Предыстория этого дела такова: ученик 10 класса школы получил травму на уроке физкультуры при выполнении упражнения, когда вопреки указанию учителя начал делать упражнение самостоятельно, без страховки. Учитель в это время отошел к другой группе учеников для контроля другого упражнения. Частичный разрыв шейной связки был болезненным, но в молодом организме зажил и по показаниям свидетелей уже через месяц ученик играл в футбол вместе со своими сверстниками. Однако по окончании школы, мамой выпускника был подан иск к школе о возмещении морального вреда в сумме 2 миллиона рублей.
Иск был перспективным, поскольку школа не стала оспаривать результаты проверки департамента образования, указавшего на вину учителя, оставившего учеников без надлежащего контроля. Спорить стоило только относительно суммы возмещения вреда. Не знаю, уж кто сказал истице, что взыскать можно 2 миллиона, но суд первой инстанции удовлетворил 100 000 рублей. В апелляции по жалобе истца, встал вопрос о ненадлежащем проведении судебной экспертизы, и суд решил назначить ее в экспертной организации г. Москвы, поскольку все ближайшие экспертные учреждения уже давали заключения по делу, но их результаты не устраивали истцов. При удовлетворенном первоначально иске в 100 000 рублей, истица, не моргнув глазом, оплачивает в Москве стоимость исследования в сумме 130 000 рублей, то есть больше, чем например, в Екатеринбурге по этому делу в 6 раз. Наверное, ее опять кто-то заверил, что в перспективе видны 2 000 000 рублей. Апелляция увеличила сумму возмещения морального вреда до 200 000 рублей.
Кроме указанных выше затрат на экспертизу, истица оплатила стоимость юридических услуг оказываемых юридической фирмой в размере 90 000 рублей, хотя в суде истцов представляли адвокаты. Итого истица профинансировала проект получения перспективного дохода в размере 2 миллиона рублей в сумме 240 000 рублей, получив финансовый результат в размере 200 000 рублей. Однако, впереди было взыскание судебных расходов по делу, что являлось еще более перспективным в большей их части, за исключением раздутых услуг по судебному представительству по такому, в общем-то не сложному делу.
А вот тут начались сложности. Ни истица, ни тем более целая юридическая фирма, ни тем более адвокаты, защищающие интересы истцов, не следили за изменением процессуального законодательства, хотя кто-то был просто обязан это делать, каждый день. А между тем, Федеральным № 451-ФЗ, который вступил в силу 1 октября 2019 года предусмотрена ст. 103.1 ГПК РФ и 3-месячный срок для подачи заявления о возмещении судебных расходов, после вступления в силу судебного акта. Таким образом, по ранее вступившим в силу судебным актам, срок для подачи заявления начинает течь с 1 октября 2019 года в силу принципа действия процессуального закона во времени. Сторона истцов подала заявление за пределами установленного законом срока, и защитник школы обратил на это обстоятельство внимание суда.
Зачем вообще нужен адвокат всегда, даже по простым делам, например как это? Если приходит в суд противник и движение дела начинается в незапланированную сторону, профессиональный представитель должен уметь сориентироваться, среагировать и максимально поправить ситуацию и положение своего доверителя. Защитники истицы не понимали о чем идет речь, междометия и немые паузы чередовались на протяжении почти всего времени опроса стороны истца, как судом, так и стороной ответчика. Но суд у нас гуманный, он не мог не дать заявителю шанс исправить как-то свое сложное положение, и в надежде, что истцы что-то поняли, отложил рассмотрение заявления о судебных расходах на неделю. Вот тут-то бы подготовить ходатайство о восстановлении срока и обосновать его уважительными причинами, но не тут то было. «Юридическая фирма» начала прикрывать перед доверителем свои ошибки и заняла еще более противоречивую позицию: мы просим суд восстановить срок подачи заявления, который нами не пропущен, поскольку новое законодательство не может применяться к старым делам, вступившим в силу после принятия последнего судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.
Суд долго мучился, пытаясь выяснить, какая же уважительная причина была у стороны истца, вызвавшая невозможность подачи заявления в течение всего 3-месячного срока, начиная с 1 октября 2019 года и, в конце концов, поняв и получив вразумительный и однозначный ответ, что этой причиной является «не знание действующего законодательства», в удовлетворении заявления отказал. При этом еще раз, объявив перерыв, может быть, дав еще один последний шанс защитникам адекватно отреагировать на появление в деле противника с возражениями.
Апелляционная инстанция Определение суда об отказе в возмещении судебных расходов оставила без изменения. К сожалению, мне не известно, что там творилось, поскольку на этот день рассматривалось иное дело в другом городе, но надеюсь хотя бы почитать апелляционное определение позднее. Надеюсь, что приняты были во внимание и доводы возражений ответчика на частную жалобу.
Итого поход истицы за 2 миллионами рублей закончился для нее отрицательным финансовым результатом. Почему так произошло, имеются разные мысли, в том числе думаю, имеет место быть и какая то высшая справедливость.


Уважаемый Анатолий Сергеевич, спасибо за наглядный пример «экономической неосмотрительности» и неразборчивости в выборе представителей.
Процессуальное законодательство довольно изменчиво, и к сожалению, далеко не все обладатели юридических дипломов отслеживают эти изменения, и уж тем более, не все понимают принципы применения процессуального права, в результате чего даже в схожих ситуациях, результат у разных профессионалов получается совершенно разный.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, чудесная и очень поучительная история.
Спасибо!
Уважаемый Анатолий Сергеевич, про многие октябрьские изменения весь интернет начиная с августа не прекращая говорил. В том числе и 3 месячный срок для взыскания судебных расходов. Как можно было пропустить это не понимаю.
Даже не много жаль истицу.
Уважаемая Алёна Александровна,
Даже не много жаль истицу.Ну разве что совсем немного… Особенно с учётом того, что старшеклассники мужского пола нередко склонны к рискованным действиям и игнорированию требований преподавателей. Наверняка многие из читателей готовы засвидетельствовать это и подтвердить собственными примерами.
По известной мне практике такой размер вреда даже по делам об умышленном причинении смерти заявляется в редких случаях. Поэтому безусловно прав Анатолий Сергеевич: налицо алчность истца и не совсем понятное для меня со здравой точки зрения отношение её представителей.
Уважаемый Курбан Саидалиевич, не могу с Вами не согласится. Вообще прокурор участвующий в деле предлагал 50 000 компенсации.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, а СМЭ какую тяжесть установила? У меня, недавно, по 112 ук МС взыскал с негодяя 10 тыр!!!
Прошлый год за труп в ДТП моралки взыскал суд 800 тыр!!!
Уважаемый Сергей Николаевич, сначала легкий, а на второй экспертизе просчитали что на больничном он был на день больше положенного и установили как средний. Поэтому апелляция и увеличила вдвое.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, есть очень гордые личности, которые при плохой игре пытаются сделать хорошую мину... Всего то нужно было - признать ошибку и подать заявление о восстановлении срока.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, Алчность встретилась с Низким качеством юридических услуг — они, как всегда, нашли друг друга; как говорят наши «пациенты» — «кроилово приводит к попадалову, а жадность — к бедности».
Уважаемый Анатолий Сергеевич, участвовал в этом году в подобном споре на стороне школы, к моему глубокому сожелению суды безальтернативно применяют норму ГК РФ, о том что все произошедшее на территории образовательного учреждения в учебное время относится к вине образовательного учреждения. По поводу ст. 103.1 часто замечаю пропуск 3-х месячного срока обращения.
Уважаемый Анатолий Анатольевич, да это точно. Поэтому мы с Дмитрием Ильдусовичем об этом даже спорить сильно не стали. Практика тут безапелляционная.
С Анатолием Сергеевичем по этому делу мы работали на стороне школы несколько лет. Адвокаты, представлявшие интересы истцов, персонажи довольно интересные. Наши с ними столкновения при рассмотрении дела, заслуживают, наверно, отдельной публикации, чтобы отразить все краски и оттенки того, как не нужно себя вести адвокату в судебном заседании.
Я рад, что их самоуверенность и некомпетентность наконец-то закономерно отразилась на материальном эквиваленте! И Анатолий Сергеевич блестяще провел этот завершающий раунд!
Уважаемый Анатолий Сергеевич и Дмитрий Ильдусович, искренне рад за Вас, с интересом прочитал (handshake)
Уважаемый Александр Валерьевич, спасибо за интерес к делу.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, а ведь в деле на стороне истца участвовал и адвокат!
Интересно, что сказал бы на этот кидок с судебными расходами г-н Пилипенко, который адвокатскую монополию обосновывает как раз некомпетентность представителя, различного рода разводами граждан и т. д.?
И спасибо Вам, коллеги, за оценённый наш труд:
«Ответчик полагает, что разумной стоимостью юридических услуг по составлению претензии, искового заявления и представительству в суде первой и апелляционной инстанции является размер составляющий не более 15 000 рублей.»
Это я себе в рамочку поставлю! (Y) ;) :)
Уважаемый Евгений Алексеевич, в том то и дело, что договор у истца был заключен с юридическом фирмой, а на суд ходили адвокаты, парадокс? Тут с монополией конечно все тяжко(rofl)
Так там адвокаты были!
Уважаемый Евгений Алексеевич, так ведь какая разница адвокаты или просто юристы, главное что качество может быть совершенно любым как у тех так и у других. 8-|
Уважаемый Анатолий Сергеевич, это мы с Вами понимаем. А вот г-н Пилипенко считает по-другому!
Уважаемый Анатолий Сергеевич, многие эту тонкость в ГПК не словили. Тут важно не столько следить за законодательством, сколько обеспечивать сервис по делу. Кстати, тоже не понял откуда взялись эти 15 000 руб., подобные выкладки надо обосновывать как минимум региональными ценниками на юруслуги. Аналогично не понял почему 200 000 руб. вреда взыскано, очевидно, что это не расходы на лечение, а компенсация страданий, подобные вещи тоже надо обосновывать в том числе «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред» и «и индивидуальных особенностей потерпевшего», а тут «БАМС!» и подняли со ста до двухста. Индивид резко оказался другим?
Ну а о работе коллег надо говорить или хорошо или никак… Тут никак…
Уважаемый Владислав Александрович, 15 000 потому как это выше среднего что удовлетворяют в Тюмени. Зачем ценники, они и так знают сколько кому возмещают. Ну а о работе коллег, как и обо всех явлениях окружающих нас надо говорить как есть. Если это дождь, то мокро, а если снег то холодно.
Отличный пример алчности! Хотя сумма 200 тысяч итак более чем достаточная