
Люблю, знаете ли, пофантазировать. Особенно, если этим фантазиям предшествовали события, участником которых мне пришлось побывать.
Таким событием стало заседание, т.н. «Дискуссионного клуба» в нашей адвокатской палате Московской области, посвященное «Концепции регулирование рынка квалифицированной юридической помощи». О самом действе, в смысле, заседании, рассказывать не буду – желающие могут ознакомиться с моим мнением, а также мнением тех, кто меня поддержал, или критиковал, на «фейсбуке».
Подробно останавливаться на Критике самой «Концепции…», полагаю, тоже не имеет смысла – всем нам знакомо ее содержание – есть у нее свои сторонники и противники; лично я отношу себя ко вторым, поскольку считаю, что, во-первых, смешивать «в одной кастрюле» идеи реформирования рынка оказания юридических услуг, как предпринимательской деятельности, и повышение авторитета адвокатуры, как минимум, непрофессионально; во-вторых, в «Концепции…» нет ни слова о том, что начинать нужно с реформирования высшей юридической школы, поскольку то, что существует в настоящее время, представляет собой весьма печальное зрелище, ничего общего не имеющее с подготовкой элиты общества, к которой всегда относились юристы.
Старшее поколение помнит, что в «Литературной газете» был такой раздел – «Если бы директором был я», в данном случае, мои фантазии, я бы озаглавил так: «Если бы автором Концепции…был я».
Пожалуй, начал бы с того, что исключил напрочь слово «рынок» из названия Концепции, поскольку, конечной целью ее создания приоритетным сделал бы повышение качества оказываемой юридической помощи, а отсюда – повышение авторитета профессия юриста вообще, и адвоката – в частности.
Концепция, в моем видении, четко разделила бы адвокатуру и иную сферу оказания юридической помощи, в том числе, оказание юридической помощи, как разновидности предпринимательской деятельности.
На первом этапе я бы предложил внести изменения в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ.
Изменения в 63-ФЗ коснулись бы порядка получения статуса адвоката, порядка формирования органов адвокатского самоуправления, их полномочий.
Так, я бы предложил вернуться к старому, существовавшему во времена СССР, порядку получения статуса адвоката, разумеется, его модернизировав.
Поскольку экзамен на получение статуса адвоката, как можно судить из результатов дисциплинарной практики, ни в коем случае не гарантирует должного уровня качества лица, получившего такой статус, экзамен нужно отменить.
Вместо него, по направлению адвокатской палаты, кандидат проходит стажировку сроком не менее 6 месяцев в одной из коллегий, члены которой в течение 2-х лет не привлекались к дисциплинарной ответственности.
По истечении срока стажировки проводится общее собрание данной коллегии, на котором, кандидат отчитывается о результатах стажировки, после чего открытым голосованием, принимается решение о возможности или невозможности получения данным кандидатом статуса адвоката.
Представление руководителя коллегии, вместе с протоколом общего собрания и отчетом кандидата, направляется в адвокатскую палату, где, в зависимости от решения общего собрания коллегии адвокатов, принимается решение о получении кандидатом статуса адвоката или отказе.
В случае положительного решения территориальный орган Минюста вносит данные об адвоката в реестр адвокатов данного региона.
Как видите, я пошел по пути усложнения процедуры получения адвокатского статуса.
Мне могут возразить – но, тогда же в адвокатуру, и так же стремительно теряющую свою привлекательность, приток желающих получить адвокатский статус еще больше сократится.
Да, скажу я – на первых порах так и будет, но адвокатура тогда получит больше квалифицированных, проверенных специалистов, а не просто группу граждан с дипломами разных удивительных ВУЗов, главная задача которых – вовремя, и в полном объеме платить членские взносы, и, по сути, являющихся расходным материалом – вон, сколько юристов у нас навыпускали с начала 90-х, когда получение образования превратили в разновидность получения услуги…
А в чем же привлекательность получения статуса адвоката?
Начнем со статуса адвокатского удостоверения, которое должно давать его владельцу, при исполнении профессиональных обязанностей, свободно, без предъявления каких-либо дополнительных документов, проходить в любые здания, занимаемые правоохранительными и судебными органами без дополнительного досмотра с выворачиванием карманов и вытряхивания портфелей.
