Небольшое предисловие.
Предлагаемая вашему вниманию публикация несколько необычна; во-первых, ее автором являюсь не я, а специалист-полиграфолог Белюшина Ольга Вячеславовна, попросившая меня разместить ее на сайте «Праворуба», хотя и сама является зарегистрированным пользователем нашего портала. Причина, по которой этого не сделала она сама, чисто техническая.
Во-вторых, в предлагаемой вашему вниманию статье специалист-полиграфолог, казалось бы, вопреки всякой логике, призывает нас с крайней осторожностью относиться к психофизиологическим исследованиям с использованием полиграфа, а лучше — полностью отказаться от таких исследований, если вы не обладаете необходимыми познаниями в специфике этих исследований.
Можно сказать, что эта публикация является своеобразным криком души очень порядочного и высококвалифицированного специалиста с многолетним стажем работы в области психофизиологических исследований.
Еще являясь действующим сотрудником органов внутренних дел — Ольга Вячеславовна Белюшина является подполковником милиции в отставке — она получила фундаментальные знания в области психофизиологии у своего учителя — профессора Варламова, которого по праву называют «дедушкой русского полиграфа».
Имея честь работать с Ольгой Вячеславовной более 15 лет я могу с полной ответственностью заявить, что лишь благодаря проведенным ею исследованиям мне удавалось добиваться прекращения уголовных дел, казалось бы, в абсолютно безнадежных ситуациях.
Мы работали не только в Москве — Санкт-Петербург, Волгоград, Уфа — перечень городов, где удавалось спасти от уголовного преследования невиновных при непосредственном участии Ольги Вячеславовне Белюшиной можно было бы продолжить.
И тем более ей, специалисту-полиграфологу, профессиональный уровень которой мало кому удалось достичь, а человеческая порядочность может служить примером, тяжело и больно наблюдать то, что происходит в настоящее время в области психофизиологических исследований
Собственно, об этом и говорится в подготовленной ею специально для «Праворуба» публикации.
Кто-то верит в Бога, кто-то в полиграф, и каждому воздастся по вере его…
За двадцать пять лет работы в сфере применения этого самого полиграфа, или как его еще называют «детектора лжи» прошла все стадии от интереса, новаторства, веры в метод, до отвращения к тем перегибам, которые происходят во всех сферах (этого самого полиграфа) применения.
Смешно слушать, когда наивные люди говорят: я ничего плохого не делал, я не виноват, полиграф во всем разберется. Железка с набором датчиков и компьютерной программой еще ни в чем и ни с кем не разобралась.
А за монитором компьютера может сидеть обезьяна с гранатой. Вот эта самая обезьяна и будет во всем разбираться.
Выводы делает полиграфолог на основе полученных при обучении знаний и опыта работы, а не полиграф. А от этих выводов может сильно не поздоровится наивному человеку. Невиновный субъект может легко перейти в разряд виновных.
Полиграф сам по себе не отличает правду и ложь, как думают наивные люди. Прибор просто фиксирует психофизиологические реакции организма человека на специально заданные тестовые вопросы.
На одни вопросы могут быть выявлены сильные реакции, на другие вопросы реакций может не быть. Интерпретирует эти реакции опять же человек. Разумеется, нас интересуют реакции на проверочные вопросы, относящиеся к исследуемому событию и его деталям.
Опасность кроется в том, что не всегда до конца выясняется, чем вызваны реакции на проверочные вопросы. Хорошо, если реакции вызваны тем, что человек совершил преступление или другой неблаговидный поступок. Но реакции на проверочные вопросы могут быть вызваны совершенно другими причинами: обвинительным уклоном процедуры тестирования, навязанной значимостью вопросов, внешними обстоятельствами, внутренним состоянием человека и т.д.
Сама по себе процедура тестирования на полиграфе достаточно неприятная, несет в себе риск возникновения стресса.
Любому человеку не нравится, когда ему не доверяют, задают неприятные вопросы с явным обвинительным уклоном.
Приходилось не раз слышать, как совершенно не причастные к исследуемому событию субъекты выражают недовольство и обиду в адрес инициатора (заказчика) тестирования.
Мы живем в сложное время, стараемся к нему приспособиться. Вроде бы привыкли к капитализму с не очень человеческим лицом. Однако доверяем всему и позволяем делать с собой все что угодно. Мы давно привыкли, что нельзя доверять рекламе, всем без разбора методам лечения, информации в интернете, СМИ, телевидению.
Так почему наши граждане, не думая о последствиях, покорно соглашаются пройти этот самый полиграф? Что это? Инфантильность? Нежелание взять на себя ответственность? Неумение говорить «нет»?
А последствия могут быть разные: от длительного лишения свободы, в худшем случае, до увольнения с работы и разрушения семьи – лучшем, если такой исход легкомысленного отношения к себе, или проявление слабости, можно так назвать.
Пострадавшие от полиграфа люди остаются за кадром, хотя некоторые обращаются в суды. Уверена, что число жалоб и судебных исков будет увеличиваться. А выход из положения очень простой. Прежде чем соглашаться на неизвестную процедуру следует хорошо подумать.
Проверка на полиграфе любого статуса проводится только с письменного добровольного согласия субъекта на ее (проверку) проведение. В конце проверки просят расписаться об отсутствии претензий к полиграфологу. Без письменного согласия полиграф не проводится никогда!
Принудительно не проводится даже психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа. Только добровольно. Нельзя человека привязать к стулу, надеть на него датчики, и начать задавать вопросы. Это противоречит процедуре тестирования. Из этого следует мораль – защити себя сам, откажись. Нельзя применять полиграф по поводу и без повода. Это не панацея от всех бед.
В 1988 г. в США был принят «Закон об ограниченном применении полиграфа в частном секторе», о защите служащих от полиграфа. У нас пока такого закона нет. Но здравый смысл никто не отменял. От тестирования на полиграфе можно отказаться без объяснения причин. В любое время прервать тестирование. Отказаться отвечать на какой-то вопрос.
Каждый вправе сам себя обезопасить. Существуют противопоказания к применению полиграфа, которые подробно прописаны в основных ведомственных инструкциях. Эти противопоказания легко найти в интернете. Две большие группы заболеваний: сердечно-сосудистые и бронхо-легочные, без труда дадут возможность отказаться от тестирования на полиграфе.
После сорока лет у большинства людей начинаются проблемы с сердцем и сосудами, а стрессовая ситуация, грозящая полиграфом, эти проблемы обязательно усугубит. Психические заболевания и расстройства также являются противопоказаниями к применению полиграфа. При желании всегда можно найти причину отказаться от полиграфа и подкрепить это заключением врача.
С невиновными, верящими в свою правоту субъектами все понятно. Они действуют по принципу: я не виноват, мне никакой полиграф не страшен. Однако оказывается очень даже опасен своими последствиями.
Виновные надеются обмануть полиграф и полиграфолога, так как не могут отказаться от тестирования, не хватает воли сказать нет, да и ситуация часто не позволяет этого сделать. Профессионалы легко могут изобличить подобного субъекта не только по его реакциям, зафиксированным полиграфом, но также по поведению, жестам, движениям, мимике, речевым оговоркам. Это называется профайлинг. Опытный специалист после нескольких минут беседы может определить, причастен ли человек к исследуемому событию и что скрывает. Лучше не лезть, чтобы потом не жалеть о последствиях собственной глупости.
Почему сейчас большой спрос на полиграф? Это признак нездоровья общества. Баланс света и тьмы, лжи и правды должен всегда соблюдаться.
Герой культового фильма 90-х говорил, что сила в правде. Может и так. Но мир, где все говорят друг другу правду, долго не просуществует. Он должен быть идеален. А наш земной мир и наше больное общество, имеющее массу изъянов (несправедливость, коррупцию, пороки, лицемерие и т.д.) рухнет.
Иногда достаточно повесить видеокамеры и проблема будет решена. Полиграф применяют спецслужбы, правоохранительные органы, государственные структуры, коммерческие структуры, предприниматели, криминал, граждане в материальных и личных отношениях. Даже игроки и цыгане. Такой большой разброс применения настораживает.
Спрос на полиграф дает почву подготовки большого количества полиграфологов. Курсы продолжительностью несколько недель стоимостью около 100000 рублей и можно идти работать. Слава Богу, что не все окончившие курсы становятся полиграфологами и идут калечить жизни людей. Сейчас полиграфолога можно вызвать на дом даже в ночное время как девочку по вызову. Разве это можно назвать работой?
Не могу умолчать о большом количестве телепередач, начиная от «Дома 2» на ТНТ и заканчивая федеральными телеканалами, идущими по нашему телевидению, где тестирования проводятся в прямом эфире.
Суть не меняется, если это происходит за кадром, перед телепередачей. Постановка увлекательна, напоминает поднадоевшую «Битву экстрасенсов». Людям показывают как это легко и здорово. Оказывается не надо прикладывать никаких моральных усилий в межличностных отношениях, разбираться в существе проблем, за вас это сделает полиграф.
Преступника также изобличит полиграф. Невиновного человека тоже оправдает полиграф. Мужья проверяют на полиграфе жен. Жены мужей. Родители детей. Разве это нормально?
Приходилось сталкиваться с вопиющими нарушениями процедуры тестирования на полиграфе. Тестирования проводятся в вечернее и ночное время. Длительность тестирования может достигать 6-8 часов с минимальными перерывами.
