Летом 2024 года ко мне обратились за юридической помощью по вопросу взыскания ущерба с WildBerries. Товар, который был передан маркетплейсу, был принят на склад, но в продажу не поступил. Товар был сезонным и новогодним, так как пользуется повышенным спросом только в период новогодних праздников. Суд взыскал вместо 305 тысяч рублей всего лишь 143 тысячи рублей, но обо всем по порядку.
Досудебная претензия и иск: досудебную претензию ответчик проигнорировал, исковое заявление мы подавали через «МОЙ Арбитр»
После нарушения сроков поступления товара в продажу, продавцом были составлены обращения о допущенных торговой площадкой нарушениях, но они по существу операторами площадки не рассмотрены, допущенные нарушения не устранены.
Летом 2024 года мной была составлена и направлена мотивированная досудебная претензия. Ответа не последовало.
В сентябре 2024 года подготовлен и направлен иск через систему «Мой Арбитр».
В качестве доказательств я предоставил:
— данные из личного кабинета продавца о поставках;
— отчет о продажах;
— переписку со службой поддержки;
— в качестве доказательств размере убытков — цена, по которой на тот момент времени был распродан поступивший в продажу товар + скидка постоянного покупателя, без учета комиссии площадки за продажу товара и доставку.
Экспертизу стоимости товара не проводили, так как дорого, единиц товара много, весь товар распродан, а тот, что не распродан — утерян. Где взять такой же? Поэтому путь с продажной ценой показался мне весьма убедительным.
Все поданные документы были подписаны усиленной электронной подписью, однако в своем определении суд обязал направить дубль всех ранее направленных в суд документов на бумажном носителе. Определение суда исполнено, хоть общий объем документов и составлял около 200 страниц. Дело было принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Доводы ответчика: почему они нечего не теряли, а если и теряли, то ничего не должны
Ответчику для предоставления возражений на исковое заявление и предоставления дополнительных документов установлены два срока, по истечении которых поданные документы не рассматриваются и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.
Отзыв от ответчика прилетел на мой ватсап в 2 часа ночи за пределами установленных сроков. Вместе с отзывом поступили «битые файлы» с документами, которые и на телефоне, и на компьютере открываться отказывались.
Утром в суд направляю возражения на отзыв, в том числе прошу не принимать отзыв, так как:
- документы направлены за пределами установленного срока;
- ходатайства о принятии документов ответчик не заявлял и не обосновывал невозможность предоставления их в установленный срок;
- документы, на которые ссылается ответчик истцу направлены в виде файлов, которые не открываются.
Решением суда, исковые требования удовлетворены частично. Вместо заявленных 305752 рублей, судом взыскано 143335 рублей 68 копеек. Апелляционным определением Десятого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения. За три дня до апелляционного определения отзыв на апелляцию также был отправлен на ватсап, только уже в 3 часа ночи.
Ответчиком не доказано, что количество утраченного им товара меньше, чем указано в иске
Представитель Вайлдберрис указывает, что реально было утрачено 69 единиц товара, а не 123, как указано в иске истцом. Доказательства, на которые ссылался ответчик, нам направленыне были, при ознакомлении с делом в режиме ограниченного доступа указанные материалы судом также не были предоставлены.
Определение размера убытков без экспертизы по цене реализации товара
При определении размера убытков, я принял решение исходить из цены, за которую продавался товар на момент его утраты маркетплейсом. Решение считаю правильным, так как весь имеющийся товар был распродан, соответственно нарушенное право будет восстановлено только в случае возврата кредитора в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Однако несмотря на то, что указанная норма приведена в решении, суды принимают позицию ответчика о том, что истцом не представлена закупочная цена товара, а при ином виде компенсации на стороне истца возникает неосновательное обогащение.
«Алё, гараж!» А как же поездка в Китай для выбора поставщика, доставка контейнера, растаможка товара, наклеивание этикеток и прочие расходы? Кроме того, совершенно непонятно, какие расчеты применял ответчик для определения суммы в размере 143335, 68 рублей.
Из интересного:
- ответчик в отзыве ссылается на ограниченную ответственность согласно оферте, однако сам приводит информацию по пожару в Шушарах, который был задолго до утраты указанных поставок и там ущерб был компенсирован по полной стоимости.
- ответчик считает, что даже при утрате им товара, из цены указанной продавцом, должна быть удержана комиссия площадки несмотря на то, что услуг по хранению, перемещению и доставки по утраченным позициям ими не осуществлялось.
- Определение продажной цены также затруднительно тем, что на маркетплейсе есть скидка постоянного покупателя, которая составляет около 25% от цены, установленной продавцом. Товар продается по цене на 25% ниже установленной цены, однако при продаже продавец получает цену, которую установил сам, за минусом логистики и доставки товара.
В целом, в этом деле я обозначил только часть сложностей по доказыванию причиненных убытков. Процессуальные документы по делу приобщены к данной статье.
В этом деле в суде удалось добиться удовлетворения только половины заявленных требований. Однако, частично ответчик по делу был прав. Часть товара действительно была возвращена продавцу, только уже после принятия иска судом. Часть была в испорченном состоянии, много раз от товара отказывались покупатели, карточка товара «обросла» негативными отзывами, подсчет количества и реально возвращенных сумм после продаж подсчитать было невозможно.
Столь же запутанный и бездоказательный отзыв и предоставил ответчик, допустив множество нарушений. Например, если суд заставил нас направлять все документы на бумаге заверенные надлежащим образом, от ответчика была принята не заверенная таблица в EXEL которая не была заверена и все документы в ней легко редактировались...
картинка сгенерирована нейросетью.
