Хочу привести яркий пример того, что не все суды проходят мимо установления причинно-следственной связи между нарушением водителем конкретного пункта ПДД РФ и наступившими последствиями.
Так, в одном из районов Московской области я представлял интересы потерпевшего (погибшего мотоциклиста), а вернее уже его матери, которая была признана потерпевшей по делу. Суть дтп не сложная — поздний вечер, темная (без искусственного освещения) небольшая подмосковная дорога.
Автомобилю нужно свернуть с главной дороги налево, в месте где поворот разрешен.
Водитель автомобиля начинает маневр поворота и «ловит» в «лоб» на встречной стороне дороги мотоцикл, который следует прямо во встречном направлении.
Надо отметить, что мотоциклист был в нетрезвом состоянии (легкая степень опьянения), без водительского удостоверения (парню было 16 лет), и ехал он на незарегистрированном мотоцикле, не застрахованном и не имеющем диагностической карты. Суд в приговоре жестко прошелся по доводам защиты о том, что парень был пьян и без прав и вообще не должен был выезжать на дорогу.
Суд указал, что проведённой автотехнической экспертизой установлено, что водитель мотоцикла не имел технической возможности избежать дтп посредством торможения, в момент начала маневра поворота налево водителем авто, а следовательно, лишь нарушения правил проезда нерегулируемого перекрестка водителем автомобиля находятся в причинной связи с дтп.
Данный водитель перед началом осуществления поворота, обязан был убедиться, что не создаст помех встречному транспорту, двигающемуся прямо, без изменения направления, и осуществлять свой маневр водитель авто мог лишь пропустив встречный транспорт. В связи с чем, суд даже не признал «букет» нарушений ПДД со стороны погибшего обстоятельством, смягчающим наказание водителю автомобиля.
Ситуацию с суровостью решения суда определил настрой матери погибшей и мягко выражаясь — «неадекватное поведение» обвиняемого, подсудимого. Так, водителем автомобиля был экс-полковник ФСБ, который ни копейки не возместил матери погибшего, вёл себя возмутительно и на следствии и в суде, периодически проявляя неуважение к погибшему, его родственникам, суду, прокурору. Итог: в 67 лет экс-полковник ФСБ с орденом Красной Звезды СССР и орденом Красного Знамени республики Афганистан осужден к 3-м годам лишения свободы с отбытием в колонии-поселении, с лишением права управления на два года. Апелляция оставила приговор в силе.
Прилагаю лист решения, в котором суд анализирует наличие причинно-следственной связи...
Стоит отметить, что суд хоть и указал, что п.п. 1.3; 1.5 ПДД носят общий характер, но всё же не исключил их из обвинения...