Персональная консультация
    Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
    https://fishchuk.pravorub.ru/
    Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
    Пятигорск, Россия
    +7 (960) 228-1228
    Персональная консультация
    Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
    https://lizorkin.pravorub.ru/
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации

    Продвигаемые публикации

    Яндекс.Метрика