При всей неоднозначности, плюсах и минусах данной проблемы решил взглянуть на эту тему с другой стороны. Реформа она ведь не столько для нас делается, сколько для наших доверителей. А для них важно, чтобы помощь была оказана качественно и рынок этот был урегулирован в интересах потребителя, прежде всего.
Этот материал решил разместить в связи с таким делом:
Обратился за помощью предприниматель, который ранее заключил три соглашения с другим индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические услуги, на ведение дел в арбитражном суде по искам к одному и тому же должнику, но по разным договорам.
Иски однотипные и я бы все три требования вообще в одном бы иске объединил и получил бы, наверное, один гонорар, а не три. Но это отступление от темы.
Проблемы у посетителя начались когда все три дела были выиграны в первой инстанции и исполнитель потребовал выплатить, помимо полученной платы за ведение дела, премиальное вознаграждение от выигранных сумм, которое не было предусмотрено соглашением о юридической помощи и в довольно значительном размере. На отказ доверителя в выплате, его юрист сказал, что в противном случае денег по судам предприниматель вообще не получит, поскольку он будет всячески препятствовать исполнению решений суда.
От слов «представитель» перешел к делу и по одному из дел отозвал ранее предъявленный им же в банк исполнительный лист, а по второму от имени ответчика подал апелляционную жалобу не уплатив государственную пошлину, что как мы все знаем, влечет затягивание дела и получение присужденного. Он знал, что данных денег ждет трудовой коллектив его доверителя и видимо рассчитывал, что к Новому году тот под давлением обстоятельств сломается и поддастся на такое, прямо скажем «вымогательство».
Защита интересов обратившегося ко мне предпринимателя показалась мне интересным и необычным занятием, и мною было предложено доверителю несколько мероприятий, которые должны были исключить влияние его бывшего представителя на процесс получения присужденных денег.
Многие поняли о чем я говорю, и действительно, первой нашей задачей было лишить представителей (а их было двое) полномочий и отозвать выданные ранее доверителем доверенности. Мною, с учетом ст. 188 ГК РФ были составлены уведомления об отзыве (отмене) доверенностей с предупреждением о противозаконности дальнейших действий этих лиц, в качестве представителей предпринимателя и последствиях этих действий. Кроме того, текст уведомления содержал требования о передаче всего полученного представителями по сделке – исполнительных листов.
Уведомления аналогичного содержания были вручены под штамп ответчику по делу и поданы через канцелярию в арбитражный суд по каждому из дел, а в апелляционную инстанцию посредством системы «Арбитр», а так же в банк ответчика. Кроме указанного выше, мы просили суд не выдавать представителям, лишенным полномочий исполнительные листы и не рассматривать подписанные данными гражданами процессуальные документы. Все это было сделано крайне оперативно, в течение пары часов.
Кроме того, было необходимо оперативно ознакомиться с каждым из судебных дел, чтобы как минимум знать объем полномочий, предоставленных доверителем в отмененной доверенности, а так же выяснить суть заключенных между сторонами договоров о представительстве в суде. Как всегда бывает у предпринимателя не было ни того, ни другого и он в подробностях не мог пояснить о чем заключал договора и какую доверенность выдал. Предварительно реквизиты доверенности были установлены из содержания опубликованных судебных актов.
Как оказалось, оперативное ознакомление с делами с помощью фотоаппарата было исключительно нужным и своевременным, поскольку доверенности предоставляли представителям право получения от должника присужденного имущества и денег. Опять не удержусь от сравнения со своей деятельностью – я от таких в полномочий принципиально отказываюсь.
Поскольку представители уклонялись от встреч, им были направлены Уведомления почтой с описью и уведомлением о вручении, а так же посредством электронной почты на их адреса. Однако, не смотря на это, одному из представителей, все же удалось на следующий день вне режима работы подразделения суда по выдаче листов, получить исполнительный лист по одному из дел, введя в заблуждение работника канцелярии арбитражного суда. На просьбы по телефону сотрудника суда о возврате листа, представитель ответил отказом.
Данные обстоятельства облегчили нам процедуру получения дубликатов исполнительных документов, поскольку даже «суд обиделся» на такие проделки юристов, которые рассчитывают, видимо и дальше успешно продолжать свою карьеру на ниве представительства в этом арбитражном суде.
С незначительной разницей во времени каждый из судей первой инстанции вынес определение о выдаче дубликатов исполнительных документов, признав, что указанные нами обстоятельства, подкрепленные еще и официальным обращением в правоохранительные органы и соответствующим талоном, свидетельствуют об утрате нами документа и невозможности исполнения решения суда в связи с этим.
После получения предпринимателем денег по двум исполнительным листам, бывшие его представители уже видимо поняли, что козырей у них довольно мало, вкладывать собственные деньги в госпошлину по апелляционной жалобе не стали и в силу вступило и третье решение суда, после возврата жалобы апелляционной инстанцией.
Временной период от начала мною работы до получения истцом денег занял где-то порядка 2 недель и включал в себя составление и отправку документов, представительство в суде, стратегическое планирование и тактические указания предпринимателю куда и с каким документом нужно спешить.
А суть то все этой истории в чем? Конечно согласен с тем, что везде недобросовестных хватает. Но не об этом статья. А о том, что если бы такие выкрутасы позволил себе адвокат, то восстановить свои права предпринимателю было бы куда проще и быстрее, обратившись с соответствующим заявлением (жалобой) о работе адвоката в адвокатскую палату. Если же он в качестве представителя выбрал себе не отягощенного контролем «корпорации» за работой — частника – то восстановление статус-кво займет больше времени, сил и, главное, денег.