Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 г.)

Ранее мы рассказывали об утверждении данного обзора. Сейчас хотим подробнее остановиться на наиболее интересных правовых позициях, представленных в нем.

В Обзор вошло более 50 правовых позиций по вопросам, связанным с обращением с ТКО, большинство из них представляют интерес и целиком применимы в деятельности организаций, управляющих МКД. В частности:

- если между региональным оператором и собственником ТКО не оформлен письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, то эти услуги оказываются и оплачиваются в соответствии с условиями типового договора. При этом такой договор с УК считается заключенным либо с даты, указанной в решении ОСС о выборе УК, либо с даты заключения договора управления МКД. Отсутствие оформленного договора само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КОАП РФ;

- если собственник вообще не проживает в квартире, плата за ТКО на период его отсутствия (непроживания) не пересчитывается. Если потребитель проживает в квартире, но временно отсутствует, то плата пересчитывается независимо от того, исчисляется ли она исходя из количества проживающих или из общей площади жилого помещения;

- создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов МСУ. Собственники помещений в МКД всего лишь вправе принять решение о создании контейнерной площадки на собственном земельном участке, относящемся к общему имуществу;

- а вот обязанность содержать площадки накопления ТКО возложена на УК (ТСЖ). Если площадка обслуживает несколько МКД, то расходы по ее содержанию распределяются между УК пропорционально общей площади помещений в МКД;

- если региональный оператор не смог забрать мусор из-за сугробов на дороге, мешавших проезду техники, он отвечает за неоказание услуги по обращению с ТКО (потому что выпадение снега в зимний период относится к предсказуемому явлению, не является чрезвычайным и не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы);

- если бункер для сбора крупногабаритного мусора расположен далеко от дома — это проблема потребителя. Региональный оператор не обязан доставлять крупногабаритных отходов от потребителя на площадку для их складирования;

- обязанность создать и содержать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (в том числе, если обустроить такое место в МКД невозможно) лежит на органе местного самоуправления, причем такие отработанные лампы, — хотя и относятся к отходам I класса опасности — все же являются ТКО;

- если в регионе не организован раздельный сбор мусора, собственник ТКО выбирает один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов (по нормативам накопления ТКО или по количеству и объему контейнеров в местах накопления ТКО). Если и регион перешел на раздельный сбор мусора, и потребитель сортирует мусор в соответствии с региональными правилами, то последний вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров;

- владелец нежилого помещения в МКД может учитывать свои ТКО исходя из количества и объема собственных контейнеров, установленных на площадке накопления ТКО (независимо от перехода региона на раздельный сбор мусора);

- акты о нарушении региональным оператором обязательств по вывозу ТКО можно опровергнуть, в том числе, данными системы ГЛОНАСС, путевыми листами, территориальной схемой, маршрутными журналами и другими документами;

- в договор оказания услуг по обращению с ТКО можно включать условие о периодичности вывоза сухих сортированных отходов по заявке потребителя, потому что накапливать сухие сортированные отходы можно и дольше, чем три дня (данный «санитарный» срок установлен для несортированных ТКО);

- убирать несанкционированную свалку должен собственник земельного участка (необязательно с привлечением регионального оператора). Если собственность на земельный участок не разграничена, мусор (предупредив ОМСУ) вывозит региональный оператор, который вправе взыскать соответствующие убытки с ОМСУ;

- несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.4 КОАП РФ.

Подготовлено экспертами компании «Гарант»

Ссылка на оригинал

Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Кто платит за мусорную площадку, снижать ли плату за мусор отсутствующему собственнику, как быть, если нет договора на вывоз ТКО, и другие ответы от ВС РФ» 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации