Хочу поделиться с Вами недавно прочтенной книгой Семена Львовича Ария «Жизнь адвоката».
Семен Львович Ария (28 декабря 1922 года — 24 ноября 2013 года) – один из известных российских адвокатов, начал осуществлять адвокатскую деятельность в 1948 году. С 1960 по 1970 год С.Л. Ария защищал лиц, активно выражавших свои политические взгляды, которые отличались от коммунистической идеологии. К слову, в то время, на подобное осмеливался не каждый адвокат и именно по этим делам был особо высок риск трагически завершить свою карьеру за одно необдуманное высказывание. Помимо диссидентов, С.Л. Ария защищал и иных лиц, в том числе многих известных людей, участвовал в громких процессах.
В данной книге С.Л. Ария представлены судебные речи, жалобы, рассказы об интересных делах, жизни, войне, а также о нравственных принципах адвокатской деятельности и об адвокатской тайне. На последнее, думаю, следует обратить особое внимание, поскольку, как подтверждает в предисловии к указанной книге экс-президент ФПА РФ, ныне первый вице-президент ФПА РФ Семеняко Евгений Васильевич, «адвокат Ария выработал ряд нравственных принципов, которые вошли в действующий Кодекс этики адвоката».
Семена Львовича Ария затронул моральный вопрос адвокатской тайны и разъяснил важные моменты, касающиеся последней.
Итак, адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Также предусмотрен ряд гарантий сохранения адвокатской тайны, о которых всем нам хорошо известно. Адвокатская тайна, безусловно, является основой доверия к адвокату. Конституция гарантирует гражданину право на полноценную юридическую помощь, очевидно, что человек сможет довериться адвокату только в том случае, когда будет уверен, что данная информация не будет донесена до сведения третьих лиц.
Семен Львович разъясняет, что, даже с позиции морали, о совершенном преступлении адвокат, безусловно, обязан умолчать. При этом из содержания очевидно, что неважно, что об этом преступлении никто не знает и что оно общественно опасно. Вопрос морали в данном случае не должен стоять, поскольку преступление уже совершено.
Далее С.Л. Ария разъясняет, как адвокат должен себя повести в случае, если ему от доверителя стало известно о готовящемся преступлении. Консультирование по поводу готовящегося преступления недопустимо, это будет являться существенным нарушением закона. В данной ситуации адвокат должен «убедительно порекомендовать отказаться от осуществления замысла и указать на пагубность последствий». Моральный вопрос в данном случае не встанет, если дело идет о кражи трех кастрюль, но что, если стало известно о готовящемся убийстве человека или даже нескольких людей? Понятно, что данная ситуация скорее фантастична, не всегда доверитель готов рассказать честно о совершенном преступлении, а тут речь идет о готовящемся, но тем не менее, такая ситуация может возникнуть.
По поводу противоречий морального долга и требований профессиональной тайны, Ария С.Л. предпринял попытки приблизится к правильному ответу, но не стал в данном случае отвечать наверняка. При этом Ария приводит сравнение со священником из романа Э.Войнич «Овод», нарушившим тайну, поступок которого «безоговорочно осуждается цивилизованным миром». После чего Ария делает вывод: «вероятно в этом и содержится нелегкий ответ на вопрос об относительной и абсолютной обязательности принципа адвокатской тайны». Однако Овод в данном романе являлся главным героем и, в целом вызывает положительное впечатление у читателя, у него есть цель, как ему кажется, благая и он идет к ней, как же еще относится читателю к человеку, который его предал? Но каково было бы отношение к данному священнику, если бы Овод был, скажем, убийцей детей? Думаю, диаметрально противоположным. Безусловно, не призываю никого нарушать адвокатскую тайну, адвокат обязан ее сохранить, даже в самом крайнем случае, но все же тут есть о чем подумать с точки зрения морали.
Возможно, судебные речи и жалобы несколько устарели для нынешних реалий, но ознакомиться все же с ними стоит. О войне он также написал очень интересно, несмотря на то, что не очень люблю читать об этом, повествование о его личном участии в военных действиях мне понравилось.
Рекомендую к прочтению.