юрист Назаренко Михаил Викторович
тел: 8-928-621-03-85
остальные контакты в профиле


Уважаемый Михаил Викторович, у меня двоякое отношение к маркетплейсам, да наверное и у многих коллег тоже отношение к ним неоднозначное, но как бы то ни было, Ваш опыт будет однозначно полезен. Спасибо за размещение материалов этого дела! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, для покупателей маркетплейсы удобны. Иногда даже очень. Но закон физики во сколько раз выигрываешь в силе, во столько раз проигрываешь в расстоянии работает и тут. Насколько удобно для покупателей, настолько сложно работать для продавцов.
Да и площадка всячески пытается обезопасить себя, даже от ошибок своих же сотрудников.
И суд практически всегда становится на сторону торговой площадки.
В этом деле сделано максимум из возможного.
Но, к сожалению убытки от катания товара испорченного самим вайлдберрис, маркетплейс и склады никогда не признают. Хотя, если бы возникла целесообразность и такого дела, я бы согласился поучаствовать.
Уважаемый Михаил Викторович, полезная инструкция. Обязательно пригодится.
Уважаемый Олег Юрьевич, такие дела отличатся особой сложностью и спецификой. Есть даже специальные юристы, которые как автоюристы, занимаются только этой категорией дел. Но, увидя некоторые документы подготовленные именно такими юристами — я упал в осадок. Поэтому разбирался с нуля сам.)
Уважаемый Михаил Викторович, пару месяцев назад в чате Праворуба размещала запрос на консультацию по спору с WB. Что ж вы не отозвались?:)
Поэтому разбирался с нуля сам.)И у Вас это прекрасно получилось!
Спасибо за публикацию, я сама от таких дел открещиваюсь, но реалии таковы, что скоро их будет все больше и больше. Аппетиты меркетплейсов растут, а качество их работы — наоборот.
Уважаемая Ольга Ивановна, виноват. Мимо моих глаз прошло, не увидел в чате. Так бы обязательно переслал все документы и поделился бы знаниями.К слову сказать, с испорченным ВБ товаром и пустыми поездками до покупателя — сделать ничего было бы нельзя. А вот предоставить мотивированные доказательства того, что товар, который был возвращен — был возвращен уже после после подачи иска и не порезать уплаченную госпошлину и представительские расходы — было бы реально. Но, к сожалению, у доверительницы не получилось в срок мне предоставить движения товара из личного кабинета. Пришлось идти путем предоставления ненадлежащих доказательств ответчиком. Но, видимо ВБ у суда на особом доверии. Для них и правила приема документов установленных судом не работает и требования к представленным доказательствам тоже.
Уважаемый Михаил Викторович, за последнее время слишком много стало появляться жалоб на воровство на ПВЗ. Истории разные, сотрудники на выдумки горазды.
Выяснился и ещё один интересный нюанс — с доставкой, когда товар, заказанный клиентом на дом, не был доставлен, но статус сменился на «доставлено». Оказывается, на ПВЗ курьер получает уже оплаченный товар (иначе доставка невозможна), а вот доставит он его или нет, и как он им распорядится — WB как бы не волнует.
Расскажу потом, чем дело закончится, кто виноват и что делать. Народ же должен знать своих обидчиков и их схемы (handshake)
Уважаемая Татьяна Васильевна, недобросовестные покупатели — особая тема. Вспомнить историю с судьей, который попался на замене товаров в пункте выдаче. Недавно, поступал запрос, как быть, когда покупатель получил товар, а дома сфотографировал пустую коробку, потребовал возврата денег… потребительский терроризм.
А вот про курьера, который присвоил товар себе, почитать будет интересно. На чью сторону станет маркетплейс и чем дело завершится.
Уважаемый Михаил Викторович, я как то с Декатлоном судилась — купила у них куртку, а в 2022г. перед уходом из РФ они устроили распродажу и у них эти куртки закончились. В общем они мне деньги не вернули (аж 7 тыс) и куртку не доставили. В суде все взыскала с процентами, они кстати отзыв в мировушку направляли, мол, деньги мы вернули)
Потом почта РФ потеряла мой исполнительный лист (отправляла в Москву по месту регистрации ООО Октоблу — которое под брендом Декатлон торговало), пришлось получать дубликат! Короче сама себе устроила квест, зато справедливость восторжествовала
Уважаемая Наталья Михайловна, ВБ кстати, по ЗОЗПП все законное возвращает в досудебное порядке после получения претензий.
А с исполнительным когда взыскивали, тоже ВБ отличился. Приставам я не стал направлять. Потеряют, потом 5 лет будешь лист возвращать и весточку добиваться, тем более они в Московской области. Направил в ВБ банк. Они получили и звонит сотрудница банка, видимо первый день на работе и образования 5 классов церковно-приходской. Так как она для того, чтобы исполнить лист просила номер казначейского счета и миграционную карту. объяснял долго, что к Индивидуальному предпринимателю это не относится. Она не иностранный гражданин и не бюджет России. Сотрудница не понимает. Психанула и отключилась. Перед этим сказав, мы сегодня же вам его вернем...
Пишу гневное письмо на эл. почту. И о чудо! на следующий день звонит уже другая сотрудница и говорит, что получили мое письмо и поэтому уже упакованный лист вернули с отправки. Нужно дослать дату рождения и все что нужно для физических лиц. Попробовал объяснить, что взыскатель — индивидуальный предприниматель и данные физлица для исполнения не нужны, а все нужные данные есть в исполнительном листе и заявлении. Не понимают.
Хотел и действия банка обжаловать но потом решили ну их в пень. Дослали что просили. Теперь ждем листа по судебным расходам и тоже направлять будем...
Уважаемый Михаил Викторович,
просила номер казначейского счета и миграционную картуНу она на опыте явно ))