Служба безопасности одной крупной фирмы, занимающейся продажей продуктов питания, проверяла на полиграфе коммерческого директора более 6 часов. Другой вопиющий случай регионального директора крупной торговой фирмы одежды проверяли на полиграфе 8 часов с двумя небольшими перерывами по 15 минут.
Этим двум испытуемым, хотя, здесь больше бы подошло слово «пытаемым», не пришло в голову прервать недопустимо длительное тестирование и отказаться отвечать на дальнейшие вопросы. Допустимое время тестирования 1,5 – 2 часа.
Почему люди соглашаются пройти полиграф. Одна из причин согласия, когда человека берут на «слабо». Если отказался, значит виновен.
В случаях кадровых проверок работающих сотрудников люди соглашаются из-за боязни увольнения.
Обвинительный уклон при тестировании на полиграфе обеспечивает соответственно обвинительный результат тестирования. Иногда заказчик (инициатор) проверки на полиграфе изначально требует обвинительного результата. Служебная или иная зависимость полиграфолога от инициатора дает возможность получить нужный обвинительный результат. Иными словами уволят полиграфолога, если нет нужного результата.
Нужно ли такое количество полиграфа? Все зависит от сферы применения этого «волшебного» прибора. Если полиграф применяют спецслужбы с 70-х годов прошлого века, пусть они продолжают это делать на пользу Российского государства.
Однако применение полиграфа правоохранительными и следственными органами в сфере раскрытия, расследования преступлений вызывает ряд вопросов. Можно ли использовать результаты тестирования на полиграфе в качестве доказательства? Результаты психофизиологической экспертизы с применением полиграфа, как и любой другой экспертизы, являются доказательством.
Специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, оформленное в качестве заключения специалиста также является доказательством (ст. 80 УПК РФ). Если говорить точнее, заключение эксперта и заключение специалиста являются источниками доказательств.
Но можно ли считать доказательством или источником доказательств «Справку о результатах психофизиологического исследования с применением полиграфа»? Такой документ по Приказу МВД РФ № 437 от 28.12.1994 г. относится к оперативно-розыскной деятельности и изложенные в нем сведения являются ориентирующей информацией.
К уголовному делу такой документ приобщают как иной документ, источник доказательств (ст. 84 УПК РФ). Специалиста допрашивают в качестве свидетеля, хотя свидетелем преступления специалист не является.
Подобная практика сложилась в правоохранительных органах. Специалиста следует допрашивать не в качестве свидетеля, а в качестве специалиста, который имеет больше процессуальных прав (ст. 58 УПК РФ). Обычно человеку, находящемуся в статусе подозреваемого или свидетеля предлагают пройти полиграф, когда нет иных доказательств его причастности к инкриминируемому деянию.
Предложение мотивируется чтобы доказать свою непричастность к преступлению. При отсутствии опытного адвоката субъект попадается на эту удочку и благополучно меняет статус со свидетеля на обвиняемого. Причем были прецеденты, когда на такую удочку попадали сотрудники полиции и следователи, когда против них возбуждали уголовные дела.
Если уж так хотите пройти полиграф, хотя бы пройдите его сначала по запросу адвоката у независимых специалистов. На основании п. 1 ч.3 ст. 86 УПК РФ и п. 4 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат имеет право собирать доказательства по делу.
Результаты полиграфа по адвокатскому запросу могут быть оформлены как заключение специалиста, специальное психофизиологическое исследование (СПФИ), которое по ходатайству адвоката может быть приобщено к материалам дела.
Разница в том, что когда исследование специалиста проводится по постановлению следователя, специалист-полиграфолог обязан дать заключение в любом случае. Если исследование специалиста-полиграфолога проводится по адвокатскому запросу, то инициатором (заказчиком) исследования является адвокат.
Соответственно адвокат распоряжается этими результатами. Я не в коем случае не призываю всех обвиненных в совершении преступлений бежать к независимым полиграфологам и делать исследования по адвокатским запросам. Есть более простой способ – мотивированный или немотивированный отказ от тестирования на полиграфе.
Однако те, кто уже пострадал от подобных экспериментов на собственной шкуре, кто считает себя не виновными в инкриминируемых им преступлениях, могут обратиться к независимым полиграфологам за рецензиями и заключениями специалистов по материалам уже проведенных исследований. Желательно, чтобы было как можно больше материалов: текст заключения, тесты, полиграммы, видео тестирования – все, что сможете получить от следователя.
Оправдательных приговоров у нас очень мало. Интересно, есть ли зафиксированные случаи оправдательных приговоров, когда за решетку человека отправил в совокупности других доказательств полиграф?
