Именно этой добродушной улыбкой и отличается цирк от реальной правовой жизни, в которой люди придумали право на марку, предусмотрели его фиксацию в специальном ведомстве по маркам и патентам (DPMA), которая в свою очередь даёт обладателю этой «фиксации» право согласно § 9 MarkenG, запретить всем, включая клоуна и его пуделя, фиксировать что-то подобное, даже если он вышел просто посмеяться и ничего плохого не замышлял.
Вот так можно вкратце описать ситуацию, которая возникла на правовом пространстве марочного и авторского права в Германии ещё в 2006 году. Ситуация, пройдя множество инстанций, дошла до Верховного Суда и лишь недавно, почти к первому апрелю 2015, а именно второго апреля, нашла своё разрешение под номером актов I – ZR 59/13 и под кодовым именем «Прыгающий Пудель» (Springender Pudel).
Теперь по-подробнее, кто кому в правовом плане «нагадил» и с какой аргументацией всё это «разгребали» все инстанции, включая саму Верховную и с каким результатом.
И так, по-порядку.
Истец, обладатель более ранней марки с дикой кошкой, ещё в 2008 году, в первой инстанции (Земельный Суд Гамбурга) инициировал т.н. иск о ликвидации занесённой марки (Löschungsklage) на основе §§ 55, 51 MarkG. Такой иск предусматривает возможность ликвидации марки даже в случае, когда срок для обжалования занесения в регистр марок истёк, несмотря на наличие обстоятельств, препятствующих занесению и предусмотренных в §§ 9 — 13 MarkG.
Своим решением (от 10.02.09 ном. акт. 312 O 394/08) данная инстанция уже в 2009 году подтвердила право истца требовать от обладателя более молодой марки с «прыгающим пуделем» его согласия на ликвидацию марки. Обоснование решения, как и обоснование иска, содержало ссылку на наличие именно тех обстоятельств, которые указанны в § 9 MarkG и предусматривают возможность требования ликвидации занесения. В согласии истцу было разумеется отказано и решение было оспорено ответчиком в Высшем Земельном Суде Гамбурга.
В этой вышестоящей инстанции (OLG Hamburg) ответчик оспорил решение, которое основывалось на использовании т.н. наличия различительной силы уже известной на рынке марки и применении при этом норм, действующих для этой определённой группы нарушений, а именно § 9 MarkG. В этой группе не предусмотрен наличие т.н. риска перепутывания (Verwechselungsgefahr) двух зарегистрированных марок. Проще говоря, суть оспаривания сводилась к тому, что нельзя перепутать дикого зверя и его название из 4 букв с цирковым пуделем, силуэт которого содержит «многочисленные бубончики» и название состоит из 5 букв. А раз перепутать нельзя, дак и группа нарушений выбрана не та и решения суда необоснованны.
Своим решением вышестоящая инстанция (см. ном акт. 5 U 39/09 от 7.03.13) отклонила обжалование ответчика, который и обратился в Верховный Суд, оспаривая и это решение. Словом, «пудель» просто так сдаваться не собирался, ибо имел свой громкий, звонкий голос и собственное мнение.
Своим обоснованием Верховный Суд с одной стороны подтвердил, что разница двух словесно-картинных знаков достаточно велика для того что бы признать наличие «риска перепутывания», т.е. наличие этого риска (согл. § 9 Aбз. 1 ном. 2 MarkenG) было отклонено. С другой стороны Верховная инстанция указала на то, что ответчик своим знаком умышленно использует уже устоявшуюся степень известности марки истца, то есть более «старшей» по сроку регистрации марки.
При этом он (обладатель «прыгающего пуделя») явно использует уже имеющиеся рыночные преимущества схожести обоих марок, обращая на свою марку то внимание участников рынка и покупателей своих продуктов, которое он не мог бы обратить без наличия этой схожести двух марок. Такая ситуация подпадает под условия и требования, заложенные в § 9 Абз. 1 ном. 3 MarkenG, что оправдывает требование правообладателя более известной, ранее зарегистрированной марки и в данном случае истца.
Согласно аргументации Верховной инстанции, пользователи сходных продуктов с нанесёнными на них двумя сходными марками мысленно сопоставляют две марки из-за их явного сходства (независимо от риска их перепутать) и могут придавать более молодой марке те же особенности и характеристики продукта, которые изначально свойственны уже известной на рынке марке.
К тому же, суд отклонил наличие возможности ответчика апеллировать к своим конституционным правам на творческое самовыражение или на свободу выражения своего мнения. В подобной коллизии со сходными конституционными правами на собственность в виде зарегистрированной марки, права ответчика вынужденно уступают, поскольку они (права на творческое самовыражение) не дают ему возможность регистрации идентичных или сходных марок.
В этом плане защита в виде регистрации марки служит т.н. защитой предстоящих или имеющихся инвестиций в тот или иной продукт в определённом сегменте рынка, независимо от прав на то или иное самовыражение. А в данной области права по защите коммерческой деятельности и права на выражение мнений подлежат более чёткому разграничению.
Что ж, остаётся лишь пожелать всем, кто планирует регистрацию тех или иных марок названий и товарных знаков в ведомстве по маркам и патентам, более внимательно подходить к изучению уже имеющихся защищённых прав в том или ином сегменте рынка Германии и учитывать при этом прецедентную практику, аргументацию инстанций, принимающих решения и конкретные нормы немецкого права.
Всем желающим, кто может быть захотят регистрировать марки электронных гаджетов типа «Ай-вот» или «Ай-тут», а так же марки на банановый йогурт «banone» или на напитки для женщин «Coca-Lola» желательно делать это за пределами того мира, в котором существует риск быть «съеденным пумой» как пудель или заранее получить квалифицированные разъяснения и экспертизу в мире немецкого права и конечно же на русском.
__________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, +049-511-1613948 — о немецком праве на русском.