великороссов и латгальцев — маленький зловредный домовой дух. Ч.
представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого». Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп
зерном («все в амбарах поберет, из сусеков заметет») и животными («что мычит
и блеет, квохчет и лает, корову и собаку — гони в буераки, курку и козлищу -
ко мне в логовище»), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить
людей голодать. «Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а
питается людской бедою». Ч. сначала поселяется в одной избе, но если его не
выжить, может «цельную волость запустошить».
Известен цикл сказок о победе странствующего героя над Ч. Герой (кузнец,
солдат или «человек прохожий» без указания рода занятий) попадает в дом (в
село), где бесчинствует Ч.: «Пошто, добры люди, в холодной избе в потемках
сидите, сухую корку едите» — Чубайська огонь засцал". Герой решает сразиться
с демоном и в полночь зажигает свечу. Появляется разъяренный Ч. и требует
выкуп, угрожая потушить огонь. «Спробуй,- говорит герой,- небось, и в
наперсток ховаться не умеешь». Ч. залезает в наперсток, герой залепляет его
свечой, «у Hиколина образа горевшей», а затем плющит молотом и бросает в
болото (кузнец) или заряжает в ружье и выстреливает «в белый свет» (солдат).
(Кикиморы — проклятые родителями дети, Ч. — «бл*дин выкидыш»).
(«Мифологический словарь» под ред. Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова и др., стр.
999-1000. М., «Hаука», 1996 г.).