Много внимания я уделила самому страшному направлению, когда полиграф реально может отправить человека за решетку. Другое направление – это применение полиграфа в кадровой работе. Я не буду останавливаться на тех случаях, когда человека не взяли на работу потому, что он не прошел полиграф.
Более опасно другое. Инициатор (заказчик) тестирования может ознакомить или не ознакомить с результатами тестирования сотрудника. Это дает возможность манипулировать людьми. Я тебе не покажу результаты, но ты не прошел полиграф и мы тебя увольняем. Вполне допустимый сценарий. В государственных и коммерческих структурах полиграф становится возможностью избавиться от неугодных сотрудников.
В процессе работы от заказчиков мне поступали подобные требования «разобраться» с неугодным человеком. На положительное заключение о таком человеке следовало резкое недовольство моей работой.
В наше время работодатель боится своих сотрудников. Особенно работодатели боятся «увода» клиентской базы и открытия собственного бизнеса, на втором месте передача информации конкурентам.
Иногда запрещают одним группам сотрудников контактировать с другими группами сотрудников. Например, операторам, принимающим заказы, запрещают контактировать с исполнителями заказов. В системе отслеживания этого режима общения используют полиграф.
Проверять всех и вся сотрудников на полиграфе просто смешно. Весьма не рентабельно проверять так называемых «работяг»: грузчиков, подсобников, и т.д. Люди, живущие в антисанитарных условиях прямо на объекте, употребляющие алкоголь, имеющие низкий уровень дохода. Психофизиологические реакции у них соответствующие. Они по определению воруют и будут это делать до полиграфа, после полиграфа. Проще поставить видео камеры.
Также не стоит проверять без особой нужды гостей из Средней Азии. Они не знают русского языка или плохо говорят по-русски. Обычно с ними приходит переводчик из их же среды. Совершенно другой менталитет, смысла некоторых слов не понимают вообще.
Иногда работодатель хочет проверить сотрудников для «профилактики». В наше время любой менеджер старается провернуть левый заказ и что-то дополнительно положить себе в карман. Однако причинять крупный вред фирме такой менеджер не собирается. С этим можно смириться или повысить уровень контроля. Проверки на полиграфе обижают и озлобляют сотрудников. После проверки кто-то из сотрудников может решиться на крайние меры и навредить фирме.
Разговор о направлениях применения полиграфа хотела бы закончить на гражданах, которые под влиянием телевидения и рекламы активно используют полиграф в разборках с членами семьи и родственниками. Не стоит забывать, что члены семьи наши самые близкие люди. Что они значат для нас, мы осознает только после их ухода в иной мир.
Прежде чем обвинять близкого человека в краже чего-либо ценного (денег, драгоценностей) и отправлять его пройти полиграф подумайте, он может обидеться, уйти или отношения изменяться в худшую сторону. Вы рискуете потерять гораздо больше.
Отдельная группа полиграфных проверок касается интимной сферы. Некоторые клиенты забывают, что полиграфолог по совместительству не является врачом-гинекологом и требуют установить девственность невесты или время потери ею девственности.
Пожилые пары выясняют, изменила ли жена, реже муж с общим знакомым семьи тридцать лет назад. В практике было несколько субъектов, которые водят своих жен по все полиграфам Москвы, Московской области и Ближнего Зарубежья с целью установить факт измены. Смешно? Если бы не было так грустно.
Проверки на полиграфе на измену показывают по телевидению. Значит это нормально? Не могу с этим согласиться. Люди не умеют выстраивать отношения между собой, поэтому необходимо втянуть в эти разборки кого-то третьего. Этим третьим являются полиграф и полиграфолог.
Пару может не устроить ни обвинительный, ни оправдательный результат. Зато провели интересное мероприятие, с пользой потратили деньги и время. Чем бы люди ни тешились. Остается одно но, если заказчик окажется психопатом или параноиком, жертве тестирования при обвинительном результате не поздоровится. Возможны варианты вплоть до летального исхода.
Просто не допустимо тестировать детей. Всегда вспоминаю о возможностях ювенальной юстиции. Пусть это делается с согласия родителей, пусть дети старше 14 лет. Ребенку наносится глубокая психологическая травма. Бабушка обвинила внучку в краже крупной суммы денег.
Девочка сама настаивала пройти полиграф, прошла его и сказала, что никогда не простит бабушку и больше не хочет с ней общаться. Она не брала этих денег. Родители должны думать, прежде чем из-за нехватки времени и эмоциональной незрелости перекладывать родительские обязанности на полиграф.
Все сказанное выше взято мною из практической работы. По соображениям профессиональной этики я не называю фамилии конкретных людей и названия организаций. От этого проблема не делается менее острой и болезненной.