Конец года принес неожиданный гонорар и приятные ощущения от результата, полученного от одной узкопрофессиональной консультации. Обычно юрист получает гонорар и бьется за это «судебное дело» неограниченный период времени, иногда проходя несколько инстанций и не один раз по кругу.
Времени тратится много и это не всегда приводит к адекватной дополнительной оплате, зачастую работа идет по инерции от инстанции к инстанции, потому что бросить жалко, да и не возможно, плюс профессиональные амбиции.
Тут как раз совершенно противоположный случай, когда минимум трудозатрат дают максимум материального вознаграждения. А поскольку это случается крайне редко, решил поделиться случаем
Итак, более 3-х лет назад включал организацию в реестр кредиторов довольно крупной обанкротившейся нефте-сервисной компании. Годы шли, а денег нет. В конце ноября, клиент направил мне по почте пришедшее ему коммерческое предложение некого индивидуального предпринимателя о выкупе данной реестровой задолженности и соответственно процессуальном правопреемстве в деле о банкротстве.
Предложено было около 13% от суммы долга.
В принципе, зачастую, даже по завершении процедуры банкротства не всегда получишь 13% от реестровой задолженности, а тут такое неожиданное предложение.
Клиент, учитывая такой долгий период процедуры, отсутствия каких-либо денег все три года и неясные дальнейшие перспективы дела полагал, что такая «синица в руках» — это очень привлекательно.
Хорошо, что спросил совета.
Я логично полагал, что реестровая задолженность выкупается в двух случаях:
1) для консолидации голосов при голосовании на собраниях кредиторов, и
2) когда кто-то знает информацию об объеме конкурсной массы и предполагаемых выплатах кредиторам.
Они могут быть не только по окончании процедуры, но и промежуточные.
Когда процедуре более 3-х лет, вероятность скупки голосов кредиторов для их консолидации небольшая, если конечно нет конфликта между арбитражным управляющим и кредиторами, или не решается вопрос о смене стадии банкротства, например на внешнее управление, или решается вопрос о заключении мирового соглашения.
Во втором случае, информированные и работающие в банкротном деле юристы, зная об объемах предстоящей выплаты, пытаются на этом заработать, заплатив очень мало и получив потом из конкурсной массы значительно больше.
В любом случае надо внедриться в содержание банкротного дела в Картотеке арбитражных дел и постараться изучить его ход и промежуточные результаты, чтобы принять правильное решение – продавать или нет.
В начале декабря я собирался в отпуск и попросил клиента дать время на изучение дела и ознакомление с последним отчетом конкурсного управляющего, ноутбук взял с собой.
За три года объем изучения очень большой, но это только на первый взгляд.
Начал наиболее тщательный просмотр судебных актов, начиная с более свежих, не позднее одной недели с момента получения коммерческого предложения, поскольку предположил, что событие в деле, которое подтолкнуло предпринимателя купить задолженность должно быть свежим, ведь 3 года никто ничего не хотел и тут вдруг….
Искать долго не пришлось. Все очень быстро.
Оказывается более полутора лет в разных инстанциях, в деле о банкротстве рассматривался обособленный спор о признании договоров залога имущества должника, заключенного с крупным банком недействительной сделкой.
Решения были разными, но точку в споре поставил Верховный суд буквально неделю назад.
Договоры залога имущества должника были признаны недействительными.
Что это означало для нас? А это означало, что денежные средства, вырученные от продажи заложенного имущества должника и находящиеся в конкурсной массе, будут распределены не в пользу банка, как залогового кредитора, а в пользу всех кредиторов пропорционально, то есть достанутся не одному банку, а всем.
Из судебных актов было видно на какую сумму выдавались кредиты и какая стоимость заложенного имущества.
Времени потратил минут 40. Больше изучать ничего не стал.
Запрашивать отчет конкурсного управляющего тоже не стал.
Почти перед вылетом в отпуск написал клиенту, что уступку реестровой задолженности не рекомендую и почему.
Только успел из отпуска приехать, а в мессенджере платежка – 50% реестровой задолженности выплачено.
Все молодцы, клиент тоже молодец, потому что прислушивается к мнению юриста, хотя соблазн получить круглую сумму, когда уже потерял все надежды, был у него велик.
Размер вознаграждения был предложен самим доверителем и тут же выплачен, меня он вполне устроил, даже более чем я ожидал.
Особенно радует, что он не сопоставим с трудозатратами, направленными на его получение.
Наверное, это мой гонорарный рекорд за консультацию.
С наступающим всех Новым годом!
Желаю, чтобы он для всех был лучше, чем уходящий.