Адвокатское удостоверение, по сути, должно стать документом, удостоверяющем личность адвоката при исполнении им своих профессиональных обязанностей.
Серьезные гарантии независимости адвокатов должны быть и в части привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности – с моей точки зрения, вместо ныне действующих квалификационных комиссий, заседания которых, зачастую, напоминают судилища времен Святой Инквизиции, принятие решений о наличии или отсутствии дисциплинарного проступка в действиях, или бездействиях адвоката, должны приниматься на общих собраниях коллегий адвокатов, а в отношениях адвокатов, осуществляющих свою деятельность в адвокатских кабинетах – на общих собраниях адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатских кабинетах данного судебного района.
Окончательное решение, как и ныне, принимает Совет АП данного региона.
В части формирования ФПА я бы предложил урезать ее полномочия до функций представления интересов адвокатского сообщества, в том числе, и защите профессиональных прав адвокатов, аналитической работе по мониторингу законодательства, затрагивающего профессиональные права адвокатов, издательской деятельности в части выпуска методических рекомендаций (разумеется, не имеющих обязательного для адвокатов характера), популяризации профессии адвоката, организации учебного процесса по повышению квалификации адвокатов.
При этом, полностью исключить любую возможность реализации властно-распорядительных функций в адвокатуре.
Поскольку содержать ФПА, по-прежнему, придется адвокатам, выбирать Президента ФПА, утверждать смету на ее содержание, должны те, кто ее содержат, т.е., адвокаты прямым, открытым голосованием, в том числе, с использованием интерактивного голосования.
Из «вкусных» нововведений я бы предложил приоритетную возможность получения судейского статуса адвокатами, в течение 5-ти лет не имевших дисциплинарных взысканий: мирового судьи – по результатам собеседования, федерального судьи – по результатам сдачи квалификационного экзамена.
В области налогообложения, полагаю, стоит ввести такой же порядок, как и для предпринимателей с возможностью УСН, а уж 6% или 15% («доход минус расходы»), пусть каждый решает сам.
В области социального обеспечения, по моему мнению, адвокат должен решать самостоятельно – откладывать ему деньги на пенсию, или нет, что же касается отчислений на обязательное медицинское страхование, тут бы я все оставил без изменений; если люди нашей профессии сами решают, сколько им работать, то без гарантированного минимума медицинских услуг не могут даже адвокаты.
Что касается существующих юридических фирм и частнопрактикующих юристов, я бы вернулся к системе лицензирования, причем, лицензию на осуществление юридической деятельности, как предпринимательской, должен получить каждый юрист.
Лицензия должна выдаваться сроком на два-три года, по истечении срока ее действия, лицензиат обращается в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока лицензии.
Лицензия на осуществление юридической деятельности может быть отозвана досрочно при допущенных лицензиатом нарушениях – неоднократные жалобы от потребителей, вступившие в законную силу решения суда, подтверждающие факт нарушений, и т.д.
В области подготовки кадров высшей юридической школы, первое, что, по моему мнению, нужно сделать – лишить государственной аккредитации все непрофильные ВУЗы – ну, в самом деле – нельзя же в рамках одного ВУЗа обучать земледелию и юриспруденции.
ВУЗов, готовящих юристов, во-первых, должно быть мало; во-вторых, оставшиеся должны пройти обязательную переаттестацию; в-третьих, государство должно выделять средства на содержание таких ВУЗов и контролировать качество учебного процесса.
Следует вернуться и у «целевому» образованию, когда, например, адвокатская палата заключает договор с ВУЗом на подготовку специалиста, который, по окончании ВУЗа, будет обязан пройти 2-х годичную стажировку в одном из адвокатских образований, входящем в данную палату, после чего он, либо, получает статус адвоката, либо, возвращает затраченные на его обучение средства.
Вот, собственно, что у меня родилось экспромтом. Разумеется, есть и другие идеи, но, иногда, свои желания нужно сдерживать – у вас, друзья мои, наверняка есть и свои предложения на этот счет…